Арабские путешественники на великом шелковом пути. Арабские путешественники Описание путешествий известных древних арабов

Каждый день для нас - это день больших открытий, которые мы делаем в течение всей своей жизни. Много лет назад выдающиеся путешественники сделали большое дело - они открыли для нашего понимания новые уголки мира, по которым еще ни разу не ступала нога человека. И со временем те безлюдные территории переполнились разнообразным населением, которое живет там до сих пор.

Арабские путешественники

Для арабских народов очень много факторов повлияло на развитие не только торговых и религиозных путешествий, но и широкого масштаба получили культурно - познавательные путешествия . Люди хотели познавать окружающий мир все больше, открывать новые земли, чтобы прославиться. Самыми известными арабскими путешественниками стали:

  • Абу Хамид аль-Гарнати (начал свое путешествие в 1130 году, посетив многие страны, он не останавливался на одном месте и через определенный отрезок времени переезжал из города в город в поиске новых приключений вплоть до 1169 года. А в следующем году внезапно Абу Хамид аль-Гарнати умер);
  • Ибн Баттута (всю жизнь провел в странствиях с 1325 до последнего своего вздоха, был свидетелем Черной смерти, которая прошла Сирией, Палестиной и Аравией, эта болезнь забрала у него родителей);
  • Ибн-Хаукаль (большую часть жизни провел в путешествиях по Азии и Африке);
  • Ибрагим ибн Якуб (путешествовал западнославянскими землями, был знатным человеком в Германии);
  • Лев Африканский (путешествовал с раннего детства вместе с родителями);
  • Аль Масуди (в своих странствиях любил собирать материалы по истории, географии и культуры разных народов);
  • Ибн Фадлан (любил описывать свои путешествия и путешествовать с разными народами).

Территории, исследуемые арабскими путешественниками

Арабские приключения искатели исследовали очень много территорий, но основными территориями, которые считались полезными в их торговых делах , были:

  • Персидский залив;
  • берега Сомали;
  • остров Занзибар;
  • Мальдивский архипелаг;
  • острова Индонезии;
  • берега Индии.

Ежедневно каждый из нас открывает что-то новое, не стоит бояться перемен, следует экспериментировать и узнавать все больше о том, что тебя окружает.

Сулейман Купец Сулейман из Басры; В 851 г. совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай; Попутно посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова; Записки Сулеймана, составленные около 851 года, позже были дополнены арабским географом Абу-Зейд-Гассаном и в таком виде приобрели большую известность.

Путешествие Сулеймана Выйдя из Персидского залива, Сулейман вскоре достиг «второго моря» - Аравийского (Оманского залива). Там он видел огромную рыбу, вероятно кашалота, которого предусмотрительные мореплаватели отпугивают звоном колокола. Там же была поймана акула, в желудке которой оказалась акула меньших размеров, а в последней - акула еще поменьше, «обе живые» , - прибавляет путешественник, не боясь преувеличений. Далее Сулейман говорит о Геркседском море (Индийском океане), простирающемся от Мальдивских островов до Зондского архипелага, в котором он насчитывает до тысячи девятисот островов. Среди этих островов, находившихся под управлением женщины, он отмечает остров Цейлон с его жемчужной ловлей, Суматру, богатую золотыми рудниками и населенную людоедами, а также Никобарские и Андаманские острова. «В этом море, - сообщает он, - свирепствуют смерчи, которые расщепляют корабли и выбрасывают на берег огромное количество мертвой рыбы, груды камней и даже целые горы; когда вздымаются волны, море становится похожим на пылающий огонь» . Сулейман полагает, что это море посещается чудовищем, которое пожирает людей.

Путешествие Сулеймана Выменяв у жителей Никобарских островов железо на кокосовые орехи, сахарный тростник, бананы и кокосовое вино, он переплыл затем Андаманское море, омывающее берега Малакки, и после десятидневного плавания остановился в районе современного Сингапура, чтобы запастись пресной водой. Затем он поднялся к северу по морю Кедрендж - по - видимому, речь идет о Сиамском заливе - и достиг провинции Поуло - Оби, находящейся в южной части Камбоджи. Здесь глазам арабского купца открылось море, простирающееся между Молуккскими островами и Индо - Китаем. Сулейман отправился на остров Сандер - Фулат, запасся там съестными припасами и продолжал свой путь по морю Санджи, или Южно - Китайскому. Месяц спустя он вошел в оживленный китайский порт Сиань - фу (Кантон).

Ибн Даста В 10 -11 вв. путешественники значительно расширили географию странствий; Арабский писатель Ибн Даста из Персии совершил длительное путешествие; Результаты своих странствий изложил в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ; В ней он упоминает о славянах, описывает их быт, нравы, обычаи.

аль - Масуди аль – Масуди из Багдада путешественник 10 века; О своем путешествии написал две книги «Золотые пояса и россыпи драгоценностей» , «Сообщения и наблюдения» ; Описал все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ, Восточную Европу, Северную и Восточную Африку.

аль - Идриси В 12 веке арабский путешественник аль – Идриси был приглашен сицилийским королем в Палермо для составления географических карт; В 1154 г. появилась его книга «Географические развлечения» , в которой совершалась проверка идей Птолемея; Итогом его многолетней работы стали карты мира, круговая и прямоугольная, на 70 листах.

Ибн Баттута Родился в Танжере 25 февраля 1304 в семье принявших мусульманство берберских ученых и судей. Его полное имя - Мухаммед ибн Абдаллах ибн Баттута.

Ибн Баттута В 1325, решив выполнить заветный долг мусульманина и совершить паломничество в Мекку, Ибн Баттута прошел из Марокко вдоль побережья Северной Африки до Каира и оттуда направился в Дамаск, где присоединился к каравану. В перерыве между паломничествами 1326 и 1327 путешествовал по южной Персии и Ираку. Спустя год или два посетил Йемен, отправился по морю из Адена к арабским факториям в Восточной Африке и возвратился в Мекку через Оман и Персидский залив.

Затем у него созрел замысел побывать в Индии, поскольку он много слышал о Мухаммеде ибн Туглуке, султане Дели. Однако найти в Джидде корабль, направляющийся в Индию, не удалось, и Ибн Баттута решил отправиться в путешествие по суше. Пересек Малую Азию и отплыл из Синопа в Крым, а оттуда добрался до Сарая, резиденции хана Золотой Орды, и подался на Кавказ. Воспользовавшись представившейся возможностью посетить Константинополь, вернулся через степи в Сарай на Волге и продолжил путь через Хиву, Самарканд, Хорасан и Афганистан. 12 сентября 1333 благополучно добрался до границы с Индией, проходившей по р. Инд.

В Дели Ибн Баттуте был оказан радушный прием, и он прожил там восемь лет. В 1342 он был направлен посланцем к монгольскому императору, правившему Китаем, но в Каликуте на юге Индии его отряд попал в беду. Не пожелав возвращаться в Дели, Ибн Баттута отплыл на Мальдивские острова, где пробыл 18 месяцев в качестве кади (мусульманского судьи). Посетил Цейлон, восточный берег полуострова Индостан (Коромандельский берег) и Бенгалию, а затем Суматру, где сел на судно, направлявшееся в Зайтун (современный Сямынь, или Амой) в Китае. Его пребывание в Китае было недолгим, вернувшись в южную Индию, он снова направился в Мекку. После этого Ибн Баттута решил возвратиться в Марокко и достиг города Фес в ноябре 1349. За этим последовала поездка в Гранаду. В 1352 -1353 Ибн Баттута совершил последнее путешествие и пересек Сахару. Добрался до страны народа мандинго в верховьях р. Нигер (совр. Мали), оттуда вернулся в Фес. В Фесе надиктовал описание своих путешествий одному из писцов марокканского султана. Умер Ибн Баттута в Фесе примерно в 1369 (по другим источникам в 1377) и был погребен на родине - в Танжере.

В Фесе надиктовал описание своих путешествий одному из писцов марокканского султана. Умер Ибн Баттута в Фесе примерно в 1369 (по другим источникам в 1377) и был погребен на родине - в Танжере. Книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» , более известная под названием «Путешествия Ибн Баттуты»

За период Древнего мира и Средневековья было исследовано все громадное береговое пространство от Норвегии до Китая - берега Атлантического океана, Средиземного и Красного морей, Индийского океана и Китайского моря. Путешественники смело проникали во внутренние области разных стран - от Египта до Эфиопии, от Малой Азии до Кавказа, от Индии и Китая до Монголии. Хотя путешественникам и не удавалось добиться математической точности в определении географического положения различных мест, которых они достигали, но зато они подробно изучали обычаи и нравы жителей, природные богатства, ремесла, искусства и торговлю многих стран. Корабли, хорошо ориентируясь в режиме ветров, могли уже с уверенностью пускаться в далекие и опасные плавания. Караваны, используя проложенные пути, могли смело продвигаться во внутренние области отдаленных стран.

В начале X века норманн Эйрик Рыжий отправился на поиски новых стран. В 982 году с командой в 32 человека Эйрику удалось открыть остров, на котором он основал две колонии. Землю он назвал Гренландией, что в переводе означает «зелёная земля» . Название привлекло к себе внимание и туда стали переселяться люди. Всего через несколько лет там насчитывалось 3000 жителей. Географически Гренландия относится к Америке. Значит, уже за 500 лет до Колумба Эйрик Рыжий открыл Америку.

В 1001 году на поиски новой земли отправился викинг Лейв, сын Эйрика, прозванный Счастливым. Об этом рассказывает «Сага о Гренландцах» . С Лейвом было 35 человек. Сначала путешественники достигли Баффиновой Земли, которую окрестили Хеллюланд («бесплодная земля»). От неё, взяв курс на юг через несколько дней они увидели перед собой белые песчаные отмели и поросшие лесом холмы Скорее всего это был остров Лабрадор. Ещё южнее викинги обнаружили остров Ньюфаундленд.

Северяне были в восторге от увиденного: тучные зелёные луга, богатые рыбой реки. Даже дикий виноград! Потому и назвали это место Виноградной Страной - Винланд. На следующий год брат Лейва Торвальд предпринял новые путешествия. Но теперь ему пришлось воевать с индейцами. В одной из битв он был убит, а его команда отступила. Индейцев викинги называли «скрелингами» (заморыши). И всё же, несмотря на неудачу, была предпринята ещё попытка основать колонию. Но три года войны с индейцами вынудили викингов возвратиться домой.

Марко Поло Марко Поло (1254 -1324) - венецианский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира» . Она служит ценным источником по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века. Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI веков. В частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию; по подсчётам исследователей, Колумб сделал на ней 70 пометок.

Гостеприимство в Средневековой Европе Массовые поездки купцов, подмастерьев, духовенства, а также многочисленных в средние века пилигримов и паломников дают новое направление в формах предоставления приюта. Сначала этот приют был бесплатным, ради любви к ближнему, даваемый монастырями, церковными организациями, княжескими дворами и т. д. Основным юридическим актом для последующего периода развития гостиничного дела был эдикт Карла Великого (768– 814 гг.), императора Священной Римской империи, налагавший на монастыри и церкви обязанность содержания «госпициев» , предоставляющих путешественникам ночлег, питание, лечебную помощь и ванну.

«Госпиции – странноприимные дома, учреждения вроде гостиниц с характером монастыря. Находящиеся в них монахи и братья-прислужники составляют небольшие отдельные ордена. Госпиции устраивались в населенных местах и давали приют всем странникам. Особенной известностью пользовались госпиции в с. Бернарде, с. Готарде, Симплоне, Гриимзеле. . . »

Главным занятием некоторых рыцарских орденов было защищать пилигримов и оказывать им гостеприимство на их пути к святым местам. Один из таких домов, аббатство в Ронсевальском ущелье, обещал странникам радушный прием у ворот, бесплатный хлеб, услуги цирюльника и сапожника, фрукты и орехи из закромов аббатства, два хосписа для безнадежно больных и даже освященное место погребения.

В средневековой Европе церковь играла решающую роль в жизни общества и была единственным авторитетом, который признавали в любой стране. Монастыри и другие религиозные пристанища принимали путешественников (и приветствовали пожертвования). Многие монастыри были рады гостям. Богатых и знатных усаживали рядом с главным прелатом, в то время как бедняков размещали и кормили в отдельных помещениях.

Монастырская пища была простой, но часто более высокого качества, чем где-либо на пути. Овощи и скот монахи обычно сами выращивали и разводили на своих угодьях. На кухне было больше чистоты и порядка, чем в частных домах. Кроме того, монахи вели жесткую систему учета продуктов, что сказывалось на стоимости пищи. В результате пилигримам и бродягам жилось в монастыре лучше, чем иным дворянам у себя дома.

На звание самого старого из существующих постоялых дворов претендует постоялый двор «У дерущегося петуха» в местечке Сент-Албанс (Англия), основанном примерно в 795 году. Примерно в то же время появляются первые известные правовые акты, узаконивающие правовой статус постоялых дворов.

Для приюта прибывавших в город строились гостиные дворы, некоторые из них сохранились до сих пор. Созданию аналогичных гостиничных предприятий способствовали и знаменитые ярмарки во Франции (в Сен-Дени, Труа), в Италии (в Ферраре, Павии), в германских княжествах (в Борисе, Кёльне, Майнце, Шлейре) и т. д.

В Европе светская традиция «платного гостеприимства» связана с ростом городов. Не случайно первые заведения такого рода под названием taberna perpetua (круглосуточная торговля вином) появились на Рейне и Мозеле (важнейшая торговая дорога Средневековья). Сведения о них содержатся в резолюции местного архиепископа VIII века, которая запрещала духовным лицам посещение этих «злачных мест» . В народных песнях и балладах часто встречаются мотивы, связанные с ночевкой усталого путника (солдата, подмастерья, купца и т. п.) под гостеприимным (или негостеприимным) кровом. На постоялых дворах хозяин часто держал специальную комнату, предназначенную для ночевки гостей. Постоялые дворы располагались обычно на пересечении важных торговых дорог или в центре города у рыночной площади, где находились главный собор и ратуша.

Английское законодательство провозгласило гостиницу общественным заведением и наложило на их владельцев ответственность за благополучие путешественников. Владелец гостиницы имел не только право принимать постояльцев, но и определенные обязанности. Самые ранние постоялые дворы в Англии придерживались традиций пивных. Вечнозеленое растение, привязанное к колу, для всех было знаком того, что внутри продавался эль. Этот обычай еще сохранился в некоторых английских деревнях и сейчас. Зеленая ветвь, в свою очередь, обозначала, что в продаже есть яблочное вино. Люди собирались в этих заведениях, чтобы пообщаться и обсудить насущные проблемы.

Гостиницы существовали в крупных городах и на перекрестках, около переправ. Здания были больше похожи на пристанища с минимумом мебели. Тростник, который бросали на земляной или каменный пол, служил как ковром, так и поверхностью, на которую удобно было бросать кости и другие остатки пищи. В главной комнате вдоль стен были разложены матрацы, на которых спали. Пропитание было личным делом каждого, так как большинство гостей привозило свою собственную еду.

В 1282 г. трактирщики города Флоренции в Италии основали свою собственную гильдию, ассоциацию, имеющую целью помогать их бизнесу. Трактиры принадлежали городу, который сдавал их тому, кто больше предложит на проводимых раз в три года аукционах. Видимо, принадлежать к гильдии было выгодно, поскольку к 1290 г. в ней было уже 86 членов.

В «Кентерберийских рассказах» Чосера паломники собираются в знаменитой Лондонской таверне «Табард» , чтобы вкусно поесть перед долгой дорогой в Кентербери, к святым мощам Томаса Бекета. Лучшего рассказчика, который расскажет самую занимательную историю, хозяин таверны Гарри Бейли обещает наградить бесплатным обедом, устроенным в его честь. И он сам отправляется в паломничество, чтобы самому послушать эти истории и определить победителя.

Гарри Бейли и его харчевня действительно существовали: в 2003 г. в Лондоне на месте «Табарда» поместили мемориальную доску. О самом Гарри Бейли известно мало, зато многое можно сказать о месте, где располагалась его гостиница. Саутуорк в конце XIV в. не был частью Лондона, а располагался тогда на противоположном от Лондона берегу. С Лондоном его связывал единственный тогда мост через Темзу – London Bridge, поэтому Саутуорк всегда был шумным транзитным местом.

Средневековые курорты В раннем средневековье сохранялись, идущие еще со времен римской империи, традиции лечебных путешествий. Целебное действие вод связывали с заступничеством святых. Популярными курортами того времени были Пломбьер –ле- Бен (Франция) и Ахен (земля Северная Рейн-Вестфалия)

Арабские путешественники на Великом шелковом пути (IX-X в.в.)

Джуманалиев Т.Д., кандидат исторических наук, доцент КГНУ.

Возникновение ислама, а затем последовавшие арабские завоевания на Западе и на Востоке, привели к образованию арабского халифата. Однако завоевания продолжались на северо-востоке в первой четверти VIIIв., где были присоединены Мавераннахр и ряд других сопредельных областей. С ростом и укреплением халифата в VIII-IX.в.в. возник ряд государственных задач, особенно в финансово-налоговой системе. Конечно, арабы могли заимствовать хозяйственно-финансовую систему покоренных народов, в принципе они взяли за основу, но изменившиеся условия требовали и вновь проверенных точных сведений о распределении провинций, заселенных пунктов, о продуктах земледелия и промышленности, о размере обложений натуральных и денежных.

Кроме того, централизованная система управления требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения.

Интересы государства, будучи мировой державой своего времени, не позволяли ему ограничиваться знанием только своей территории; необходимо было иметь точное представление о других, в первую очередь о соседях и предполагаемом противнике. И война и мир этому содействовали: сведения доставляли и посольства, и пленники, возвращавшиеся на родину.

Путешествия с первых веков халифата приобрели очень оживленный характер. Как известно, одним из требований ислама было паломничество в Мекку, обязательное раз в жизни для мусульманина при наличии известного достатка и свободных путей сообщения. Поэтому существования последних имела религиозную сторону, а также торговля сухопутными маршрутами, не только объединяла самые отдаленные области халифата, но выходила далеко за пределы его, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. Короче, и религия, и торговля расширяли масштабы путешествия; тому же содействовала и система образования, которая рассматривала путешествия в поисках науки завершением круга учения и считалась обязательным.

До IX в. у арабов отсутствовало самостоятельное географическое произведение, но в девятом веке начинается знакомство с географическими трудами Птолемея как Альмагеста и География в переводах сирийских авторов и другими произведениями древних греков. Одновременно, подвергая их обработке, и завершается оформления научной и описательной географии арабов. Основное значение арабской географической литературы заключалась на новых фактах, сведениях сообщаемых ею особо не вдаваясь в теорию. Арабы, в своих географических описаниях, охватили всю Европу за исключением крайнего севера, южную половину Азии, Северную Африку, берега Восточной Африки. Арабы дали полное описание всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных пространств и пустынь, с указанием сферы распространения культурных растений, мест нахождения полезных ископаемых. Их интересовали не только физико-географические или климатические условия, но в такой же мере быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения. Сведения их не были ограничены областями халифата и значительно выходили за пределы известного грекам мира. Последние плохо знали страны к востоку от Каспийского моря, не имели почти никакого представления о восточном береге Азии к северу от Индокитая. Арабы же сообщают сведения о пути по суше к верховьям Иртыша и Енисея, о морском береге Азии вплоть до Кореи.

Таким образом, вышеотмеченные объективные и субъективные факторы дали толчок возникновению собственно арабской географической литературы, которая оставила глубокий след и, в последующем, оказала влияние на европейскую географическую науку.

Как выше отметили, арабы в географических описаниях не ограничивались пределами халифата, они продолжали свои путешествия на северо-восток и юго-восток, где находились исторические области, как Мавераннахр, Семиречье и Восточный Туркестан и вышли на торговые пути существовавших уже несколько столетий до прихода арабов.

Арабские путешественники в своих географических описаниях дали подробную картину городов и поселений, их жителей, местностей и ряд других ценнейших сведений, которые были расположены на Великом шелковом пути и тем самым они внесли весомый вклад в изучение истории и культуры народов Центральной Азии в эпоху средневековья. Благодаря сообщениям арабских путешественников нам известно о существовании средневековых городов и поселений, названия племен и местностей, маршруты торговых путей, в известной степени дают некоторые сведения хозяйственной и религиозной жизни жителей этого региона.

Для арабских географов IX-X в.в. характерно давать описание только мусульманским странам, поскольку нет необходимости в описании страны безбожников. В то время Таласская долина и западная часть нынешней Ошской долины до г. Узгена входили в область ислама. В Центральной Азии караванная торговля переживала своеобразный торговый бум, поскольку основные ветви шелкового пути проходили через территории данного региона.

Сведения арабских авторов IX-X в.в. позволяют с большей или меньшей точностью восстановить для рассматриваемого периода отрезок Великого шелкового пути со всеми его ответвлениями, проходивший через Центральную Азию. Основная трасса этого отрезка начиналась в Багдаде - столице Аббасидского халифата - крупнейшем центре культуры и торговли всего мусульманского Востока, связанном с многочисленными странами мира.

Естественно, торговые связи с другими государствами зависели от интенсивности межгосударственных отношений, а также от стабильности в регионах расположенных на торговом пути.

В указанный период Центральная Азия переживала своеобразный торговый бум, связанный с развитием городов, ремесла и торговли, предметом торговли были самые разнообразные товары, привозимые из разных стран, которые пользовались огромным спросом на среднеазиатских рынках, в частности ткани, ювелирные украшения и металлические изделия и т.д. К числу товаров вывозившихся из Центральной Азии следует отнести ферганских лошадей, кожу, меха, изделия из стекла, драгоценности, ковры, сельскохозяйственные культуры и т.д., которые также пользовались большим спросом на рынках других стран.

Несомненно и другое, что арабские путешественники ходили только по самым удобным, хорошо известным караванным путям, где можно было получить (или купить) все необходимое для дальнейшего путешествия. Это свидетельствует о том, что маршруты исследования совпадают с уже ранее существовавшим торговым путям.

Среди арабских путешественников следует выделить ибн Хардадбеха, Кудама ибн Джафара, Ибн ал- Факиха, ал - Мукаддаси, ал-Истахри, которые дали свои географические описания северной ветви Великого шелкового пути. В свою очередь северная ветвь состояла из двух основных ответвлений: Южной и Северной. Судя по описаниям арабских путешественников, они сумели пройти оба ответвления, кроме того, дать характеристику этим маршрутам. Согласно их описанию, арабские путешественники двигались от Багдада через северную Месопотамию, попадали в Иран, а затем по персидскому участку шли к северо-востоку, в область Хорасан, где начинался собственно центрально-азиатский участок. В качестве ворот в Центральную Азию служил г. Мерв (ныне Мары, Туркмения), последний имел важное политическое и торговое значение в IX-X в.в. От Мерва путешественники направлялись в Амулю (ныне Чаржоу, Туркмения) далее в Бухару, оттуда в Самарканд. Расстояние между этими городами арабы указали, и они занимают от 36 до 39 фарсахов (1 фарсах - 6-7 км.). Причем ибн-Хардадбех, Кудама ибн Джафар и ибн ал- Факих дают разные расстояния между этими городами и эта разница составляет от 3 до 5 фарсахов. При установлении их современного эквивалента необходимо учитывать разницу между дорожным и картографическим расстоянием, разницу между древним и современным расстоянием. Дело в том, что путешественники стремились к выпрямлению и упрочению путей, если географический рельеф позволял это сделать, и открывали новые пути или их участки и ряд других моментов. Это можно заметить при дальнейшем описании маршрутов арабских путешественников.

Далее путешественники двигались от Самарканда к Замину (Узбекистан), здесь торговый путь разделялся на ветви, это, так называемая, Ферганская (южная) и Шашская (тюркская). По В.В. Бартольду этот путь разделялся в Сабате. От Замина дорога шла к г. Ахсикету (ныне руины Иски-ахсы, Узбекистан). По мнению О.К. Караева, что между этими городами от южной дороги отходило (еще) четыре ветви: две селении Сабата, третья в г. Ходженте, а четвертая в г. Ахсикете. Эти дороги соединяли между собой мусульманские области с районами Центральной Азии. Далее путь следовал от г. Ахсикета через Куба в Ош, а затем в Узген. Этот путь для караванной торговли был удобен и проходил по степи. От Узгена путь лежал через высокие горные проходы по Кудама ибн Джафара ал-Акаба, где автор отмечает, что дорога очень крутая и труднопроходимая, с подъемами и спусками и оттуда можно попасть в г. Атбаш. О.К. Караев дает пояснение, что арабское слово Ал-Акаба означает - горный проход, горная дорога, крутой подъем. По Махмуду Кашгарскому этот горный проход называется Качук Арт и он находился между Узгеном и Кашгаром. По мнению А.Н. Бернштама, этот горный проход, о котором упоминает Кудама ибн Джафар, находился не в районе Арпа, а долине реки Ала-Бука.

От Акаба дорога вела через долину Кара-Коюн в средневековый г. Атбаш (ныне развалины Кошой-Коргон). По данным археологии г. Атбаш в VIII-XII в.в. являлся ставкой тюркских каганов.

О.К. Караев ссылаясь на сообщения Кудама ибн Джафара соединяет дорогу Атбаш- Верхний Барскан, и она проходила через кочкорскую и иссык-кульскую долины. У В.В. Бартольда этот путь не указан.

Очевидно, Южная дорога играла второстепенную роль, поскольку этот путь менее освещен у арабских географов, за исключением Кудама ибн Джафара.

Что касается тюркской или шашской дороги, Северной ветви Великого шелкового пути, как называли арабские путешественники, то она начиналась у г. Замина, оттуда путь лежал к реке Тюрк (совр. Чирчик) и далее г. Шаш (г. Ташкент). Согласно арабским писателям р. Тюрк рассматривалась как граница между мусульманскими областями и страной тюрков или неверных. От г. Шаш дорога вела в Исфиджаб (Чимкент), оттуда в Тараз. Все указанные арабскими путешественниками расстояния между городами и селениями почти совпадают с современными и поэтому у нас нет повода не доверять авторам.

От г. Тараза северный путь проходил через селения Уч-Булак и Кулан (ст. Луговая), этот участок упоминает ибн Хардадбех и ал-Мукаддаси, что в Кулане была соборная мечеть и укрепление.

Северная дорога от с. Кулан до с. Аспара (с. Чалдовар), проходила по территории современного Кыргызстана через многочисленные селения Чуйской долины в г. Невакет (Кеминь). На этом участке, по сообщениям арабских географов, находились многочисленные города и селения Мерке, Аспара, Нускет, Харанджуван, Сарыг, Джуль, Кирмираб и Невакет (с. Орловка), ныне все вышеперечисленные города и селения в развалинах.

Северная дорога от г. Невакета вела через г. Суяб (ныне с. Шабдан) в Верхний Барскан, последний находился на юго-восточном берегу Иссык-Куля, далее путь лежал через перевал Сан - Таш в районе Каркары в Восточный Туркестан.

По мнению О. Караева, в районе Верхнего Барскана соединяются северные и южные торговые дороги.

В долине Талас и Чу, северная дорога разделялась на пять ветвей, проходивших непосредственно по территории современного Кыргызстана.

Первая (Чаткальская) ветвь северного пути начиналась у г. Тараза и шла через перевал Кара-Бура и долину Чаткала в Фергану. О долине Чаткал сообщают мусульманские географы X в. Ибн Хаукал, ал-Мухаддаси и автор анонимного сочинения Худуд ал-алам и ее городе Ардаланкет.

Вторая ветвь северной дороги начиналась также у г. Тараз и проходила через территории Кыргызстана и вела в Верхний Барскан через долины Таласа и Суусамыра.

Третья (илйская) ветвь начиналась в районе Харран (с. Ак-Су). По мнению А.Н. Бернштама, этот путь проходил через брод Тайкечу на р. Чу, Курдайский перевал, в районе Алма-Аты.

Четвертая ветвь северной дороги связана с г. Джулем (развалины Чала- Казак). В.В. Бартольд писал на основе письменных источников IX-X в.в., что этот путь проходил от Джуля через Тараз и соединялся с дорогой из Ахсикета.

Последняя, пятая ветвь начиналась в г. Невакет и шла по Боомскому ущелью к берегам Иссык-Куля, где соединялась с южной дорогой. Хотя А. Бернштам отрицает существование этой торговой линии, ссылаясь на то, что Боомское ущелье лишено каких-либо следов былых обжитых пунктов.

Таким образом, возникновение, а затем расцвет арабской географической науки были связаны с рядом факторов, прежде всего с образованием арабского халифата и распространением ислама, а также освоение греческой географической науки арабами, и ее творческие достижения. Кроме того, арабы одновременно все достижения в области науки связывали с нуждами и интересами государства и финансово-хозяйственной системы.

Итак, арабские географы ибн- Хардадбех, Кудама ибн-Джафар, ал-Истахри и др., дали в своих трудах географическое описание северной ветви Великого шелкового пути, в которых отметили существование городов и поселений в IX-X в.в. на территории Кыргызстана. Можно сказать, судя по сообщениям арабских географов, что северная ветвь торгового пути занимало особое место, как и все другие ветви Великого шелкового пути. Более того, путешественники указали маршруты дорог и местностей, расстояния между ними, без которых невозможно было бы восстановить пути движений караванной торговли. Несомненно, что оседлое и кочевое населения принимали активное участие в международной торговле, это подчеркивают арабские географы. Кроме того, благодаря сообщениям этих путешественников, мы знаем, что на территории Кыргызстана, в то время бурно развивались городская цивилизация, ремесло и торговля, и занимало значительное место в их хозяйственной жизни.

Список литературы

Джуманалиев Т.Д., кандидат исторических наук, доцент КГНУ.

Возникновение ислама, а затем последовавшие арабские завоевания на Западе и на Востоке, привели к образованию арабского халифата. Однако завоевания продолжались на северо-востоке в первой четверти VIIIв., где были присоединены Мавераннахр и ряд других сопредельных областей. С ростом и укреплением халифата в VIII-IX.в.в. возник ряд государственных задач, особенно в финансово-налоговой системе. Конечно, арабы могли заимствовать хозяйственно-финансовую систему покоренных народов, в принципе они взяли за основу, но изменившиеся условия требовали и вновь проверенных точных сведений о распределении провинций, заселенных пунктов, о продуктах земледелия и промышленности, о размере обложений натуральных и денежных.

Кроме того, централизованная система управления требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения.

Интересы государства, будучи мировой державой своего времени, не позволяли ему ограничиваться знанием только своей территории; необходимо было иметь точное представление о других, в первую очередь о соседях и предполагаемом противнике. И война и мир этому содействовали: сведения доставляли и посольства, и пленники, возвращавшиеся на родину.

Путешествия с первых веков халифата приобрели очень оживленный характер. Как известно, одним из требований ислама было паломничество в Мекку, обязательное раз в жизни для мусульманина при наличии известного достатка и свободных путей сообщения. Поэтому существования последних имела религиозную сторону, а также торговля сухопутными маршрутами, не только объединяла самые отдаленные области халифата, но выходила далеко за пределы его, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. Короче, и религия, и торговля расширяли масштабы путешествия; тому же содействовала и система образования, которая рассматривала путешествия в поисках науки завершением круга учения и считалась обязательным.

До IX в. у арабов отсутствовало самостоятельное географическое произведение, но в девятом веке начинается знакомство с географическими трудами Птолемея как Альмагеста и География в переводах сирийских авторов и другими произведениями древних греков. Одновременно, подвергая их обработке, и завершается оформления научной и описательной географии арабов. Основное значение арабской географической литературы заключалась на новых фактах, сведениях сообщаемых ею особо не вдаваясь в теорию. Арабы, в своих географических описаниях, охватили всю Европу за исключением крайнего севера, южную половину Азии, Северную Африку, берега Восточной Африки. Арабы дали полное описание всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных пространств и пустынь, с указанием сферы распространения культурных растений, мест нахождения полезных ископаемых. Их интересовали не только физико-географические или климатические условия, но в такой же мере быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения. Сведения их не были ограничены областями халифата и значительно выходили за пределы известного грекам мира. Последние плохо знали страны к востоку от Каспийского моря, не имели почти никакого представления о восточном береге Азии к северу от Индокитая. Арабы же сообщают сведения о пути по суше к верховьям Иртыша и Енисея, о морском береге Азии вплоть до Кореи.

Таким образом, вышеотмеченные объективные и субъективные факторы дали толчок возникновению собственно арабской географической литературы, которая оставила глубокий след и, в последующем, оказала влияние на европейскую географическую науку.

Как выше отметили, арабы в географических описаниях не ограничивались пределами халифата, они продолжали свои путешествия на северо-восток и юго-восток, где находились исторические области, как Мавераннахр, Семиречье и Восточный Туркестан и вышли на торговые пути существовавших уже несколько столетий до прихода арабов.

Арабские путешественники в своих географических описаниях дали подробную картину городов и поселений, их жителей, местностей и ряд других ценнейших сведений, которые были расположены на Великом шелковом пути и тем самым они внесли весомый вклад в изучение истории и культуры народов Центральной Азии в эпоху средневековья. Благодаря сообщениям арабских путешественников нам известно о существовании средневековых городов и поселений, названия племен и местностей, маршруты торговых путей, в известной степени дают некоторые сведения хозяйственной и религиозной жизни жителей этого региона.

Для арабских географов IX-X в.в. характерно давать описание только мусульманским странам, поскольку нет необходимости в описании страны безбожников. В то время Таласская долина и западная часть нынешней Ошской долины до г. Узгена входили в область ислама. В Центральной Азии караванная торговля переживала своеобразный торговый бум, поскольку основные ветви шелкового пути проходили через территории данного региона.

Сведения арабских авторов IX-X в.в. позволяют с большей или меньшей точностью восстановить для рассматриваемого периода отрезок Великого шелкового пути со всеми его ответвлениями, проходивший через Центральную Азию. Основная трасса этого отрезка начиналась в Багдаде – столице Аббасидского халифата - крупнейшем центре культуры и торговли всего мусульманского Востока, связанном с многочисленными странами мира.

Естественно, торговые связи с другими государствами зависели от интенсивности межгосударственных отношений, а также от стабильности в регионах расположенных на торговом пути.

В указанный период Центральная Азия переживала своеобразный торговый бум, связанный с развитием городов, ремесла и торговли, предметом торговли были самые разнообразные товары, привозимые из разных стран, которые пользовались огромным спросом на среднеазиатских рынках, в частности ткани, ювелирные украшения и металлические изделия и т.д. К числу товаров вывозившихся из Центральной Азии следует отнести ферганских лошадей, кожу, меха, изделия из стекла, драгоценности, ковры, сельскохозяйственные культуры и т.д., которые также пользовались большим спросом на рынках других стран.

Несомненно и другое, что арабские путешественники ходили только по самым удобным, хорошо известным караванным путям, где можно было получить (или купить) все необходимое для дальнейшего путешествия. Это свидетельствует о том, что маршруты исследования совпадают с уже ранее существовавшим торговым путям.

Среди арабских путешественников следует выделить ибн Хардадбеха, Кудама ибн Джафара, Ибн ал- Факиха, ал – Мукаддаси, ал-Истахри, которые дали свои географические описания северной ветви Великого шелкового пути. В свою очередь северная ветвь состояла из двух основных ответвлений: Южной и Северной. Судя по описаниям арабских путешественников, они сумели пройти оба ответвления, кроме того, дать характеристику этим маршрутам. Согласно их описанию, арабские путешественники двигались от Багдада через северную Месопотамию, попадали в Иран, а затем по персидскому участку шли к северо-востоку, в область Хорасан, где начинался собственно центрально-азиатский участок. В качестве ворот в Центральную Азию служил г. Мерв (ныне Мары, Туркмения), последний имел важное политическое и торговое значение в IX-X в.в. От Мерва путешественники направлялись в Амулю (ныне Чаржоу, Туркмения) далее в Бухару, оттуда в Самарканд. Расстояние между этими городами арабы указали, и они занимают от 36 до 39 фарсахов (1 фарсах – 6-7 км.). Причем ибн-Хардадбех, Кудама ибн Джафар и ибн ал- Факих дают разные расстояния между этими городами и эта разница составляет от 3 до 5 фарсахов. При установлении их современного эквивалента необходимо учитывать разницу между дорожным и картографическим расстоянием, разницу между древним и современным расстоянием. Дело в том, что путешественники стремились к выпрямлению и упрочению путей, если географический рельеф позволял это сделать, и открывали новые пути или их участки и ряд других моментов. Это можно заметить при дальнейшем описании маршрутов арабских путешественников.

Далее путешественники двигались от Самарканда к Замину (Узбекистан), здесь торговый путь разделялся на ветви, это, так называемая, Ферганская (южная) и Шашская (тюркская). По В.В. Бартольду этот путь разделялся в Сабате. От Замина дорога шла к г. Ахсикету (ныне руины Иски-ахсы, Узбекистан). По мнению О.К. Караева, что между этими городами от южной дороги отходило (еще) четыре ветви: две селении Сабата, третья в г. Ходженте, а четвертая в г. Ахсикете. Эти дороги соединяли между собой мусульманские области с районами Центральной Азии. Далее путь следовал от г. Ахсикета через Куба в Ош, а затем в Узген. Этот путь для караванной торговли был удобен и проходил по степи. От Узгена путь лежал через высокие горные проходы по Кудама ибн Джафара ал-Акаба, где автор отмечает, что дорога очень крутая и труднопроходимая, с подъемами и спусками и оттуда можно попасть в г. Атбаш. О.К. Караев дает пояснение, что арабское слово Ал-Акаба означает – горный проход, горная дорога, крутой подъем. По Махмуду Кашгарскому этот горный проход называется Качук Арт и он находился между Узгеном и Кашгаром. По мнению А.Н. Бернштама, этот горный проход, о котором упоминает Кудама ибн Джафар, находился не в районе Арпа, а долине реки Ала-Бука.

От Акаба дорога вела через долину Кара-Коюн в средневековый г. Атбаш (ныне развалины Кошой-Коргон). По данным археологии г. Атбаш в VIII-XII в.в. являлся ставкой тюркских каганов.

О.К. Караев ссылаясь на сообщения Кудама ибн Джафара соединяет дорогу Атбаш- Верхний Барскан, и она проходила через кочкорскую и иссык-кульскую долины. У В.В. Бартольда этот путь не указан.

Очевидно, Южная дорога играла второстепенную роль, поскольку этот путь менее освещен у арабских географов, за исключением Кудама ибн Джафара.

Что касается тюркской или шашской дороги, Северной ветви Великого шелкового пути, как называли арабские путешественники, то она начиналась у г. Замина, оттуда путь лежал к реке Тюрк (совр. Чирчик) и далее г. Шаш (г. Ташкент). Согласно арабским писателям р. Тюрк рассматривалась как граница между мусульманскими областями и страной тюрков или неверных. От г. Шаш дорога вела в Исфиджаб (Чимкент), оттуда в Тараз. Все указанные арабскими путешественниками расстояния между городами и селениями почти совпадают с современными и поэтому у нас нет повода не доверять авторам.

От г. Тараза северный путь проходил через селения Уч-Булак и Кулан (ст. Луговая), этот участок упоминает ибн Хардадбех и ал-Мукаддаси, что в Кулане была соборная мечеть и укрепление.

Северная дорога от с. Кулан до с. Аспара (с. Чалдовар), проходила по территории современного Кыргызстана через многочисленные селения Чуйской долины в г. Невакет (Кеминь). На этом участке, по сообщениям арабских географов, находились многочисленные города и селения Мерке, Аспара, Нускет, Харанджуван, Сарыг, Джуль, Кирмираб и Невакет (с. Орловка), ныне все вышеперечисленные города и селения в развалинах.

Северная дорога от г. Невакета вела через г. Суяб (ныне с. Шабдан) в Верхний Барскан, последний находился на юго-восточном берегу Иссык-Куля, далее путь лежал через перевал Сан – Таш в районе Каркары в Восточный Туркестан.

По мнению О. Караева, в районе Верхнего Барскана соединяются северные и южные торговые дороги.

В долине Талас и Чу, северная дорога разделялась на пять ветвей, проходивших непосредственно по территории современного Кыргызстана.

Первая (Чаткальская) ветвь северного пути начиналась у г. Тараза и шла через перевал Кара-Бура и долину Чаткала в Фергану. О долине Чаткал сообщают мусульманские географы X в. Ибн Хаукал, ал-Мухаддаси и автор анонимного сочинения Худуд ал-алам и ее городе Ардаланкет.

Вторая ветвь северной дороги начиналась также у г. Тараз и проходила через территории Кыргызстана и вела в Верхний Барскан через долины Таласа и Суусамыра.

Третья (илйская) ветвь начиналась в районе Харран (с. Ак-Су). По мнению А.Н. Бернштама, этот путь проходил через брод Тайкечу на р. Чу, Курдайский перевал, в районе Алма-Аты.

Четвертая ветвь северной дороги связана с г. Джулем (развалины Чала- Казак). В.В. Бартольд писал на основе письменных источников IX-X в.в., что этот путь проходил от Джуля через Тараз и соединялся с дорогой из Ахсикета.

Последняя, пятая ветвь начиналась в г. Невакет и шла по Боомскому ущелью к берегам Иссык-Куля, где соединялась с южной дорогой. Хотя А. Бернштам отрицает существование этой торговой линии, ссылаясь на то, что Боомское ущелье лишено каких-либо следов былых обжитых пунктов.

Таким образом, возникновение, а затем расцвет арабской географической науки были связаны с рядом факторов, прежде всего с образованием арабского халифата и распространением ислама, а также освоение греческой географической науки арабами, и ее творческие достижения. Кроме того, арабы одновременно все достижения в области науки связывали с нуждами и интересами государства и финансово-хозяйственной системы.

Итак, арабские географы ибн- Хардадбех, Кудама ибн-Джафар, ал-Истахри и др., дали в своих трудах географическое описание северной ветви Великого шелкового пути, в которых отметили существование городов и поселений в IX-X в.в. на территории Кыргызстана. Можно сказать, судя по сообщениям арабских географов, что северная ветвь торгового пути занимало особое место, как и все другие ветви Великого шелкового пути. Более того, путешественники указали маршруты дорог и местностей, расстояния между ними, без которых невозможно было бы восстановить пути движений караванной торговли. Несомненно, что оседлое и кочевое населения принимали активное участие в международной торговле, это подчеркивают арабские географы. Кроме того, благодаря сообщениям этих путешественников, мы знаем, что на территории Кыргызстана, в то время бурно развивались городская цивилизация, ремесло и торговля, и занимало значительное место в их хозяйственной жизни.

IX-X вв. - время подъема географической культуры в странах арабского Халифата. В VII-VIII вв. арабы распространили свои завоевания на огромную территорию, включающую на западе Испанию, а на востоке - Среднюю Азию и западную часть Индии. Во вновь образованном государстве - Халифате - создались условия, способствовавшие процветанию географии. Подробные описания провинций, населенных пунктов, продуктов земледелия и ремесел были необходимы для взимания податей и налогов. Географию рассматривали как «науку о путях и государствах». Еще большее значение для накопления и распространения географических знаний имело развитие торговли. Эти своеобразные условия породили многообразие географических сочинений, некоторые из которых толковали географию в математическом смысле как «науку о широтах и долготах». В их основе лежала «География» Птолемея, переведенная на арабский язык. На этом же языке выполнялись надписи на картах, описываемые в истории картографии как «арабские карты», хотя их творцы были выходцами из разных углов исламского мира.

Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, освоили Южную и Центральную Азию, Восточную Европу. Они проникли в африканские страны к югу от Сахары и перешли через экватор. Благодаря широко развитой торговле арабы дали средневековому миру в IX - XIV вв. ряд выдающихся путешественников.

Одним из них был Сулейман, купец из Басры. Он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай,посетив попутно Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. О своем путешествии Сулейман оставил записки, датируемые 851 г. н.э., в которых описал пройденный им маршрут и приключения, случившиеся в дороге.

Записки Сулеймана позже были дополнены арабским географом Абу-Зейд-Гассаном и в таком виде приобрели очень большую известность.

Это сочинение представило в совершенно новом свете торговые пути и отношения, существовавшие в IX в. между жителями побережий Египта, Аравии, прибрежных стран Персидского залива, с одной стороны, и жителями индийских и китайских провинций - с другой.

На рубеже IX -Х вв. путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе арабский писатель Ибн-Даста родом из Персии. Результаты своих странствий он изложил на арабском языке в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ». В которой имеются ценные сведения о славянах. Ибн Фадлан-- еще один арабский путешественник и писатель первой половины X века. В 921--922 гг. в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию. Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путеводных заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Произведение пользовалось большой популярностью в арабо-персидском мире.

Из путешественников первой половины Х в. выделяется багдадский араб Массуди, историк и географ. До нас дошли две его книги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения», в которые вошли обширные сообщения о природе, истории и этнографии посещенных им стран. Посетил же он все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию. Кавказ и Восточную Европу, а на юге - Восточную Африку до Мадагаскара включительно.

Однако самым выдающимся арабским путешественником XIV в.был странствующий купец Ибн Баттута (1304-1377), бербер по происхождению, уроженец города Танжер. Закончив свои многочисленные странствия, он продиктовал описания своих путешествий, целиком полагаясь на свою память.

Книга « Путешествия Ибн Баттуты» переведена на ряд европейских языков. Она содержит огромный исторический, географический и этнографический материал, представляет большой интерес до настоящего времени для изучения средневековой истории.

Арабская картография заняла среди других научных дисциплин одно из первых мест лишь после того, как на арабский язык были переведены древние книги, прежде всего греческие, и особенно труды Клавдия Птолемея. Халифы выступали в роли щедрых покровителей, так как понимали значение античных знаний. Чтобы внедрить их в мусульманскую культуру, они поощряли переводы на арабский язык сокровищ античной науки. Халиф аль-Мамун, например, жаловал переводчикам столько золота в монетах и слитках, сколько весили переведенные ими труды.

Арабы не только тщательно сохраняли это наследие, но на протяжении всего средневековья постоянно обогащали картографию своими открытиями, а также достижениями индийских ученых. В период с VII по XII в. полюс географических знаний переместился в такие крупные центры образования и науки, как Багдад, Кордова, Дамаск. Поэтому не будет ошибкой сказать, что, хотя между арабской и европейской картографией не существовало прямых связей, возрождение математики и астрономии в XIII в. в Риме, Оксфорде и Париже явилось прямым следствием прогресса, достигнутого арабами в области картографии. Арабы приняли эстафету, в свою очередь подготовив великий расцвет науки в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Арабы справедливо считали, что труды Птолемея отразили наивысшие достижения греков и римлян. Однако они не слепо следовали учению великого греческого астронома, математика и географа. Арабские путешественники оспаривали целый ряд его идей. Со своей стороны восточные астрономы усовершенствовали расчет градуса, добившись очень точных результатов. Они являлись не просто передатчиками культуры античности. Они начинали с той точки, на которой остановились их предшественники, с жадностью углубляя накопленные знания.

В X в. самым известным из арабских картографов был Абул Хассан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и провел свою молодость в путешествиях, посетив Индию, Цейлон, Южно-Китайское море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. Конец жизни он провел в Египте и умер в Фустате. Аль-Масуди, должно быть, был знаком с большей частью имевшейся тогда географической литературы. Он упоминает многие работы, которые не дошли до нашего времени. Его главный труд "Промывальни золота и рудники самоцветов" носит обобщающий характер. У него есть и другие работы. Созданная им планисфера мира является одной из наиболее точных арабских карт того времени. Он считал, что Земля - шар, и расширил границы известного тогда мира, прибавив два континента: один в южных морях, а второй - для симметрии - в другом полушарии.

Золотой век арабской картографии, которая начала развиваться в IX в., приходится на десятое столетие (4 век Хиджры), когда была создана серия карт "Атлас мусульманского мира", тесно связанная со многими трудами о "дорогах и царствах". Методология описания мусульманского мира была предложена выходцем из Балха (аль-Балхи), затем продолжена и расширена персидским ученым из Ирана (аль-Истахри), чьи работы в свою очередь послужили основой для Ибн Хаукаля, географа и великого путешественника, родившегося в Багдаде, который их пересмотрел, исправил и существенно расширил.

В этих картах не было ничего общего с птолемеевскими моделями. "Атлас мусульманского мира" по-прежнему включал располагавшиеся в строго определенном порядке 21 карту, первая из которых представляла собой сферическое изображение всего мира. Далее следовали шесть карт, изображавших Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Средиземноморье. Последние четырнадцать карт относились к центральной и восточной частям мусульманского мира. Задача заключалась в том, чтобы представить мир (речь шла исключительно о мусульманском мире) таким, каким его видели аль-Истахри и особенно Ибн Хаукаль, который говорил: "И я подробно описал страны ислама, провинция за провинцией, район за районом, округ за округом".

Деятельность этих картографов была главным образом сосредоточена на восточной части мусульманского мира, но и западная его часть также не была забыта. С мусульманским западом связан последний период мусульманской картографии, представленный трудами аль-Идриси (XII век). После обучения в Кордове аль-Идриси обосновался на Сицилии, где король Роджер II заказал ему огромную планисферу, а также подробный комментарий к ней. На планисфере был показан весь земной шар во всем его разнообразии. По словам самого географа, там были изображены все "регионы со своими странами и городами, реки, земли и моря, дороги, указаны расстояния и все, что там можно увидеть". Планисфера не сохранилась, но комментарии аль-Идриси дошли до нас в труде "Развлечение тоскующего о странствии по областям" ("Китаб нузхат аль-муштак фи и хтирак аль афак"), более известном как "Книга Рожера" ("Китаб Руджар").

Этот труд помог западным географам расширить свои знания, а португальским первооткрывателям XV в. - исследовать новые земли. Для аль-Идриси Земля была "круглая, как мяч", "к ней естественно примыкала вода", "земля и вода находились в космосе в подвешенном состоянии, подобно желтку внутри скорлупы". К своим комментариям аль-Идриси прибавил атлас мира, причем его карты были цветными.

Таким образом, арабские ученые-путешественники IX-XIV вв. внесли весомый вклад в историю открытия и освоения земель новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомили Западную Европу с Азиатским материком, продолжили и описали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций.