Понятие и сущность туристской инфраструктуры. Инфраструктура туризма и ее составные части Объекты туристической инфраструктуры

Термин инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение, устройство) обозначает объекты, находящиеся на более низком иерархическом уровне по отношению к вышестоящей функциональной системе. Инфраструктура - это иерархически организованная совокупность организационно обособленных подразделений народного хозяйства, основным назначением которых является не производство новой материально-вещественной продукции, а обеспечение и обслуживание деятельности базисных отраслей материального производства и непроизводственной сферы.

Инфраструктуру можно классифицировать по различным признакам.

1. По функциональному назначению выделяют производственную и непроизводственную (социальную и институциональную) инфраструктуру.

К производственной инфраструктуре относится совокупность обслуживающих отраслей, в том числе, финансовая система.

К непроизводственной социальной инфраструктуре относятся отрасли, которые удовлетворяют потребности людей и обеспечивают создание материальных, бытовых, культурных, социальных условий воспроизводства и жизнедеятельности населения путем удовлетворения его потребностей в услугах непроизводительного характера. Сюда относятся жилищно- коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь для населения, здравоохранение, физкультура, спорт, розничная торговля, общественное питание, система образования, учреждения культуры и т.д. К показателям развития социальной инфраструктуры можно отнести, например, продолжительность жизни, долю пенсионеров, среднемесячный доход, среднемесячную зарплату, стоимость набора основных продуктов питания, прожиточный уровень и т.д.

К непроизводственной инфраструктуре следует также отнести экологическую инфраструктуру, выделяя ее как отдельную компоненту. Это связано с все возрастающей ролью и значением экологии в жизни человечества. Экологическая инфраструктура призвана обеспечить и поддерживать экологическую безопасность и минимизировать и предотвращать угрозы, связанные с негативным антропогенным воздействием на окружающую среду. Экологическая инфраструктура состоит из учреждений, сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Сюда относятся службы экологической безопасности, специализированные станции и лаборатории, в том числе метеорологические, сейсмические и др. Особое место занимают инженерно- технические сооружения: каналы, дамбы, плотины, очистные механизмы и сооружения, ирригационные системы и др. При анализе инфраструктуры туризма экологическая инфраструктура имеет особое значение, так как многие виды туризма в той или иной степени связаны с природными ресурсами. Более того, активно развивается экологический туризм, основной инфраструктурой которого как раз и является природная среда.

К непроизводственной институциональной инфраструктуре относится оказание общественно полезных непроизводительных услуг научного, управленческого, правоохранного, защитного характера на уровне всего общества в целом.

По институциональному признаку выделяют инфраструктуру рынка, инфраструктуру государственной поддержки и т.д.

Инфраструктура рынка - это организационно-экономическая система, обеспечивающая общие условия для эффективного динамичного движения товаров от продавца к покупателю в неразрывной связи с финансовыми и информационными потоками с помощью системы организаций и институтов рынка.

Инфраструктура туристского рынка выполняет следующие функции 1:

  • ? упорядочивает, ускоряет, обеспечивает динамичность товарооборота, самонастраивая субъекты рыночных отношений в соответствии с конъюнктурными колебаниями рынка;
  • ? обеспечивает взаимосвязь покупателя и продавца товаров, а также тех и других с собственниками денежного капитала (кредитно-банковских учреждений и иных финансовых компаний);
  • ? создает организационно-правовое формирование деловых отношений системой договоров;
  • ? обеспечивает выполнение функции государственного регулирования и поддержки организованного товародвижения;
  • ? осуществляет юридический контроль за движением товарных и финансовых потоков;
  • ? оказывает информационные, маркетинговые, инновационные, консалтинговые, аудиторские и другие услуги с помощью институтов инфраструктуры рынка: информационно - аналитических, инновационных, маркетинговых и других центров, рекламных агентств, аудиторских и консалтинговых фирм, инвестиционных компаний и т.д.

Элементами институциональной инфраструктуры являются:

  • ? налоговая система и налоговые органы;
  • ? кредитная система и коммерческие банки;
  • ? таможенная система;
  • ? товарные, сырьевые, фондовые и валютные биржи;
  • ? аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
  • ? система страхования и государственные и негосударственные страховые компании;
  • ? рекламные, информационные агентства, коммерческо-выставочные комплексы и средства массовой информации;
  • ? торговые палаты; другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов;
  • ? консультационные (консалтинговые) и аудиторские компании;
  • ? общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  • ? специальные зоны свободного предпринимательства.
  • 2. По масштабу действия выделяют несколько уровней инфраструктуры:
    • ? мегауровень - международная инфраструктура;
    • ? макроуровень - национальная инфраструктура в рамках отдельно взятой страны;
    • ? мезоуровень - инфраструктура отдельного региона (дестинации) или отрасли;
    • ? микроуровень - на уровне отдельного предприятия. Этот уровень инфраструктуры исследуется в рамках фасилити менеджмента.
  • 3. В зависимости от вида оказываемых услуг выделяют следующие виды инфраструктуры:
    • ? транспортная инфраструктура;
    • ? инфраструктура средств размещения;
    • ? информационная инфраструктура;
    • ? инновационная инфраструктура и др.

Транспортная инфраструктура обеспечивает перемещение грузовых и пассажирских потоков в целях рациональной и эффективной организации производства. Она включает как сами транспортные средства (самолеты, поезда, суда, автомобильный транспорт и т.п.), так и необходимые сооружения и оборудование для их использования (железные и автомобильные дороги, вокзалы, порты и т.п.).

Инфраструктура средств размещения включает коллективные и индивидуальные средства размещения.

Информационная инфраструктура - это система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Информационное пространство - совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан; и удовлетворение их информационных потребностей. Основными компонентами информационного пространства являются: информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

Информационный ресурс предоставляет объективную и своевременную информацию, необходимую для ведения бизнеса, в том числе информацию о рынках, клиентах, спросе, предложении и т.д. Наличие полной и достоверной информации является необходимым условием ведения любой предпринимательской деятельности. Предприятия, способные продуктивно использовать информационно-коммуникационный ресурс, становятся лидерами рынка и обеспечивают себе ускоряющееся развитие. Те предприятия, которые активно внедряют и используют современные информационные технологии, в свою очередь стимулируют их развитие. Такую взаимосвязь М. Кастельс назвал кумулятивной петлей развития информационно-глобальной экономики.

Развитие информационной среды становится формообразующим фактором современной экономики. Уровень технологического окружения, являющийся средой развития постиндустриальных стран, включает информационные технологии в свое ядро. Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий уже сейчас способен существенно влиять на все аспекты организации бизнеса. В частности, с помощью Интернет-технологий появилась возможность управлять в реальном времени объектами, расположенными в любой точке Земли. Это позволяет создавать принципиально новые типы организаций - пространственно распределенные сетевые структуры, виртуальные фирмы и др. Именно информационно-коммуникационная инфраструктура содержит огромный потенциал для развития бизнеса.

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. Этот вид инфраструктуры, чрезвычайно важен для создания и поддержания конкурентных преимуществ бизнеса.

Инновационная инфраструктура различается но уровням организации:

  • ? на микроуровне (уровне основного структурного звена - предприятий, корпораций и т.д.) к ней относятся инновационные центры, инкубаторы инновационного бизнеса, научные кооперативы, ВТК и т.д.;
  • ? на мезоуровне (уровне региона, дестинации) сюда относятся технопарки, научно-учебные и инновационные центры, инновационные региональные фонды, зоны особого назначения, обладающие особым научным и предпринимательским потенциалом и т.д.;
  • ? на макроуровне (на уровне страны) сюда входят федеральные научные центры, наукограды, инновационные банки, экспертные организации, технополисы и т.д.

В XXI веке инновационный ресурс становится одним из решающих в конкурентной борьбе. Если традиционный вид конкуренции основан на лидерстве по издержкам, то наиболее эффективный вид конкуренции основан на монопольном владении продуктовыми, технологическими, организационными, ресурсными и нр. инновациями (эффективная монополия). Этот вид конкуренции в настоящее время является определяющим.

4. По сфере хозяйственной деятельности выделяют инфраструктуру предпринимательства, банковской деятельности, коммерческой деятельности и т.д.

Инфраструктура предпринимательства - это система общих условий воспроизводства предпринимательского типа, представляющая собой совокупность технико-технологических, организационно-экономических и социальных взаимосвязей тех элементов инфраструктуры, которые обеспечивают обслуживание процесса предпринимательства на уровне макро-, мезо- и микроэкономики.

Предпринимательство как процесс представляет собой особый тип воспроизводства - воспроизводство предпринимательского типа, которое основывается на рыночных принципах. Это определяет и характер инфраструктуры предпринимательства, которая тоже приобретает рыночный характер, т.е. становится рыночной инфраструктурой. Это означает, что основные связи между элементами инфраструктурного комплекса основываются на рыночных принципах.

К ключевым характеристикам предпринимательства относится инновационность и риск, что нашло отражение в функциях инфраструктуры предпринимательства.

К основным функциям инфраструктуры предпринимательства относятся 1:

  • ? обеспечение общих условий эффективности предпринимательской деятельности;
  • ? создание общих условий для инновационной и рисковой составляющих предпринимательства, в том числе, создание специальных инновационных и рисковых подсистем инфраструктуры, непосредственно обслуживающих предпринимательство;
  • ? системообразующая функция, т.е. создание условий для системного взаимодействия инфраструктурных и предпринимательских элементов;
  • ? поддержание благоприятной среды для устойчивой конкурентоспособности предпринимательских структур.

Перед инфраструктурой предпринимательства стоит задача минимизировать и специфические риски, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в том числе, рыночные, политические, организационные и др.

5. В зависимости от обслуживаемой отрасли выделяют инфраструктуру но отраслям: инфраструктура сельского хозяйства, промышленности, строительства и т.д.

Следует отметить, что туризм в народнохозяйственном комплексе сам относится к инфраструктурной сфере, в частности, к социально-культурной инфраструктуре. Он обеспечивает потребности человека в отдыхе, развлечениях и т.п. Но, в то же время, как вид экономической деятельности, туризм не может существовать без соответствующей обеспечивающей его инфраструктуры.

Следует разделять следующие понятия 1:

  • ? инфраструктура туризма (туристская инфраструктура);
  • ? инфраструктура туриндустрии;
  • ? инфраструктура туристского рынка;
  • ? инфраструктура предпринимательства в туризме.

На данный момент в научной литературе нет единого и однозначного толкования этих терминов, а также не определено соотношение этих понятий. В основном используется термин инфраструктура туризма или туристская инфраструктура.

Инфраструктура туризма - это совокупность (комплекс) взаимосвязанных структур и туристских ресурсов, направленных на создание общих условий для реализации туризма и обслуживающих (обеспечивающих) туристскую деятельность.

Инфраструктуру туризма можно представить в виде следующей схемы (рис. 12).

К общей инфраструктуре относятся те элементы, которые создаются не только для туризма, но и для других сфер деятельности и отраслей, в том числе, дороги, электрокоммуникации, водоснабжение, банки, страховые компании и т.д. Для обеспечения туризма они используются как общие ресурсы, но без них туризм не может существовать.

Рис. 12.

Следует подчеркнуть, что даже в компонентах общей инфраструктуры в последнее время начала четко прослеживаться тенденция к выделению специальных единиц, обслуживающих только сферу туризма. Например, в части институциональной инфраструктуры можно выделить законодательные акты, относящиеся исключительно к туризму, в страховых компаниях формируются департаменты, обслуживающие туристскую деятельность, широко развита специализированная туристская выставочная деятельность и т.п.

Специфическая инфраструктура включает те элементы, которые используются и создаются преимущественно для целей туризма. Причем следует различать инфраструктуру, создаваемую человеком (транспортные средства, средства размещения, музеи, тематические развлекательные комплексы и т.и.), и инфраструктуру, созданную природой и используемую в туристских целях (моря, озера, водопады, леса и т.п.). Следует отметить, что в инфраструктуру туризма входят разнообразные туристские ресурсы. Это вполне логично, так как любая инфраструктура включает все те обслуживающие компоненты, без которых невозможна рассматриваемая деятельность. Туристские ресурсы являются той основой, которая формирует туристский интерес и обеспечивает мотивацию туристов.

Туризм представляет собой сложное общественное явление, включающее много различных видов туризма. Для реализации различных видов и форм туризма требуются различные компоненты инфраструктуры, в частности, специфической. В связи с этим целесообразно при изучении предпринимательской деятельности в туризме выделять инфраструктуру отдельных видов туризма, которая будет существенно различаться по своему составу и, соответственно, влиять на особенности реализации предпринимательской деятельности в туризме.

Неспецифическая инфраструктура для какого-либо вида туризма включает традиционные компоненты инфраструктуры, используемые для всех видов туризма, в том числе, транспортные средства (самолеты, поезда, автобусы и т.п.), средства размещения (отели, мотели, частные средства размещения и т.п.), предприятия питания и т.д.

Специфическая инфраструктура необходима для реализации конкретного вида туризма, например, горнолыжный туризм невозможен без лыжных трасс, подъемников, проката лыж; для дайвинга требуется наличие моря, снаряжения, инструкторов и т.п. Причем для каждого вида туризма можно выделить наиболее характерные (традиционные) компоненты инфраструктуры, которые обеспечивают основные потребности в реализации данного вида туризма и без которых этот вид туризма невозможен, например, службы и спецсредства для обслуживания горнолыжных трасс.

Характерная инфраструктура обеспечивает создание основного туристского продукта. В то же время для привлечения туристов с маркетинговой точки зрения необходимо наличие отличительных черт предлагаемого туристского продукта или дополнительного продукта. Для этого может создаваться нехарактерная (дополнительная, сопутствующая) для данного вида туризма инфраструктура, например, бассейны, аквапарки недалеко от лыжных баз и т.п. Эта сопутствующая нехарактерная инфраструктура будет создавать дополнительную привлекательность и формировать новые мотивы для путешествующих, тем самым будет возрастать аттракция дестинадии.

Инфраструктура туристского рынка - это организационно-экономическая система, опосредующая движение туристских продуктов и услуг от продавца к покупателю, совокупность институтов и организаций, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования 1 .

Функциями инфраструктуры туристского рынка являются:

  • ? обеспечение взаимодействия покупателя и продавца туристских товаров и реализация интересов всех участников рыночных отношений в сфере туризма;
  • ? упорядочение туристского товарооборота путем саморегулирования субъектов рыночных отношений в соответствии с конъюнктурными колебаниями туристского рынка;
  • ? организационно-правовое обеспечение всех операций, осуществляемых между субъектами туристского рынка (производителями туристских услуг, посредниками, продавцами, туристами);
  • ? повышение оперативности и эффективности деятельности участников туристского рынка за счет развития специализации отдельных субъектов и видов деятельности;
  • ? обеспечивает выполнение функции государственного регулирования и поддержки организованного товародвижения на туристском рынке;
  • ? осуществление контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства;
  • ? оказание информационных, маркетинговых, инновационных, консалтинговых и других услуг с помощью инфраструктуры рынка.

Соотношение между инфраструктурой туризма и инфраструктурой туристского рынка можно показать следующим образом (рис. 13).

Общие закономерности зависимости эффективности предпринимательства от уровня развития инфраструктуры очевидны: чем выше уровень развития инфраструктуры, тем эффективнее развивается предпринимательство. Создание развитой инфраструктуры является также необходимым условием развития малого и среднего бизнеса, а эффективность его функционирования напрямую зависит от эффективности этой инфраструктуры. Развитие инфраструктуры туристского рынка требует серьезных финансовых вложений и не может обойтись без участия государства и государственных учреждений.


Рис. 13.

Развитие инфраструктуры туризма прямо влияет не только на состояние дел в социально-экономическом развитии регионов, но и в целом на обеспечение единого туристского пространства России.

Туристская инфраструктура является объектом, требующим существенных затрат. Однако инфраструктура может рассматриваться и как объект инвестиций с целью получения коммерческой выгоды. В этом случае применим подход, используемый при проектном финансировании в сферу услуг. Развитие инфраструктуры предпринимательства в туризме носит социально значимый характер, поэтому для ее создания необходимо активно привлекать как государственные, так и частные инвестиции. Если структура инвестиций внутри страны (или региона) оказывается несбалансированной, другими словами, какие-то сектора экономики инвестируются активно, а другие остаются практически без инвестиций, то это может быть обусловлено недостаточным инфраструктурным обеспечением конкретного вида бизнеса. В этом случае ситуация может быть изменена с помощью мер на мезо-уровне, не носящих глобальный характер. Это совершенно справедливо по отношению к туризму: его развитие в максимальной степени зависит от развития инфраструктуры.

Существуют особенности формирования инфраструктуры предпринимательства в туризме, в том числе, условия для осуществления предпринимательской деятельности в туризме обычно требуют наличия туристских ресурсов, которые относятся к специфической туристской инфраструктуре. Иногда предпринимательская деятельность в туризме сама является инструментом создания туристских ресурсов. Но даже богатейшее наличие уже имеющихся туристских ресурсов не будет достаточным условием для успеха предпринимательской деятельности в туризме.

Развитие предпринимательской деятельности в новой туристской дестинации возможно только тогда, когда создаются комплексные проекты по развитию туристской дестинации, поэтому проблемы туристской инфраструктуры должны решаться не на уровне отдельного предприятия, а совместно с государственными, региональными и местными административными органами.

Инфраструктура может создаваться как сверху (международными организациями, федеральными и региональными властями), так и снизу (представителями предпринимательских структур туристского бизнеса, инвесторами). Крайне важно найти правильный баланс между различными участниками и обеспечить трансформацию от централизованной системы организации туризма к децентрализованной, при которой международные организации и государственные структуры помогают предпринимателям найти и реализовать их собственные решения.

Инфраструктура предпринимательства в туризме должна создаваться в соответствии с рыночными требованиями, она должна быть комплексной, т.е. предоставлять всестороннее обеспечение туристскому бизнесу. Относительный вклад ее создателей может сильно варьироваться в зависимости от вида бизнеса. Но определяющую роль на всех этапах создания инфраструктуры играет конкретный инициатор - активно действующий человек или группа лиц, выдвигаемых или, по крайней мере, активно поддерживаемых предпринимательской средой. При этом существенное снижение инвестиционных рисков при создании инфраструктуры возможно только при условии, что все поставленные задачи будут решаться параллельно с созданием разноплановой сети формальных и неформальных объединений, ассоциаций, клубов, формирующих новый социальный слой людей объединенных общностью целей и подходов к их достижению.

Что первично для развития туризма - туристические потоки или инфраструктура, то есть, строить ли гостиницы, дороги там, куда едут люди диким образом, или лучше снабдить инфраструктурой перспективный район, а потом привлекать туда туристов - это вопрос дискуссионный. Предпринимательство подразумевает два основных начала - инновационность и риск, который следует оценивать. И прежде, чем решать вопрос о вложениях в инфраструктуру, необходимо оценить уровень ее развития и степень возможного риска.

Туристская инфраструктура

В экономической литературе существуют различные определения понятия инфраструктуры. Так, Большая советская энциклопедия содержит развернутую статью, в которой появление термина "инфраструктура" (от лат. infra -- ниже, под и structura -- строение, расположение) в экономической науке относится к концу 40-х гг. 20 в. Данный термин был применен для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Более четко обслуживающий, подчиненный системе более высокого уровня смысл анализируемого понятия - следует из определения, данного в Экономическом словаре: "инфраструктура - это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения, товаров, а также жизнедеятельности людей".

Инфраструктура взаимосвязана и взаимодействует, исходя из интересов субъектов рыночных отношений, и формирует при этом предпосылки для воспроизводственного процесса. Взаимодействие рынков осуществляется саморегулируемым механизмом отношений и регулирующим вмешательством государства. Инфраструктура формируется как открытая система, реагирующая на внутреннюю и внешнюю социальную и политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков, и функционирования субъектов экономических отношений находятся в зависимости от состояния экономического пространства, зависящее от характера и структуры производства, емкости и качества потребления внутри субъекта экономики.

Инфраструктура, обеспечивающая целостное функционирование экономической системы отличается от инфраструктуры, способствующей развитию экономики, что позволяет выйти на "новое качество" экономического роста в воспроизводственном аспекте в современных условиях. Конкретная экономическая система может обладать более или менее развитой инфраструктурой, обеспечивающей ее функционирование, но не иметь инфраструктуры, способствующей развитию самой экономической системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика экологических условий и культурно-исторического потенциала Северо-Западного региона. Производственная составляющая туристской инфраструктуры. Средства размещения туристов, деятельность предприятий питания. Развитие индустрии развлечений.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2012

    История туризма как отрасли сферы обслуживания. Экономика туризма и специфика его развития в РФ. Экологическая составляющая в туристской отрасли. Мировые эколого-туристские ресурсы. Экологическое проектирование в туризме. Природоохранные объекты в Европе.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2016

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Классификация объектов туристской инфраструктуры в Юго-Восточной Азии; их обеспечивающая, интеграционная и регулирующая функция. Развитие транспортной сферы региона: наземный, водный и воздушный транспорт. Средства размещения и развлечения гостей.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2012

    Факторы, влияющие на развитие туризма в Таиланде. Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма страны. Динамика прибытий в Таиланд и доходов от туризма. Распределение туристов по территории страны. Транспортная инфраструктура Таиланда.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Деятели, жившие или родившиеся в Брянской области. Состояние туризма в регионе. Численность туристов и доходы от туристской отрасли. Организации, учреждения и туристские компании, организующие туристскую деятельность. Рекреационные ресурсы региона.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2010

    Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма, современное состояние туристской инфраструктуры и подготовка кадров. Основные направления и механизмы решения задач перспектив развития сферы туризма, повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Анализ туристско-рекреационного потенциала Южной Америки с целью организации маршрутов для российских туристов. Состояние туристской инфраструктуры и состояние рынка выездного туризма в этом регионе. Разработка туров в направлении Бразилия и Чили.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2013

Рецензенты:

кандидат исторических наук

В. К. Егоров

кандидат экономических наук

С. В. Теребова

© Ускова Т.В., Величкина А.В., 2014

© ИСЭРТ РАН, 2014

Введение

Мировая туристская индустрия сегодня переживает переломный момент. В большинстве стран происходит трансформация представлений людей о путешествиях, которые все больше воспринимаются как необходимый атрибут жизни. Этому способствует также интенсивный рост скорости обращения информации и доступности транспортных услуг. Происходящие перемены позволяют сделать вывод о том, что в долгосрочной перспективе туризм будет развиваться высокими темпами независимо от экономической и геополитической конъюнктуры .

Несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры, можно отметить, что туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост. Особенно активно развивается выездной туризм. Так, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), расходы на международные туристические поездки россиян ежегодно увеличиваются: если в 2010 году этот показатель составлял 26,6 млрд. долларов, то в 2012 году – уже 42,8 млрд. долларов (увеличение на 61 %). С экономической точки зрения стремительное развитие выездного международного туризма свидетельствует о вывозе капитала и валютных сбережений граждан за рубеж. В современных условиях такая «расточительность» недопустима, особенно при наличии туристического, культурно-исторического и рекреационного потенциала. Таким образом, для российской экономики приобретает острую актуальность проблема развития внутреннего туризма.

Развитие регионального туризма находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая либо выступает сдерживающим фактором развития отрасли, либо определяет его положительную динамику. Вместе с тем для большинства регионов России инфраструктурные проблемы становятся основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.

В большинстве регионов туристской инфраструктуре присущи такие черты, как: старение объектов, недостаточное финансирование, нехватка мощностей в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Кроме того, имеет место высокий износ инженерных сетей, плохое состояние автомобильных и железных дорог, слабое развитие транспортных маршрутов и придорожного сервиса. Особую озабоченность вызывают проблемы в сфере услуг: низкая квалификация обслуживающего персонала, несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам, слабый учет потребностей туристов.

Целью данного исследования стала разработка методики комплексной оценки региональной туристской инфраструктуры и обоснование направлений ее развития.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи :

– исследованы теоретико-методологические основы развития туристской инфраструктуры;

– обобщены и проанализированы имеющиеся методики оценки туристской инфраструктуры, разработана авторская методика ее оценки;

– оценен уровень развития туристской инфраструктуры регионов СЗФО;

– предложены направления и комплексные меры развития региональной туристской инфраструктуры.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования туристской инфраструктуры. Информационной базой исследования послужили периодические издания и интернет-ресурсы, данные Федеральной службы государственной статистики и Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, нормативно-правовые акты в сфере туризма. Методические подходы к исследованию базировались на комплексном анализе туристской инфраструктуры, также использовались такие научные методы, как сравнение, анализ, обобщение, графические и табличные приемы обработки информации.

Результаты исследования могут быть полезны региональным органам власти при формировании программных документов, направленных на развитие сферы туризма, и принятии управленческих решений.

1. Теоретико-методологические аспекты развития Туристской инфраструктуры региона

В настоящее время туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей средства размещения, транспорт, связь, индустрию питания, отдыха и развлечений, предприятия торговли и др. Эффективное функционирование сферы туризма оказывает положительное влияние на все стороны регионального развития, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей. При этом развитие сферы туризма в регионе возможно лишь при наличии эффективно действующей туристской инфраструктуры.

Инфраструктура туризма служит необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Её развитие, с одной стороны, способствует туристскому освоению территории, а с другой – улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создаёт большое количество рабочих мест .

Хотя понятие туристской инфраструктуры не является новым, в отечественной литературе нет его единого толкования. Неоднозначность и размытость содержательного смысла этого понятия объясняется необоснованностью четких признаков отнесения к инфраструктуре туризма отдельных видов хозяйственной деятельности и неопределенностью круга ее объектов.

Анализ представленных в таблице 1 дефиниций этого понятия позволяет нам согласиться с мнением Д. Ф. Василихи, который под региональной инфраструктурой туризма понимает «совокупность материальных объектов, являющихся носителями различных материальных и нематериальных свойств, которые обеспечивают максимально возможную количественную и качественную реализацию целей туристов при определенных пространственно-временных параметрах (в конкретном месте и в конкретное время)».

Таблица 1.Трактовки понятия «туристская инфраструктура»


Региональная инфраструктура туризма – это совокупность предприятий, создающих условия для удовлетворения потребностей туризма (производственная инфраструктура), и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов (инфраструктура сферы услуг) . В свою очередь производственная инфраструктура состоит из транспортной, информационно-коммуникативной и коммунальной инфраструктур, объектов экологической очистки. Инфраструктура сферы услуг включает в себя такие элементы, как туроператоры и турагенты, средства размещения, предприятия отдыха и развлечений, торговля и общественное питание, инфраструктура безопасности (рис. 1).


Рис. 1. Элементы региональной инфраструктуры туризма


Важное методологическое значение имеет оценка развития туристской инфраструктуры. В научной литературе известен ряд авторских методик, применяемых специалистами непосредственно для этих целей (например, методики В. С. Боголюбова, И. Г. Лимониной, О. Б. Евреинова, А. В. Кучумова и др.). Условно можно выделить два подхода к оценке развития туристской инфраструктуры.

Согласно первому подходу (И. Г. Лимонина, А. В. Кучумов), развитие региональной туристской инфраструктуры можно оценить через совокупность ее элементов. Данные методики позволяют выделить наиболее «слабые места» туристской инфраструктуры в территориальном разрезе, а также дают возможность провести комплексное экономико-географическое исследование развития туристской инфраструктуры в целом, но без снижения значимости развития отдельных ее элементов. Однако эти методики не лишены ряда недостатков, поскольку не вполне четко определяют значимость системы тех показателей внутри каждой группы инфраструктурных элементов, которые позволяют более полно охарактеризовать фактическое состояние инфраструктуры туризма. В то же время отдельные методики охватывают ее неполный компонентный состав.

Представители второго подхода (В. С. Боголюбов, О. Б. Евреинов) предлагают оценивать региональную туристскую инфраструктуру посредством анализа ее объектов. Предлагаемая модель весьма полезна как для годового и оперативного планирования на предприятиях инфраструктуры туризма, так и для стратегического бизнес-планирования. Однако недостатком таких методик является то, что действующая система статистических показателей не дает возможности апробировать их на региональном уровне.

Следовательно, все указанные методики нуждаются в совершенствовании. При этом подчеркнем, что прежде всего необходима такая методика, которая позволяла бы оценить степень развития туристской инфраструктуры на региональном уровне. В этом контексте важнейшим требованием является использование качественных показателей, получаемых с помощью экспертных оценок и на основе результатов опроса как туристов, так и руководителей предприятий туротрасли. И безусловно, данная методика должна давать комплексную оценку с учетом всех структурных элементов и обеспечивать сопоставимость уровня развития инфраструктуры в регионах.

По нашему мнению, этим требованиям в полной мере отвечает определение индекса развития туристской инфраструктуры региона, количественно характеризующего уровень ее развития и представляющего собой среднее арифметическое индексов десяти входящих в него блоков показателей (рис. 2). Эти блоки отражают состояние структурных элементов туристской инфраструктуры региона.


Рис. 2. Схема оценки уровня развития туристской инфраструктуры региона


Последовательность расчета индекса развития туристской инфраструктуры региона включает в себя ряд этапов (рис. 3). На первом этапе показатели, характеризующие различные структурные элементы, представляются в виде нормализованных данных при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими в выборке. На втором этапе рассчитываются индексы отдельных блоков как среднее арифметическое величин нормализованных показателей. На третьем, заключительном, этапе проводится расчет интегрального индекса развития туристской инфраструктуры.


Рис. 3. Методический инструментарий расчета индекса развития туристской инфраструктуры


Значение индекса развития туристской инфраструктуры региона (I ИТ ) лежит в интервале от 0 до 1000. Соответственно чем больше значение данного индекса, тем выше уровень развития инфраструктуры туризма. Границы интервалов групп формируются в зависимости от среднего значения рассматриваемого индекса (табл. 2).


Таблица 2. Интерпретация пороговых значений интегральной оценки уровня развития туристской инфраструктуры



На наш взгляд, предложенная методика позволяет:

– оценивать состояние и уровень развития туристской инфраструктуры отдельно взятого региона в сравнении с другими субъектами федерации;

– анализировать состояние каждого элемента туристской инфраструктуры, выявляя сильные и слабые стороны инфраструктурного развития;

– соотносить уровень развития туристской инфраструктуры с целевыми показателями долгосрочного планирования в сфере туризма на данной территории;

– группировать территории по уровню развития туристской инфраструктуры;

– на основе выявленных проблем формировать направления развития туристской инфраструктуры региона.

2. Оценка современного состояния туристской инфраструктуры региона

В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма занимает Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия . Въездной туристский поток в СЗФО в 2012 году составил около 14 млн. посетителей (рис. 4). При этом лидерами по объему туристского потока на протяжении последних лет являются Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Однако в последние годы туризм активно развивается в Новгородской и Псковской областях, о чем свидетельствует рост показателя объема туристских услуг в 3 и 2 раза соответственно (табл. 3).


Рис. 4. Туристский поток в регионах СЗФО в 2012 году, тыс. чел.


По-прежнему самыми востребованными в регионах Северо-Западного федерального округа являются следующие виды туризма: культурно-познавательный, активный, лечебно-оздоровительный, деловой. Высокая доля культурно-познавательного туризма (от 35 до 67 %) отмечается в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областях, что объясняется высоким историко-культурным потенциалом этих регионов.


Таблица 3. Объем туристских услуг, оказанных населению на территории субъектов Северо-Западного федерального округа в 2009–2012 гг., млн. руб.


Тем не менее при достаточно хороших условиях для реализации туристского потенциала регионов в сфере туризма имеется ряд проблем. Прежде всего, они связаны с отсутствием эффективно действующей туристской инфраструктуры. Для оценки уровня ее развития в регионах СЗФО воспользуемся представленной выше методикой.

Для этого, прежде всего, рассчитаем индексы состояния и развития структурных элементов туристской инфраструктуры регионов.

Транспортная инфраструктура

Итоги расчетов показали (приложение 1), что хорошей транспортной обеспеченностью характеризуется г. Санкт-Петербург (I 1 = 801). Далее со значительным разрывом следуют Псковская область (I 1 = 439) и другие регионы округа. Наименьшие значения показателя развития транспортной инфраструктуры наблюдаются в республиках Карелия (I 1 = 141) и Коми (I 1 = 245).

Основные проблемы

В регионах наблюдается несоответствие темпов развития автомобильных дорог устойчивому росту автомобилизации, старение основных фондов транспортной инфраструктуры и их неэффективное использование. Весомым фактором, сдерживающим развитие туристской транспортной инфраструктуры, выступает недостаток придорожной инфраструктуры. В большинстве регионов СЗФО данный сектор слабо развит. Существует острая необходимость создания мест для отдыха водителей и пассажиров (питание, ночлег и кратковременный отдых в пути), кемпингов для автомобилистов и др.

Для большинства регионов России, как и СЗФО, актуальна проблема недостаточного технологического уровня развития транспортных систем. Именно в транспортной инфраструктуре очевидно существенное отставание в применении современных транспортных технологий и в информатизации транспорта .

Не теряют своей остроты такие проблемы, как низкий уровень развития речного и воздушного транспорта, непостоянство качества предоставления транспортных услуг, несоответствие сети автомобильных дорог потребностям движения (как по пропускной способности, так и по техническому состоянию), высокие тарифы транспортных предприятий, недостаток высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы, плохое состояние автовокзалов и железнодорожных вокзалов и др.

Информационно-коммуникационная инфраструктура

Развитие массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для эффективной туристской деятельности. Большую роль играют современные электронные средства информации: создание информационных туристических порталов в сети Интернет, информационных туристских центров и терминалов на основных туристических маршрутах и т. д.

Анализ индекса информационно-коммуникационной инфраструктуры (приложение 2) позволяет сделать вывод о том, что лидирующее положение по уровню развития данного структурного элемента занимает город Санкт-Петербург (I 2 = 1000). Значение индекса у всех регионов достаточно высокое и варьируется в диапазоне от 629 до 1000.

Основные проблемы

1) отсталость технического и технологического оборудования, отсутствие в необходимом количестве современных телекоммуникационных технологий и средств информатизации;

Транспортная стратегия Российской Федерации // Официальный сайт Министерства транспорта РФ. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru:8080/pressa/TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_6.htm