Путешествие на остров сааремаа. Сааремаа: полный маршрут и некоторые советы Паром на сааремаа эстония

В советское время попасть на остров Сааремаа можно было лишь по спецпропускам выдаваемых погранслужбой. Сейчас же, спустя 30 лет, он открыт для всех желающих. От Таллинна до Курессааре, главного и единственного города острова Сааремаа 221 километр. Преодолеть их можно четырьмя способами.

Автобус.

Автовокзал города Таллинна капитально отремонтирован в 2012 году.

Самый востребованный способ добраться до острова.
Автобусное сообщение между Таллинном и островами налажено отлично и Сааремаа, конечно же, не исключение. Автобусы с Центрального вокзала Таллинна отправляются на остров практически каждый час.
Вокзал находится по адресу Ластекоду 46 (Lastekodu 46). Добраться до него очень просто, так как рядом с ним проходит большое количество общественного транспорта. На улице Юхкентали (Juhkentali, 48)останавливаются автобусы No 17, 23, 47, 54. На Тартуском шоссе(Tartu maantee 58) остановка трамваев No 2и 4, а также автобусов No 2, 15, 39.
С аэропорта до автовокзала идет автобус No 2. С железнодорожного вокзала нужно ехать на трамвае No 2.Со Старого города до него даже можно дойти пешком. От Вируских ворот идти минут 15-20. Подробнее маршруты можно посмотреть здесь. https://routes.one/ru
Вокзал работает с пяти утра до часу ночи. Билеты начинают продаваться с 7-00 и до 20-00.
В зависимости от дня недели количество рейсов на Сааремаа меняется. Самый «богатый» на маршруты день-пятница. Автобус отправляется в Курессааре 14 раз.
Время в пути около четырех часов. Время зависит от перевозчика и количества остановок в пути. Первый автобус отходит в 7.55. Последний в 22.15 и прибывает на автовокзал острова в 2.10.

У Lux Express только современные автобусы.

Перевозчиков несколько, поэтому цена и уровень комфорта в автобусах отличаются. Цена колеблется в пределах 12-16 евро. На детей до 16 лет и людей после 60 лет существует 40% скидка. Купить билет, и узнать подробную информацию о рейсах можно на этом сайте . Сайт поддерживает русский язык.
Несколько рейсов совершают автобусы компании Lux Express у которой часто происходят распродажи и билет вообще можно купить за 5-6 евро. Поэтому билеты на эти автобусы лучше покупать непосредственно на сайте компании. У них действует система, чем раньше покупаешь билет, тем меньше цена. Можно еще немного сэкономить, если планировать путешествие заранее.

Автобус идет до пристани в поселке Виртсу, там заезжает на паром (про паром отдельно), переплывает пролив и преспокойно едет себе дальше. Вы можете остаться сидеть в автобусе, а можете прогуляться по парому. Из Курессааре до Таллинна первый автобус отходит рано утром в 4.55, а последний в 17.55.
Также на остров можно добраться и из Тарту (время в пути около шести часов, два рейса в день) и Пярны (время в пути три часа, четыре рейса). Информацию можно посмотреть на том же сайте что и про автобусы из Таллинна.

Автомобиль.

Самый удобный способ попасть на остров.
А если планируете остаться на острове на несколько дней и познакомиться с ним поближе, то этот способ и единственно верный. Многие достопримечательности находятся в сельской местности, и добраться до них без автомобиля проблематично. Автомобиль можно взять на прокат или на острове, или в Таллинне. Цена проката на 2 дня 50-70 евро. Можно оформить доставку автомобиля до вашего отеля.

Если едете на автомобиле, то откуда бы вы не ехали, все равно приедете в порт в поселке Виртсу. Свой маршрут можно посмотреть и скачать в Google Maps или Яндекс картах. Расстояние от Таллинна до Виртсу 137 километров. Далее на пароме переправляетесь до порта в поселке Куйвасту. Это еще не Сааремаа, а остров Муху. Он дамбой соединяется с островом. Длина дамбы три с половиной километра. На ней есть специальные места для остановок автомобилей, чтобы полюбоваться окрестностями.

Паром»Тылль» заканчивает погрузку.

Паромную переправу между Большой землей и островами осуществляет компания Tuule laevad.
Паромы начинают ходить с 5-35 утра и до позднего вечера. Последний отходит в 22.15 Интервал движения летом примерно через 35 минут, зимой намного реже. Стоимость провоза легкового автомобиля 8.4 евро. Взрослый пассажир 3 евро, ребенок 1.5 евро. В пятницу после 13-00 цена проезда с материка на остров возрастает на 50 %, а в воскресенье после 13-00 цена увеличивается на проезд с острова на большую землю.
Время парома в пути 30 минут, а вся поездка с заездом-выездом минут 50. В хорошую погоду можно выходить на верхнюю палубу, где есть кресла для сидения. На паромах есть бесплатные туалеты и кафе-закусочная.
Перевозки осуществляют четыре новых парома построенных в 2017 г. Паромы названы в честь мифологических существ когда-то проживающих на островах. «Тылль», «Лейгер», «Пирет», «Тийна». Одновременно любой из них перевозит 700 пассажиров и 150 автомобилей, так что обычно места хватает всем. На паромах четыре палубы Две под стоянки автомобилей и две для пассажиров. Одна закрытая, для зимы и плохой погоды и открытая, летняя.

«Живая» очередь желающих уехать на материк.

Билеты продаются как непосредственно на причале в специальных терминалах или у кассира-оператора, так и онлайн заранее. В предварительной покупке есть один несомненный плюс, таких пассажиров и автомобили пропускают через специальный проход-проезд, не надо стоять в очереди. Билет можно купить . Сайт на эстонском и английском, но все понятно. Если нет билетов в интернете (что бывает на праздники), то ничего страшного. Часть билетов оставляют для живой очереди.

Если у вас электронный билет, и вы приехали раньше, то при наличии места на пароме можете уехать на нем. Если опоздали на свой рейс, то ваш билет действителен еще 48 часов, но только уже в порядке живой очереди.
Билет лучше распечатать и взять с собой. При покупке билета нужно правильно указывать госномера машины и русские буквы номера вводить латиницей.

Самолет.

Jetstream-3200 на взлетной полосе в аэропорту Курессааре.

Самый быстрый способ.
Как не странно между Таллинном и Курессааре существует воздушное сообщение. Рейсы совершает авиакомпания Transaviabaltika и будет этим заниматься, по крайней мере, до 31 мая 2019 года. До этого срока у нее выигран конкурс на проведение полетов на Сааремаа.
Есть уникальная возможность прокатиться на 19-местном самолете Jetstream-3200. По будним дням из Таллинна совершаются два рейса в 08-35 и в 18-35, в субботу в 10-50, в воскресенье в 18-35. Из Курессааре в 9-30 и в 19-30 и в 11-45 в субботу и в воскресенье в 19-30. Время в пути всего 45 минут. Цена вполне приемлемая -26 евро. Впрочем, это все теория. На практике не очень понятно, где купить билет. Онлайн продажи ни на сайтах поисковиков, ни на сайте Таллиннского аэропорта нет. Хотя если есть желание, то можно попробовать улететь в Таллинн из Курессааре. Аэропорт расположен в трех километрах от города, и добраться до него не составит никакого труда. Он открыт с 10 до 19 часов. Более подробную информацию по билетам можно получить по телефонам +372 6058887, +372 55603687 или на этом сайте .

Покупка экскурсионного тура.

Самый беззаботный и простой способ посетить остров Сааремаа это купить в Таллинне или даже в Санкт-Петербурге экскурсию на остров. А дальше сесть в автобус, расслабиться и получать удовольствие от дороги и общением с гидом. Цены само собой различаются в каждой компании. Как вариант предлагаем эту экскурсию. Цена может быть и не самая дешевая, зато экскурсия индивидуальная и точно надолго вам запомниться.

Если же решили приехать на остров на несколько дней посмотрите наши статьи про и если путешествуете на автомобиле.

Самый большой город на острове, считающийся по совместительству курортным, Курессааре.

Он буквально напичкан всевозможными грязелечебницами, спа-салонами, поэтому здесь можно будет не просто отдохнуть, но и основательно подлечиться - морской воздух, целебные грязи и мягкий климат острова удивительным образом влияют на здоровье.

Гостиницы Сааремаа

Если цель - просто провести ночь, то на острове полным-полно маленьких отельчиков или традиционных хат на любой каприз. Но стоит все-таки воспользоваться не только эстетическими радостями этого чудесного острова, но и практическими, к чему можно отнести возможность получения курса процедур по омоложению и оздоровлению.

Лечебные грязи Сааремаа известны аж с 19 века - вся аристократия России, Скандинавии и Германии съезжалась сюда для принятия грязевых ванн. Современные спа-центры предлагают значительно больше услуг. В Курессааре можно порекомендовать три спа-отеля, набор услуг в них примерно одинаковый, да и расположены они друг за другом, поэтому выбор зависит от личного предпочтения и толщины кошелька: это Meri Spa 3*, Ruutli Spa 4* и Saaremaa Valss Spa 2*. Аквацентры, включающие в себя джакузи, бассейн, гидромассаж и сауну, соляная пещера, различные виды массажей (классический, ароматический, лечебный), перламутровое обертывание в ассортименте.

Помимо услуг спа-центров можно позволить себе небольшой каприз и взять номер с видом на Курессаарский замок и залив.

Развлечения и достопримечательности Сааремаа

На юго-восточной части острова, прямо у самого моря, ждет туристов первая из достопримечательностей - епископский замок. В летописях нашли упоминания о замке, относящиеся к 1380 году, но, не смотря на возраст, выглядит он хорошо - спасибо своевременной реставрации. Сейчас в замке вместо резиденции епископа Сааре-Ляэнского, в честь которого замок и называют епископским, расположился исторический музей. Заплатив за вход 6 EUR, можно часами разглядывать затейливые экспонаты и бродить по гулким залам.

Развалины замка Мааси тоже рекомендуются для просмотра, находятся они недалеко от города Ориссааре, на холме, прямо на берегу. Главное при поездке туда смотреть на таблички вдоль дороги, чтобы не пропустить нужный указатель. Сейчас начались работы по реставрации и восстановлению замка, но это не помешает пробраться в подземелья замка и поплутать по древним коридорам. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Кратер Каали

Есть на Сааремаа еще одна - внеземная достопримечательность. Около 4 тысяч лет назад на острове небо ударило в земную твердь столпом огня, оставив после себя огромные кратер. Инопланетным гостем оказался огромные метеорит, взрыхливший землю Сааремаа и разбросавший по сторонам осколки. Следы этого безобразия сейчас уже затянулись - воронка диаметров около ста метров и глубиной в 20 метров сейчас напоминает небольшое озерце, берега которого поросли деревьями и кустарниками. Назвали это место кратером Каали, и если будет интересно посмотреть на него, то ищите на шоссе между городами Курессааре и Ориссааре указатель.

Сааремаа

Ветряные мельницы Сааремаа

Вот где без фотоаппарата никак, поэтому если соберетесь в Музей ветряных мельниц, не забудьте про лишнюю карту памяти. Все мельницы уже отказались от идеи молоть муку, но это не мешает им хорошо выглядеть посреди полей острова. Зрелище очень впечатляющее - как будто отминусовались на календаре пара-тройка веков.

Panga Pank

В этом месте, вызывающем дрожь в коленях не только своей историей, но и внешним видом, побывать стоит обязательно. Пангаский клиф возвышается над морем на 21 метр - это береговой уступ, с которого в древние времена сбрасывали богам жертвоприношения.

Древнеязыческое святилище сейчас заменили на маяк, но камни и древние утесы еще хранят память о крови невинных жертв.

Несмотря на то, что возле обрыва есть множество предупреждающих об опасности табличек, туристы так и норовят глянуть в лицо бездне. Не стоит этого делать - боги давно не получали своих жертв. Соблюдайте технику безопасности, таблички зря вешать не будут.

Увы, но в одно из самых красивых мест балтийского региона, остров Сааремаа попасть напрямую из России не получится. Все дело в том, что единственный аэропорт Куресааре, что есть на острове, принимает только рейсы Estonian Air из Таллина. Радует, что рейсы ежедневные, так что если есть желание добраться по воздуху, то все просто. Из Москвы в Таллин (время полета 1 час 40 минут), а потом из Таллина на Сааремаа (40 минут). Но этот путь нравится далеко не всем, не все любят перелеты, да и дороговато. Поэтому предлагаю рассмотреть более бюджетные способы попадания на Сааремаа. Отправляться будем из Таллина, потому как до эстонской столицы добраться не сложно и особо расписывать маршрут нет никакого смысла.

Аэропорт Куресааре

Автобус

Прямые автобусные рейсы Таллин - Куресааре отправляются ежедневно, с частотой примерно 1 автобус в 1 час с центрального автовокзала Таллина, расположенного по адресу Lastekodu, 46. Это фактически самый центр города, так что найти его будет не сложно.

Несмотря на то, что расстояние от Таллина до Куресааре составляет всего 220 километров, время в пути, с учетом паромной переправы составит примерно 5 часов.

Центральный автовокзал Таллина

Автомобиль

Если вы едете на автомобиле, то выезжаете из Таллина на шоссе с романтическим названием №4 (север города), доехать до шоссе №9, а затем доехать до шоссе №10, которое и приведет вас в порт Виртсу, где и надо будет сесть на паром до порта Кувайтсу. Указателей много, дороги хорошие и относительно свободные. Заблудиться практически не реально.

Стоит отметить, что паром идет не до острова Сааремаа, а до острова Муху. Но это не должно никого пугать, так как Муху с Сааремаа соединяет дамба.

Билеты на паром можно купить как на месте, так и заранее через интернет. При этом плюс электронного билета в том, что загружать на паром вас будут в отдельной очереди, что быстрее. Хотя это не так уж и важно, потому как погрузка и выгрузка отработана до мелочей и не занимает много времени.

Паром в Виртсу

Отправляются паромы каждый час, а время в пути вместе с погрузкой и выгрузкой занимает 40-50 минут.

После того, как прибыли в порт Куйватсу выруливаете все на тоже шоссе №10 и едете до Куресааре. Дорога при средней скорости 80-85 километров в час замет не более 40-50-ти минут.


Часть 7 -

Погуляв два дня по старинному Таллину, мы вновь собрались в дорогу. Но прежде, чем мы покинем этот гостеприимный город, нужно разобраться, что за инопланетянин изображен на , сохранившемся в руинах Доминиканского монастыря? В ходе обсуждения форумчане предложили замечательные версии: это черт, это Шрек или это современная подделка под старину. =)
Честно скажу, без подсказки я и сам бы не догадался. Но голландский скульптор Пассер изобразил на барельефе «дурака» или шута, видимо, в шутовском колпаке. Вот как легко было инопланетянам маскироваться под землян в средние века! Колпак это, колпак, а никакие не антенны! Да и какой спрос с «дурака»… =)

Ну а нас ждут острова Эстонии!


В нашем путешествии мы старались найти баланс между архитектурой и природой. После многочисленных музеев и башен Таллина хотелось побыть дикарями подальше от больших городов. Мы планировали посетить даже два отдельных острова: большой и популярный Saaremaa и более дикий, пустынный Hiiumaa . Можно было бы доехать до г. Haapsalu, сесть в Rohuküla на 1.5 часовой паром до острова Hiiumaa, погулять по вытянутому в сторону соседних островов полуострову Kassari, покупаться на пустынных пляжах, посмотреть на маяк Kõpu, самый старый в Прибалтике и один из трех старейших действующих маяков в мире. Вечером на пароме из Sõru за час перебраться на о. Сааремаа, добраться до места ночлега, а следующий день посвятить уже достопримечательностям г. Курессааре. Ну, и получасовым паромом вернуться на «большую землю».


Альтернативный маршрут с посещением островов Хийумаа и Сааремаа

Я колебался до самого отъезда из Таллина. Основным возражением против этого плана была погода: синоптики обещали на островах проливной дождь. Это бы ладно, но два крупнейших эстонских острова легко достижимы с материка, а вот между собой, даже летом, соединены всего тремя рейсами парома в день. Переправившись на Хийумаа 11-часовым паромом, мы были бы вынуждены ждать парома на Сааремаа до 18:15. Весь остров можно объехать по кругу за два часа, и что там делать столько времени в дождливую погоду - было не очень понятно. К тому же, наши дети еще никогда не были на пароме. Сразу два парома за день, общей длительностью около трех часов, показались нам некоторым риском. В итоге, мы решили обойтись одним Сааремаа.

Для тех, кто тоже решит посетить острова, будет полезным расписание и стоимость всех паромов между этими островами и остальной Эстонией. Обратите внимание: цены на билеты заметно подскакивают «туда» в пятницу вечером и «обратно» в воскресенье вечером. Словом, съездить «на выходные» обойдется дороже. На этом же сайте можно приобрести электронные билеты на паром. Они особенно имеют смысл в выходные дни: с электронными билетами отдельная, приоритетная очередь. Мы, в рабочий день, особой разницы не заметили: спокойно попали на паром, даже когда приехали за 5 минут до его отправления.

Подробнее об острове Хийумаа можно узнать по следующим ссылкам:
Официальный сайт

Несколько полезных статей для англо-читающих
Об острове Сааремаа туристической информации в интернете полно, любой поисковик выдаст.

19.07.2012 Таллинн - остров Сааремаа
Пробег до кемпинга 215 км, чистое время в пути 3 часа, средняя скорость 70 км/час
Утром выехали из нашего гостевого дома под Таллином в 9:00 по местному. Не сразу одолели пригороды, с ремонтами дорог и пробками. Но потом помчались уже без задержек. За 1 час 40 мин одолели 125 км до Virtsu. Тем, у кого есть лишнее время в этом городке, можно порекомендовать неплохой частный автомобильный музей - Vanasoidukite Virtsu Talumuuseum. Но мы рвемся на паром. Билет на машину и нас пятерых обошелся в 14.2 евро, оплатили картой. Паром, подходя, «разевает пасть», в которую чинно въезжают машины. Потом, с другой стороны выезжают. До острова всего полчаса ходу. Можно посидеть в салоне, но мы-то в первый раз на пароме! Дети его весь облазили, проинспектировали спасательные средства, и даже нашли еще один паром среди облаков. В общем, им на пароме очень понравилось, зря мы опасались.

Загружаемся на паром на Сааремаа


Машина на палубе


Встречный паром уходит к «большой земле»


По мнению наших детей, еще один, «облачный», паром

К 12:00 местного времени мы уже были на острове Muhu. Здесь можно посетить ферму страусов и кенгуру , но мы оставили ее на обратный путь, если будут силы и время (ни того, ни другого на обратном пути не нашлось). Пообедав и заправив машину (не успели это сделать до парома), мы проехали 3 км по дамбе и оказались на о. Сааремаа. Тут можно посмотреть несколько древнейших церквей по дороге, но мы опасались дождя, не хотели ставить палатки в сырости и сразу отправились к месту ночлега. Тучи было видно еще с парома. Через некоторое время мы под них въехали. Почти тропический ливень, видимость нулевая. И вдруг, так же неожиданно, мы выскакиваем из-под потоков воды, и с неба уже светит солнышко. Граница дождя настолько четкая, что встречная полоса совершенно сухая, а наша - мокрая еще метров 50, пока колеса впереди идущих машин высыхали. Никогда такого не видел.

Все же хоть одну достопримечательность надо было посмотреть по дороге. Мы заехали к метеоритным кратерам Kaali . Их несколько - метеорит при падении раскололся, но большинство кратеров - маленькие, интерес представляют только для ученых. А вот один стал идеально круглым озером - обычно, именно на него все и ходят посмотреть. Не скажу, чтобы озеро было так уж живописно - зеленое, стоячее, метров 100 в диаметре и 6 в глубину. Но находится это озерцо в глубокой воронке, оставленной ударившим в землю несколько тысяч лет назад железным метеоритом. И посмотреть на него, потратив полчасика на прогулку вокруг, было интересно. К тому же, чтобы проехать в Каали, пришлось свернуть с основной трассы на сначала грунтовую, а потом асфальтированную второстепенную дорожку. В результате, мы оказались среди такого буйного цветения всякой полевой растительности, которое впечатлило даже совершенно равнодушного к флоре автора отчета.


Вдоль проселочных дорог Сааремаа


Метеоритный кратер озера Каали

К 15:00, проехав 90 км по островам, мы были на месте нашего ночлега. По совету друзей, для нашей единственной палаточной ночевки в этом путешествии мы выбрали кемпинг Mandjala . Он недалеко от главной достопримечательности острова - епископского замка в г. Курессааре. Хороший пляж. Есть домики и места для кемперов, а для палаток предназначены уютные поляны между соснами. Такая уединенность (или хотя бы ее видимость) была очень приятна: когда мои родители пробовали остановиться в популярном финском кемпинге, их так смутила идея ставить палаточку между огромными кемперами, что они предпочли домик снять за большие деньги.
Место для палатки бесплатно, за ночлег платишь 3 евро с человека. Принимают банковские карточки. Машину можно бесплатно оставить на парковке у административного здания, но оттуда до палаточных мест минут 15 пешком. Можно подъехать прямо к поляне и оставить машину возле палатки (что мы и сделали), но за каждый въезд машины на территорию кемпинга надо платить 2 евро . Это все ладно. Единственное, что нас по-настоящему расстроило, это что на территории нет кухни. Вообще никакой возможности готовить, кроме нескольких грилей. До этого нам казалось, что кемпинг без кухни - немыслим. Не все же с собой плитки возят! Возле административного здания есть кафе, но ассортимент и цены нам не понравились. Попробовал там какой-то «национальный эстонский десерт». Пытался узнать состав, но девушка смогла объяснить только, что он национальный. Гадость - редкостная. Да и ходить туда-сюда было лень. Так что мы питались остатками дорожных припасов, а в кафе лишь термос заливали кипятком (бесплатно).


Ставим палатки в кемпинге Мандьяла

Пока мы ставили палатки, дети рванули на пляж.


Пляж у кемпинга Mandjala

Место оказалось довольно загадочным. В ручье они голыми руками поймали камбалу. Это ведь вроде бы морская рыба и на нерест не ходит?! Ну, может быть, она была обалдевшая от пресной воды - поэтому и позволила себя поймать. Зато в море плавали лебеди!


Морские лебеди и пресноводные камбалы! Это нормально или там, на Сааремаа, все не как у людей?! :) Поделитесь наблюдениями!

К 18:30 я понял, что зуд путешественника не позволит мне бездельничать до вечера. Что мы, собственно, посмотрели за сегодня? А завтра уже уезжать с острова… Старший экипаж вместе с нашей дочкой решили остаться в кемпинге, но мальчишек мы прихватили с собой. Надо было их укатать, чтобы спали получше. Первым делом мы отправились в место под названием Undva Pank . К самому берегу приходится ехать по заросшей можжевельником проселочной дорожке, на которой нам повстречались журавли. В отличие от аистов, мы их больше нигде в Прибалтике не видели.


По совсем уже непроезжей дорожке вышли к довольно необычному каменистому пляжу, не галечному, а из расщепленных обломков доломита причудливой формы. В отзывах мы читали, что там множество камней в форме сердца. Ну… не то, чтобы они там на каждом шагу, но парочку более-менее похожих пацаны нашли. Ребята потом хотели подарить трофеи сестренке, но та отказалась от «каменного сердца». :)



Дальше нам следовало бы вернуться тем же путем на шоссейную дорогу и продолжить движение к следующей остановке. Но наш навигатор, впечатленный тем, как близко мы подъехали к берегу, решил, что нам море по колено и любое бездорожье - нипочем. Он повел нас кратчайшей дорогой прямо вдоль берега. Сначала, она казалась вполне нормальной. Потом мы то и дело вспахивали ее защитой картера, пытаясь увернуться от очередного ухаба, кочки или дерева. Прямо под боком маячил обрывистый берег, добавляя живописности, но изрядно пугая детей.

Наконец, выбрались на нормальную дорогу. К счастью, следующая остановка возле асфальтированного шоссе. В 7 км к северу от Mustjala, на полуострове Ninase находятся вот такие забавные «мельницы»:


Кич, конечно, но почему бы и нет...

Последний бросок к мысу . Это, пожалуй, наиболее известная часть береговой линии острова Сааремаа. Дело в том, что остров почти на всем своем протяжении совершенно плоский, что хорошо для купания, но не для любителей видов. Поэтому единственный по-настоящему обрывистый берег, высотой аж 20 метров, обречен привлекать романтиков. Считается, что особенно эффектно с него смотрятся закаты. Но летом заката ждать придется долго, а вид и так вполне живописный:


Обрывистый берег Панга Панк

Время уже 21:00 местного, пора и палатку опробовать. Через полчаса, накатав за эту вечернюю прогулку по острову 170 км, мы возвращаемся в кемпинг. В бортовом журнале на этом месте значится хорошо заметное «СПАТЬ!».

20.07.2012 остров Сааремаа - Валка (Латвия)
Пробег до границы Латвии 325 км, чистое время в пути 5 часов, средняя скорость 65 км/час


Маршрут о. Сааремаа - Валка (граница Латвии)

После активного отдыха накануне, хотелось поспать подольше (насколько это возможно в палатке с детьми). Потом мы воспользовались местной душевой - надо было идти в административный корпус и покупать жетоны по 1 евро за человека (10 минут на то, чтобы принять душ). Потом сложить палатки. В общем, выехали мы оттуда в 11:30 по местному времени. Ехать до Курессааре минут 10. Припарковались неподалеку от замка и отправились гулять.

Замок Курессааре - главная достопримечательность города, да и всего острова, пожалуй. Островом правили крестоносцы, так что замок, вполне логично, стал резиденцией епископа, а не светского правителя. Строился он в XIV-XV веках сразу из обильных здесь доломитовых пород камня, с 1836 года утратил военное значение, благодаря чему и уцелел в последующих разрушительных войнах. В итоге, замок считается лучше всего сохранившимся во всей Прибалтике. Замок расположен на небольшом островке (несколько бастионов вынесены на островки еще поменьше). За каменными стенами, которые его окружают, летом постоянно устраивают всевозможные концертные программы, а нашим детям удалось пострелять из арбалетов и луков, посмотреть на работу «настоящего кузнеца» и просто побегать. Внутрь собственно замка мы не пошли. Дорого, да и времени пожалели. Хотя, говорят, там есть на что посмотреть.


Замок Курессааре- на переднем плане не сам замок, а лишь внешние укрепления


Один из мостов к замку Курессааре


Храбрая сердцем...

Сам город тоже очень симпатичный. Погуляли немного по главной улице в поисках обеда - насладились видами старинных домов, церкви и вот такими забавными вариациями на рыцарскую тему:

Настоящий рыцарь - не сваливает заботу о детях на одну лишь маму! =)

Вкусно и сытно поели в первом попавшемся кафе, и в 14:15 выехали из столицы острова. Впереди ждал паром на материк и путь до границы с Латвией. Однако нельзя побывать на эстонских островах и не увидеть ни одной настоящей мельницы. Всего 150 лет назад, на одном лишь Сааремаа их крутилось больше 800. Теперь уцелели считанные. Пять из них свезли на открытое всем ветрам местечко Англа, исстари служившее излюбленным местом для мукомолов. Вокруг разбросана сельскохозяйственная техника, желтеют поля рапса. Все мельницы можно облазить сверху донизу, разобраться в их устройстве, посмотреть на всякую сельскую живность и птичность. Семейный билет на пятерых обошелся в 4 евро - с лихвой окупился удовольствием детворы и взрослых. А какая там вкусная выпечка продается! Нигде такой не пробовал. Есть еще трехэтажный музей в административном здании, но его мы проигнорировали.






Так… пацанов двое, девочка одна, один из котов… вроде, все наши в сборе!

В 15:30 мы покинули Англу и помчались на паром. За 40 минут проехали 55 км, приехали за 5 минут до прибытия судна, но успели погрузиться без проблем. К 17:00 мы были на материке и могли двигаться к месту нашего ночлега - пограничному городку Valga/Valka. Это оказался самый трудный участок пути за все путешествие. От поворота на Пярну начался изнурительный ремонт дороги. Асфальт снят почти на всем протяжении. У нас по такой ровной грунтовке гоняли бы под 100, не задумываясь. Но осторожные эстонские дорожники поставили почти на всем протяжении ограничение 50, а в ряде мест - 30. Не менее осторожные эстонские водители едут ровно с положенной скоростью, не превышая ни на километр. Надо сказать, эстонцы считают себя ближе по культуре и национальному характеру к финнам, чем к остальным прибалтам. Но в Финляндии местные гоняют будь здоров, несмотря на постоянно срабатывающие камеры. Может, конечно, более высокие заработки делают финнов беспечнее - штрафы не так пугают. А мы тем временем тошнимся почти 60 км с черепашьей скоростью.

Подъехав к Пярну мы вздохнули с облегчением. Но рано. Теперь забастовал навигатор. Джипи-говорун (так его прозвали дети как «отличающегося умом и сообразительностью», а также изрядной занудностью) упорно пытался отправить нас на объездную дорогу, которую то ли еще не построили, то ли полностью перестраивали. Во всяком случае, съезд на нее был перегорожен бетонными балками, знак поворота зачеркнут для большей наглядности, но наш навигатор упорно требовал, чтобы мы вернулись назад и попробовали еще разок. Покрутившись с полчаса (а заодно заправив Спарк и желудки голодных детей), мы рванули в центр города. Там навигатор, вздохнув, согласился вести нас более простыми путями.

После Пярну мы мчимся уже без задержек, остановившись, только чтобы купить пирог семье, в гостях у которой будем ночевать. К 21:00 местного времени подъезжаем к г. Валга. Этот городок долго служил предметом раздоров и столкновений между Эстонией и Латвией. В конце концов, он был поделен между ними, только в Латвии он называется Валка. Во времена предвоенной независимости и некоторое время, после развала СССР, это приводило ко всевозможным казусам. Туристы порой обнаруживали, что, гуляя по городу, незаконно пересекли границу, когда в магазине у них вдруг отказывались принимать «иностранную валюту». Валюты здесь по-прежнему разные, но зато граница теперь в Шенгене чисто символическая, нарушать ее не страшно.


Граница Эстонии и Латвии: город Валга / Валка

На латвийской стороне мы заехали на заправку и, наконец, залили полный бак. На островах заправки были автоматические, и нам удавалось взять бензина только на фиксированную сумму. Итого по Эстонии мы накатали 970 км, средний расход топлива - все те же 7.5 литров на сотню.

Наш ночлег располагался в деревне, название которой навигатору не было известно. Но созвонившись с хозяевами, удалось узнать направление, а, выехав из городка на нужное шоссе, по подсказкам и карте сориентировались. К 21:30 мы были на месте. А там нас уже ждали вкусные домашние пироги (так что привезенный с собой стал казаться крайне неуместным), дружеская беседа и уютный ночлег. Хорошее начало для следующего этапа путешествия, на котором нам предстояло