Маршрут по Риму: Кампо де Фьори и Еврейское гетто. Площадь кампо деи фиори Площадь цветов в риме на карте

Чем знаменита площадь Кампо-деи-Фьори в Риме? Что посмотреть и когда лучше посетить овощной и цветочный рынки. История и фото Кампо-деи-Фьори.

Это площадь (или piazza на итальянский манер), знаменитая мрачными событиями, происходившими на ней по воле инквизиторов. Там, где вчера сжигали на кострах еретиков, сегодня торгуют цветами, пьют кофе в ресторанах и мирно гуляют. Площадь Кампо-деи-Фьори — это не строгое воплощение архитектурного плана, но и не хаотичное нагромождение культурных памятников .

«Цветущее поле»

Панорама площади и знаменитый рынок

Пьяцца Кампо-деи-Фьори возникла сама по себе, с течением времени обрастая зданиями там, где когда-то находился живописный луг, отливающий зеленью и всеми цветами радуги. Именно так и переводится название площади — «цветущее поле» (от итальянского campo — поле).

С вступлением в права 15 века картина изменилась. Постепенно в этом месте появлялись симпатичные жилые домики, торговые лавки и рынки, и вот уже на месте беспризорной лужайки расположился центр всеобщих сборищ, место встреч, обмена новостями и жарких споров.

Темное прошлое площади

На фото: Кампо-деи-Фьори со светлым, будем надеяться, будущим

Одновременно, площадь Кампо-деи-Фьори стала местом публичных казней, что лишь добавило ей популярности. Главное событие, покрывшее ее мрачной славой, произошло в 1600 году, в эпоху разгула инквизиции.

В это время на костре с железным кляпом во рту был сожжен ученый Джордано Бруно, провозгласивший бесконечность вселенной. За свои излишне прогрессивные взгляды, от коих он так и не отрекся, даже после страшных пыток, Бруно и был признан еретиком и принял мучительную смерть, а площадь Кампо-деи-Фьори стала немым свидетелем происходящего.

Спустя почти три столетия на площади установили памятник ученому. Бронзовый монумент и сегодня украшает центр пьяццы Кампо-деи-Фьори, являясь ее визитной карточкой. Со временем и казней становилось все меньше, вернее их стали проводить за городом, и площадь превратилась в торговый центр.

Что посмотреть на Кампо-деи-Фьори

Отели Рима: Rome Boutique Hotel Campo de’ Fiori

Сегодня здесь расположены десятки уютных кафе, ресторанчиков и магазинов. Тут же можно купить свежайшие овощи и цветы, попробовать настоящего итальянского хлеба, можно сказать, с пылу с жару. Или просто отдохнуть у фонтана Радости, любуясь окрестностями.

Кстати, судя по многочисленным отзывам туристов, посещать площадь лучше всего утром, когда работает тот самый цветочный рынок. Либо вечером, когда площадь Кампо-деи-Фьори очищена от мусора, и самое время расслабиться и отдохнуть от дневной суеты. Продолжить прогулку можно по любой из улочек, лабиринты которых начинаются от пьяцца Кампо-деи-Фьори.

September 10th, 2010

На самом севере Венецианского Каннареджио, рядом с гетто, находится старая площадь Кампо Деи Мори.


Когда то на месте палаццо Мастелли были Fondaco degli Arabi - арабские склады- эо было время активной торговли Венецианской республики с востоком. Именно отсюда пришло имя площади- Деи мори- площадь мавров.

Есть и другое объяснение- палаццо Мастелли принадлежало трем братьям, удачливым коммерсантам, которые приехали в Венецию из Мореа в 1112 году. Мореа- Пелопоннес (хотя иногда говорят Кипр). В Венеции они взяли фамилию Мастелли, их настоящее фамилии никто не знал, и по имени места, из которого они прибыли, площадь стала площадью Мореи- со временем название сократилось до Мори.

Несколько веков палаццо принадлежало семьи Мастелли, но странное событие впервые случилось в 1757 году- когда в Палаццо жил нотариус Пьетро Предзато. Неожиданно во всех комнатах палаццо раздался звон находящихся в палаццо пятиколоколов, это повторялось несколько вечеров подряд в один и тот же час- приход местного священника не помог.Был вызван даже экзорцист, который также не смог изгнать якобы вселившегося в палаццо духа.

С тех пор, хотя прошло ни одно столетие, из палаццо неожиданно начинает доноситься музыка и голоса, через некоторое время все стихает. Народ говорит, чтоэто возвращаются из очередного призрачного походадухи древних торговцев и празднуют удачные торговые сделки.

Ещё одно интересное предание связано с палаццо- на фасаде, выходящем на канал находится барельеф, изображающий торговца с верблюдом.


Говорят,торговец и его верблюд исчезают один раз в году- в полночь на Богоявление- чтобы возвратиться на место на следующее утро. (Богоявление связано с явлением Христа язычникам- волхвам с востока- может быть, поэтому и уходит восточный маг по таким важным делам?)

На самой площади стоит три каменных фигуры братьев Мастелли- Риоба, Санди и Афани, четвертый брат- Сьор Антонио Риоба,(имя выгравировано на поклаже, которую фигура несет на плечах).

Пусть Господь превратит мою руку в камень!- воскликнул Рьоба. К братьям, известным в Венеции торговцам, о которых шла также дурная слава как об обманщиках и невеждах, но доказательств никто предъявить не мог, все оставалось на уровне слухов, перешептываний-пришла женщина, которая попросила продать её ткани. Они рассказала, что после смерти мужа её достался магазинчик в самом центре Венеции и теперь её придется самой им управлять. Рьоба обрадовался- он понял, что женщина ничего не понимает, и её можно вручить дешевую ткань плохого качества под видом дорогой- потом их никто не сможет упрекнуть- всегда можно сказать, что женщина сама захотела купить именно эту ткань. Он подмигнул братьям- и увидел, что они сами уде потирают руки, предвкушая удачную сделку.

Это прекрасная ткань, покупатели будут выстраиваться в очередь в ваш магазин- заверял он женщину, подсовывая ей дешевку- пусть Господь превратит мою руку в камень, если я обманываю! -

Пусть будет так- ответила женщина и протянула Риобе монеты- как только он взял их в руку- монеты превратились в камень, и рука стала каменеть- братья замерли с ужасом на лице- но один за другим как и Риоба, стали превращаться в камень.

Лжецы и преступники, вы превратились в три каменных статуи- которыми вы и были всегда, не имея ничего человеческого- сказала Святая Магдалена, а это была она.

Нашли три каменных статуи пришедшие на следующий день работники. Все сразу поняли, что это братья Мастелли, которые окаменели в наказание, но позднеестали говорить, что братья исчезли бесследно, аскульптуры всегда украшали здание.

Уже ни один век каменная статуя Риобы плачет в феврале, когда дни становятся холоднее, чем камни. Говорят, если в это время приложит руку к груди статуи, можно услышать, как бьется её сердце.

И последняя легенда квартала…совсем рядом находится дом известного художника, Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто. Это дом № 3399 на Фондамента Деи Мори. Прозвище прилипло к художнику, потому что его отец был красильщиком на фабрике.

У Тинторетто было 4 дочери, одна из них. Оттавия, унаследовала отцовский дом, две других- Алтурия и Перина, ушли в монастырь, именно от них стала известна эта история. А касается она четвертой, старшейдочери, Марьетты.

Как-то маленькая Марьетта шла в церковь Мадонна дель Орто на первое в своей жизни причастие, дети должны были ходить в церковь 10 днейна утренние службы, прежде чем получить причастие.

В самое первое утро на пути в церковь Марьетта встретила старую женщину, которая спросил, куда девочка идет. Марьетта объяснила. Ты бы хотела стать такой, как Мадонна?спросила старуха.

Не смейтесь надо мной, это невозможно!

Это вполне возможно, ответила старуха- я научу тебя, что надо делать. Вместо того, чтобы читать молитву, держи во рту просфору, потом спрячь ей в одежде и когда ты вернешься домой, спрячь в тайном месте. Когда ты сделаешь так 10 раз и соберешь 10 просфор, я приду и объясню тебе, что надо делать.

Девочка так и сделала. Несколько дней она приходила домой, и складывала просфоры в коробочку, которую потом опять зарывала в саду. Но спустя несколько дней собаки разрыли грядку и коробочка была вытащена на поверхность. Марьетта призналась во всем отцу. Тинторетто, несмотря на глубокую религиозность. Хорошо знал истории, которые рассказывали в Венеции о ведьмах- это был один из способов рекрутировать юных девочек и превращать их в ведьм.

Он решил никому об этой истории не рассказывать,но приготовил большую липовую палку и велел дочери на 10 день ждать женщину у входа и пригласить войти в дом.

Просфоры он велел дочери незаметно положить около алтаря- чтобы священник подумал, что их случайно потерял служка.

Как только ведьма вошла, она получила хороший удар липовой палкой.Но она тут же превратилась в кошку и увернулась - она бросилась дальше в дом, перескакивая с мебели на стены, занавеси. Но очень скоро ведьма поняла, что все потеряно и она не сможет совершить обряд. Тогда она превратилась в черное облако, которое скользнуло ко внешней стене палаццо.В стене возникло отверстие, через которое ведьма ускользнула. Больше никто её никогда не видел. Тинторетто на всякий случай перестраховался- чтобы ведьма не смогла вернуться в дом, он установил на месте отверстия небольшой алтарь с изображением Геркулеса.

Вот такие истории гуляют вокруг небольшого венецианского квартала…

А реальность иногда преподносит такие истории, что через некоторое время они сами превратятся в легенды…

В ночь с 30 апреля на 1 мая этого года потерялась голова Риобы… Ночи в этом квартале пустынные, темные…

Около двух часов ночи неподалёку - буквально в ста метрах, кто-то разбил стекло остерии Rioba . Хозяин выскочил на улицу проверить что и как. И он утверждал, что, возвращаясь домой, голову на Риобе видел. "Проходя мимо, я всегда смотрю на Риобу", - рассказывал он местным журналистам. А вот утром головы уже не было!

Пропажу обнаружили около восьми утра две французские туристки, спозаранку пришедшие на кампо. А никто из местных и не обнаружил, что статуя потеряла свою голову!

Туристки поинтересовались у кого-то из местных- а где, собственно, голова? Тут скандал и разразилая.Набежали хурналисты и полиция. На четвёртый день - опять же около восьми утра, голова нашлась. 43-летний l "operatore ecologisto di Veritas - двоник по нашему :) Стефано Скарпа, что метёт округу с 17-ти лет, обнаружил голову в пластиковом мусорном пакете в 400 м от обезглавленной статуи.

В утренних новостях местного телевидения эта новость стала главной, а дворник- настоящим героем дня. Высокопоставленный чиновник из мэрии лично пожал руку экологическому оператору под вспышки фотокамер. Главный полицмейстер славил поступок патриота города.
Теперь обещали голову вернуть на место- кто будет в этих краях- поделитесь, я в ближайшее время в Венецию не попаду.

И- история Кампо будет неполной без истории церкви. Имя своё церковь, ранее посвященная Святому Христофору, получила новое имя- Мадонна дель Орто- или ещё Санта Мария Одорифера - после того, как в близлежащем огороде была найдена старинная статуя Пресвятой Девы, которой приписывались чудесные свойства.

Она была построена в 1300 году Фра Тиберио Да Парма, главой Ордена Униженных“Himiliated ” (Umiliate ), и перестроена в 15 веке, когда возникла угроза её разрушения, сейчас она считается одним из лучших экземпляров венецианской готики.

В церкви покоится прах Тинторетто, его сын Доменикои дочь- та самая Марьетта, которую Тинторетто спасал от ведьмы.

В 14 веке недалеко от Мадонны дель Орто находилась мастерская скульпторов ЯкобеллоПьетро Паолоделле Мазенье, которые с юным Паоло, сыном Якобелло, выполняли работы для Палаццо Дожей, Фрари и базилики Сан Марко. Легенда связана с младшим из скульпторов.

Если внимательно посмотреть на церковь, то видно, что в 12 нишах стоят фигуры апостолов.

По традиции, фигура Иуды, присутствовавшего на Тайной Вечере, всегда в произведениях искусства заменяется фигурой святого Матфея. Но так было не всегда.

В 14 веке существовало много альтернативных религиозных течений и множество сект, поклонявшихся дьяволу. В одну из них, в тайне от отца и дяди, входил юный Паоло.

Дьявол оценил талант мастера, и предложил ему стать создателем своего царства на земле. Ключевым местом была выбрана церковь Святого Христофора (мадонна дель Орто), куда должны были собраться демоны и злые духи.

Для этого дьявол дал Паоло одну из 30 монет, полученных Иудой за предательство Христа. На монете до сих пор сохранились капли крови Иуды.

В тайне от отца и дяди Паоло должен был вложить монету внутрь одной из скульптур апостолов и придать его лику черты Иуды. Так он и сделал.

Вскоре у церкви в Страстную пятницу должна была состояться процессия Страстей Христовых. Роль одной из Святых в процессии играла девушка, также вошедшая в историю Венеции. Двенадцатилетняя Изабелла Контарини пролежала 15 дней в коме из-за тифозной горячки. И не только полностью выздоровела, но обрела способности связи с потусторонним миром. Видя внутреннюю ауру человека она предсказывала будущее.

В середине процессии Изабелла вдруг закричала- «Что, ты больше не боишься святых мест, Сатана? Ты думаешь. Что сможешь противостоять воле Господа и вере людей Его?».

Толпа застыла в изумлении, а Паоло, сразу догадавшись, в чем дело, бросился к девушке- но замер, не в силах двинуться, так как сориентировавшийся в ситуации молодой дьякон окропил его святой водой.

И тут потемнело небо и поднялся сильный ветер, Паоло упал без сознания, и дьявольскиё дух вышел из него. Очнувшись, юноша не помнил ничего из случившегося.

А статую оставили в покое- она никому уже не могла причинить вреда.

Но в Венеции говорят, что раз в год, в Страстную Пятницу, фигура иуды исчезает из ниши- она отправляется на кровавое поле Иерусалима, земли, купленные когда то Иудой, где в эту ночь должны собраться все 30 серебренников Иуды. Фигуру в ночном путешествии сопровождают статуи Веры и Справедливости, которые обычно находятся на крыше церкви. Утром же все возвращается на свои места. (Фото не мои)

Площадь Кампо деи Фьори – одна из самых красивых и оживленных площадей Рима. Она расположена в самом центре города и вы можете легко узнать ее по возвышающейся статуе мужской фигуры в черной накидке – знаменитого Джордано Бруно.

Вокруг площади ходит много мифов и легенд: неудивительно, ведь в прошлом здесь проходили многочисленные публичные казни, в том числе она была местом сожжения великого ученого, чей памятник установлен на площади.

На сегодняшний день площадь уже утратила мрачную атмосферу средних веков и, наоборот, превратилась в шумное место размещения утренних рынков и прогулок туристов.

История и архитектура площади Кампо деи Фьори

Во времена Средневековья земля, на которой размещалась площадь, принадлежала семье Орсини. Здесь практически отсутствовали здания и иные строения вплоть до 15 века.

Площадь была густо покрыта зеленью и цветами, в честь чего и получила свое название – «цветущее поле» в переводе с итальянского.

Начиная с 15 века, площадь начала активно застраиваться, хотя и достаточно беспорядочно. Самым внушительным зданием, построенным на этой территории, было великолепное палаццо делла Канчеллерия владельца Браманте.

Фото: Pavel Tvrdy / Shutterstock.com

В то время площадь использовалась для проведения публичных казней. 17 февраля 1600 года на площади был публично сожжен Джордано Бруно. А в 1889 году в знак памяти великого ученого в центре площади установили памятник.

После того, как казни стали совершаться на окраинах города, и площадь Кампо деи Фьори перестала быть местом осуществления страшных наказаний, ее заняли предприимчивые итальянцы, развернувшие здесь многочисленные торговые ряды.

Площадь быстро застраивалась домами рыночных торговцев, которые не отличались единым архитектурным стилем. Тем не менее, площадь обладает собственной неповторимой атмосферой, кристаллизованной здесь еще со времен Средневековья.

Легенды площади Кампо деи Фьори

Поскольку на площади Кампо деи Фьори было совершено столько публичных казней во времена Средних веков, она обросла бесчисленными историями о привидениях и неприкаянных душах, оставшихся здесь навечно.

Особой известностью пользуется история о призраке Джордано Бруно, который обитает здесь со дня страшной инквизиции. И действительно, находясь на площади ночью и погружаясь в столь насыщенную и неповторимую историю древнего города, глядя на одинокую фигуру казненного философа, невольно начинаешь чувствовать себя зрителем прошлых событий.

Фото: Circumnavigation / Shutterstock.com

Излюбленное место туристов

Туристов на площадь Кампо деи Фьори привлекает прежде всего ее историческая значимость и памятник известному ученому, так жестоко пострадавшего от человеческого невежества.

Возможно, поэтому несколько дисгармонично смотрятся здесь шумные торговые ряды, располагаемые прямо под скорбным памятником каждое утро.

Но продуктовый рынок устраивается на площади только с 6.00 до 14.00, а далее вся площадь погружается в средневековую атмосферу таинственности с возвышающейся темной фигурой великого ученого.

Правду говорят – хочешь увидеть Рим, отойди подальше от фонтана Треви, например, в сторону Площади цветов.

Да и повод есть, чтобы сегодня написать об этой достопримечательности. Ведь 17 февраля 1600 года на этом месте со столь романтическим названием сожгли заживо великого человека – Джордано Бруно, учёного, знания которого опережали на несколько веков вперед то примитивное и тёмное время, в котором он жил.

Поэтому предлагаю небольшую экскурсию по Кампо деи Фиори – части исторического Рима.

Кстати, Бруно – не единственный мученик, которого на цветочной площади пустили на барбекю. В средние века на этом месте замучили немало жертв инквизиции.

Если вы не очень суеверный и энергетика казни вас не смущает, то на этом маленьком пятачке можно неплохо провести время.

Жизнь там бурлит круглые сутки: с утра и до вечера идет бойко торговля, а когда продавцы сворачивают тенты, площадь заполняют туристы и прочие тусовщики. Помимо всего прочего, здесь любят устраивать знаменитые итальянские аперитивы, а вокруг куча клубов.

Стоит сразу предупредить, Piazza Campo de" Fiori – это не самый дешевый рынок в городе, но и не самый дорогой, ведь местные жители туда тоже ходят.

Впрочем, туристы – не домохозяйки, верно? Если гости города посещают рынок, то они это делают не для того, чтобы нагрузить сумки продуктами и почесать домой.

На рынках ловят колорит, знакомятся с настоящей жизнью города и просто глазеют по сторонам.

Можно купить порцию свеженарезанного фруктового микса и «клевать» сочные дольки, гуляя между рядов, можно позавтракать на веранде близстоящего ресторанчика и понаблюдать за суетой издалека, а можно купить цветов и возложить их к памятнику казненного монаха, который стоит в центре этой площади и как будто смотрит на всех.

Вот такие дела: на месте цветочного поля возвели площадь, чтобы убивать людей, чтобы потом снова торговать цветами….Всё возвращается на круги своя.

Кампо де Фьори (Campo dei Fiori) – прямоугольная площадь в центральной части Рима, находящаяся к югу от пьяцца Навона. Кампо де Фьори в переводе с итальянского означает «поле цвето в», что указывает на происхождение площади – она появилась на месте большой поляны. Это живописнейшее место в Риме, обладающее особой притягательной силой, обязательно зайдите сюда во время прогулки по городу с детьми.

В средневековье эта территория принадлежала семейству Орсини и оставалась незастроенной до XV века. Несмотря на то, что в этом квартале архитектором Возрождения Андреа Бренья был воздвигнут величественный дворец палаццо делла Канчеллерия, застройка площади отличалась беспорядочностью: дома рыночных торговцев здесь перемешаны с постоялыми дворами.

На площади Campo dei Fiori, что не характерно для архитектуры итальянской столицы, нет церкви. Наверное, из-за того, что длительное время здесь устраивали публичные казни. Об этом нам напоминает установленная в центре площади статуя Джордано Бруно , сожженного на этом месте по обвинению в ереси в 1600 году. По сторонам памятник работы скульптора Этторе Феррари украшен барельефами, которые представляют основные моменты жизни великого философа и гуманиста.

Площадь Кампо де Фьори – настоящий живой организм с циклом жизни в один день. Каждый день, кроме воскресенья, утром и днем здесь кипит рыночная жизнь — площадь расцветает, торговые лавки наполняются овощами и фруктами, рыбой, цветами, а шумные колоритные продавцы выглядят так, как будто они вышли из фильмов Феллини.
Именно сюда в 1869 году был переведен рынок с несколько самовлюбленной Пьяцца Навона. Сейчас это своеобразная концентрация настоящей суеты в центре Рима, без оглядок на вечно снующих туристов.

Обязательно пройдитесь между рядов и купить что-нибудь вкусненькое! Или зайдите в «мясной магазинчик» рядом, где вам тоненько-тоненько нарежут вкуснейшие итальянские деликатесы. Или хотя бы просто сфотографируйтесь на фоне продающихся здесь цветов – вы же на площади Кампо деи Фьори.

Совет для дам: шопинг в Риме – это не только большие универмаги или аутлеты. На узких улочках в районе Кампо деи Фьори есть множество чудесных магазинчиков, результаты похода по которым вам могут очень понравиться.

Вечером рыночная какофония сменяется веселым гулом толпы молодых римлян и туристов, которые приходят сюда, чтобы отдохнуть в многочисленных кафешках. Неудивительно, что к утру площадь и прилегающие улицы оказываются заставленными бутылками и мусором.

В западном углу площади расположен уже упомянутый выше дворец Канчеллерия (Palazzo della Cancelleria). У этого здания из белого мрамора конца XV — начала XVI века долгая и богатая история. Оно было построено кардиналом Рафаэле Риарио на выигранные за ночь в карты деньги. Но вскоре хозяину пришлось расстаться с собственностью – дворец был конфискован папой Львом X после раскрытия заговора Риарио против семьи Медичи, и превращен в канцелярию папы, откуда и произошло его название. При французах в конце XVIII века во дворце была штаб-квартира Трибуна Римской империи, позже он был отдан под наполеоновский двор, в 1848 здесь заседал первый парламент Рима. Некоторые учебники утверждают, что это монументальное, строгое и благородное здание определило пути развития европейской архитектуры в последующую эпоху.

Включенная в палаццо дела Канчеллерия церковь Сан-Лоренцо ин Дамасо , заложена в VI веке и реконструирована Браманте, вход в неё в правом конце фасада дворца со стороны Пьяцца делла Канчеллерия.