Роль развития транспорта в развитии туризма. Воздушный транспорт в туристских перевозках

Воздушный транспорт - понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Воздушный транспорт является самым быстрым видом транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.

В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Томск, Симферополь. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву. На начало 2015 года в России действовало 282 аэропорта.

В силу специфичного способа перемещения воздушный транспорт имеет как ряд преимуществ, так и существенные недостатки, что ограничивает его применение в качестве грузового транспорта.

К преимуществам относятся:

1. Высокая скорость.

2. Возможность доставки грузов в изолированные районы (в основном вертолётный).

К недостаткам воздушного транспорта относятся:

1. Высокая цена перевозок.

2. Зависимость от погоды.

3. Требует аэропорты (кроме вертолётного).

4. Малая грузоподъёмность.

В России работу воздушного транспорта контролирует Минтранс, Межгосударственный авиационный комитет и Ространснадзор.

Организация воздушного движения направлена в основном на то, чтобы самолёты своевременно взлетали и вылетали по расписанию, использовали наиболее предпочтительные маршруты полета, соблюдали установленные уровни безопасности полетов и использования воздушного пространства.

Структура и управление воздушным пространством устанавливается в соответствии с Воздушным кодексом РФ.

Междугородные и международные перевозки воздушным транспортом регулируются целым рядом нормативно-правовых документов, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая из них - это документы государственного регулирования авиации, в том числе соответствующие законы, нормы сертификации и правила лицензирования. Вторая категория - авиационные правила, действующие на федеральном уровне. Третья группа нормативных документов - внутрироссийские правила перевозки пассажиров и транспортировки грузов при помощи воздушных судов.

Особенности в работе трубопроводного транспорта

Трубопроводный транспорт - транспортировка по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50- х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

Крупные нефтепроводы:

· Нефтепровод «Дружба» - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);

· Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;

· Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;

· Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегирёвка - Одесса;

· Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;

· Нижневартовск - Самара;

· Сургут - Полоцк;

· Александровское - Анжеро-Судженск;

· Красноярск - Ангарск;

· Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу.

Крупнейшие газопроводы:

· газопровод Саратов - Москва - первый газопровод в России (840 км);

· Ставрополь - Москва;

· Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Санкт-Петербург;

· Средняя Азия - Урал;

· Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок;

· Надым - Пунга - Пермь;

· Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск;

· Северный поток;

· Крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы (4451 км), газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

Крупные продуктопроводы:

· Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

· Уфа - Омск - Новосибирск;

· Нижнекамск - Одесса.

Строятся газопроводы Бованенково - Ухта, Сахалин - Хабаровск - Владивосток.

Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия-Хабаровск-Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.

Нефтегазопроводы обладают следующими преимуществами:

· перекачка нефти, газа и нефте-, газопродуктов на значительные расстояния;

· высокий темп доставки и различная пропускная способность;

· непрерывная работа круглый год (с кратковременной остановкой, в случае ремонта или аварии);

· потери на трассе сведены к минимуму, благодаря конструктивным особенностям трубопроводов и их профилактическому обслуживанию;

· можно транспортировать нефть и нефтепродукты, вязкость которых существенно варьируется;

· эффективное функционирование в различных климатических зонах, в том числе в районах Крайнего Севера и Сибири (для этого подбираются трубы с соответствующими характеристиками);

· высокая степень механизации и автоматизации строительно-монтажных мероприятий при создании трубопроводов;

· комплексное наблюдение и управление за всеми процессами.

Все перечисленные достоинства вызвали всемирное развитие данного способа транспорта. Также этому способствовала разработка новых нефтегазовых месторождений, которые часто находились на значительном расстоянии от районов переработки и потребления данных продуктов топлива.

С совершенствованием технологий возрос не только объем перекачиваемых нефти и газа, но и протяженность, и мощность нефтепроводов. Соответственно, возросли требования к качеству и надежности применяемых труб. Поэтому в большинстве трубопроводов высокого давления используются трубы сварные большого диаметра, полностью удовлетворяющие всем требованиям (за счет качественных характеристик изделий).

Трубопроводный транспорт имеет определенные недостатки:

· высокая стоимость начальных капиталовложений при строительстве нефтегазопроводной сети;

· опасность нанесения ущерба экологии (особенно при транспортировании подводных трубопроводов);

· сложность прокладки трассы в определенных районах.

Все отмеченные преимущества трубопроводной доставки нефти, газа и продуктов переработки сложно недооценить. Существующие недостатки использования трубопроводов устраняются путем повышения качества, как труб и других элементов трубопроводов, так и комплексом мер по их профилактике и обслуживанию.

Наиболее скоростным является воздушный транспорт, успешно и на высоком уровне выполняющий пассажирские и грузовые перевозки как внутри страны, так и в международном сообщении.

Для перевозочной деятельности авиационного транспорта использу­ется воздушная среда, которая до начала XX в. считалась естественной общедоступной природной средой. Парижской конвенцией 1919 г. был декларирован «полный и исключительный» суверенитет воздушного про­странства каждого государства. Это положение было закреплено ныне действующим нормативным актом международного воздушного права - Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, принятой в 1944 г.

Помимо Чикагской конвенции важнейшими актами международного права являются, в частности:

Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касаю­щихся международных воздушных перевозов (1929 г.) с последующими дополнениями и изменениями, внесенными Гаагским (1955 г.), Гватемаль­ским (1971 г.) и Монреальским (1975 г.) протоколами, регулирующими порядок осуществления регулярных воздушных перевозок;

Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил, ка­сающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лица­ми, не являющимися перевозчиками по договору (1961 г.).

В настоящее время удельный вес международных воздушных пере­возок в объеме услуг гражданской авиации, по официальной мировой ста­тистике, составляет около 53%.

В международной регламентации международных авиаперевозок ту­ристов и пассажиров наиболее значимыми являются Международная ас­социация воздушного транспорта и Международная ассоциация воздуш­ных перевозчиков.

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) была основана в 1945 г. в Гаване в целях содействия развитию безопасного, ре­гулярного и экономичного воздушного транспорта в международном мас­штабе, повышения его коммерческой эффективности и результативности деятельности и изучения связанных с этим проблем, а также практическо­го развития сотрудничества между авиапредприятиями - организатора­ми международных воздушных перевозок.

Руководящим органом ИАТА является общее собрание, на котором избирается Исполнительный комитет со сроком полномочий три года. Президент ИАТА избирается сроком на один год. Основной рабочий орган - Постоянный секретариат - возглавляет генеральный директор.

В ИАТА работают постоянные комитеты: финансовый, технический, юридический, консультативный, по организации перевозок, создаваемые по мере необходимости в соответствии с решениями Исполнительного совета. Традицией стало проведение ежегодных конференций по перевоз­кам, основные задачи которых заключаются в установлении уровня тари­фов и цен, уточнении расписаний движения и условий сотрудничества.

Повседневная деятельность ИАТА состоит в основном в упорядоче­нии работы авиапредприятий в плане формирования рекомендаций, каса­ющихся:

Уровня и правил применения тарифов на пассажирские и грузовые перевозки;

Утверждения единых правил авиаперевозок;

Регламентации порядка пользования льготами и скидками с тарифов;

Выработки общих стандартов обслуживания пассажиров и туристов;

Распространения технического и экономического опыта эксплуа­тации авиалиний, осуществления финансовых расчетов между авиапред­приятиями - членами ассоциации.

ИАТА имеет многочисленную сеть агентов авиапредприятий, кото­рая контролируется комиссиями и подкомитетами Консультативного ко­митета ИАТА. Предоставив соответствующие подтверждающие документы и доказательства о своей коммерческой и финансовой надежности, любой агент может получить статус утвержденного агента ИАТА, что дает право представлять интересы членов ИАТА по продаже перевозок за вознаграж­дение или комиссию.

Постоянной сферой интересов ИАТА является совершенствование системы расчетов, бронирования мест, публикации тарифов, согласова­ния расписаний, создания сети агентов по продаже перевозок и организа­ция учебных центров.

Членами ИАТА являются национальные авиакомпании более чем 100 стран, занимающиеся выполнением регулярных авиаперевозок. Ассо­циация ежегодно выпускает статистические сборники, а также отчеты об­щего собрания, исполнительного комитета и рабочих органов.

Силами юридического отдела ИАТА участвовала в подготовке меж­дународных конвенций по борьбе с незаконным захватом воздушных су­дов и с незаконными актами, направленными против безопасности граж­данской авиации.

Международная ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) была создана в 1971 г. и зарегистрирована в 1983 г. в соответствии с бель­гийским законодательством. Ее цели:

Расширение базовой основы воздушных транспортных туристских перевозок за счет связей и сотрудничества между международными чар­терными авиапредприятиями;

Улучшение качества чартерного авиаобслуживания;

Отстаивание интересов своих членов перед соответствующими правительственными и международными организациями по вопросам раз­вития авиачартерных перевозок.

Высшими органами ИАКА служат ежегодная Ассамблея и Совет ди­ректоров.

Деятельность ИАКА ориентирована на координацию при разработке политики в области авиачартерных перевозок и научно-исследовательскую работу, а также обмен информацией с целью улучшения организации чар­терных перевозок и качества обслуживания пассажиров. ИАКА имеет тес­ные рабочие контакты и связи с ИКАО и является присоединившимся чле­ном ВТО.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) ос­нована в 1947 г. и получила статус специализированного учреждения ООН в 1948 г. Официальный адрес регистрации и местопребывания - Монре­аль, Канада. Цели ИКАО:

Развитие принципов и технических методов в области междуна­родной воздушной навигации;"

Развитие международного воздушного транспорта на принципах безопасности и надежности;

Содействие развитию гражданского самолетостроения, воздушных трасс, аэропортов и навигационных средств, а также развитию междуна­родной гражданской аэродинамики в целом и во всех ее аспектах в част­ности.

Членами ИКАО являются более 180 государств (участие России с 1979 г. через правопреемство СССР). Деятельность ИКАО в области меж­дународного воздушного права состоит в разработке проектов норматив­ных актов международного воздушного права и в кодификации международ­ного воздушного права. Органы ИКАО: Ассамблея, Совет, специальные комитеты, региональные бюро, Секретариат. Кроме того, в составе ИКАО действуют Европейское бюро для стран Европы в Париже (Франция) и Бюро для стран Дальнего Востока и бассейна Тихого океана в Бангкоке (Таиланд).

Высшим руководящим органом является Ассамблея, созываемая один раз в три года и избирающая из числа своих членов Совет, который слу­жит исполнительным органом ИКАО. Совет возглавляет президент, изби­раемый сроком на три года.

Деятельность совета ИКАО осуществляется через постоянные коми­теты. Главную исполнительную функцию несет Секретариат ИКАО, име-

ющий в своем ведении региональные бюро и возглавляемый генеральным секретарем ИКАО, который назначается Советом.

Основным правовым актом российского законодательства, регулиру­ющим деятельность в области воздушного транспорта, является Воздуш­ный кодекс Российской Федерации, в котором в качестве основного тер­мина для обозначения деятельности в воздушном пространстве принято понятие «авиация». ВК РФ определено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных зако­нов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федераль­ных правил использования воздушного пространства, федеральных авиа­ционных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

ВК РФ установлены некоторые существенные ограничения на при­надлежность имущества авиации. Так, имущество гражданской авиации: воздушные суда, аэропорты, аэродромы, технические и другие средства, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов, может на­ходиться в государственной и муниципальной собственности и собствен­ности юридических лиц. Однако в собственности граждан России как фи­зических лиц могут находиться гражданские воздушные суда.

Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - Государственная служба гражданской авиации, в компетенции которой находится предоставление равного для всех пользователей воздушного пространства права на его использование. Приоритеты в «очередности» использования воздушного пространства появляются лишь в случаях воз­никновения потребностей одновременного использования воздушного пространства несколькими пользователями. Для таких случаев разработа­на градация государственной регламентации приоритетов, в которой осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа получает больший приоритет (8-е место в таблице приоритетов) по срав­нению даже с осуществлением регулярных воздушных перевозок грузов и почты (11-е место) и нерегулярных воздушных перевозок или авиацион­ных работ (12-е место соответственно). Эта градация узаконена и утверж­дена Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 и разработана в со­ответствии с ВК РФ и Конвенцией о международной гражданской авиа­ции. В приложениях к данным Правилам содержатся Правила представле­ния заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства Российской Федерации и сообщений об использовании воз­душного пространства Российской Федерации в органы ЕС ОрВД и орга­ны ВВС и ПВО, Правила запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации, Правила организации связи и радиотехнического обеспечения, Правила подготовки и представ­ления предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации, Правила разработки и установления временных, местных режимов и кратковременных ограничений использо­вания воздушного пространства Российской Федерации, Правила прове­дения расследований, организации учета и анализа нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

Используемые гражданские воздушные суда подлежат государствен­ной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных су­дов Российской Федерации с выдачей соответствующих свидетельств. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном по­рядке, приобретает национальную принадлежность России. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии, сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам).

Требования к авиационному персоналу устанавливаются ФАП, а го­сударственный контроль за деятельностью авиационного персонала граж­данской авиации осуществляет уполномоченный орган в области граж­данской авиации.

Воздушные перевозки регулируются нормами, изложенными в главе 40 «Перевозка» ПС РФ и в главе 15 «Воздушные перевозки» ВК РФ. Со­гласно ВК РФ пассажирским перевозчиком является эксплуатант, имею­щий лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров и ба­гажа на основании договора воздушной перевозки пассажиров и багажа. При осуществлении воздушных перевозок пассажиров или туристов до­говор воздушной перевозки удостоверяется билетом при перевозке пасса­жира и багажной квитанцией при перевозке багажа. В соответствии с ВК РФ перевозчик обязан соблюдать при выполнении воздушных перевозок общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, а так­же требования по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузо­получателей, установленные ФАП, которым, кроме того, устанавливается порядок предоставления пассажирам и туристам воздушных судов услуг и льгот.


Подобные документы

    Анализ факторов, оказывающих влияние на выбор транспорта в целях обеспечения оптимальных перевозок. Преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2011

    В авиации вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Правила перевозки багажа. Коллизии с багажом пассажиров. Подноска и транспортировка багажа. Предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом.

    реферат , добавлен 04.04.2008

    История воздушного транспорта России от истоков до наших дней. Развитие системы управления воздушным движением, основные этапы в формировании УВД. Обеспечение безопасности полетов гражданской авиации. Аэронавигационное обслуживание полетов самолетов.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2015

    История развития таксомоторных услуг. Автобусный транспорт как вид пассажирского транспорта. Общие правила и лицензирование перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Организация диспетчерского управления движением автобусов на маршруте.

    дипломная работа , добавлен 29.05.2015

    курсовая работа , добавлен 22.05.2010

    Передвижение людей из страны в страну. Взаимоотношения с транспортными компаниями. Перевозка авиапассажиров, бесплатного и платного багажа. Авиационные перевозки в России. Услуги, предоставляемые авиакомпаниями. Перевозка туристов чартерными рейсами.

    реферат , добавлен 07.04.2011

    Договор перевозки пассажиров и багажа. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Обязанности и ответственность сторон.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2009

    Классификация опасных грузов; их упаковка и маркировка. Требования к организации перевозок взрывчатых материалов, ядовитых и коррозионных веществ железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом. Транспортно-сопроводительные документы.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2014

    Причины системного кризиса в авиационной отрасли. История, состояние и проблемы развития авиастроения, грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом, перспективы развития инфраструктуры отрасли с учетом мирового опыта и современных требований.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2009

    История развития такси и таксомоторных услуг. Типаж подвижного состава для перевозки пассажиров. Правила перевозки багажа автомобильным транспортом. Требования к городским маршрутам, оплата проезда. Опасные производственные факторы в подсистеме "машина".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды транспорта. Начало морского и речного туризма. Успех туристских железнодорожных путешествий. Возникновение автомобильного транспорта и его значение для международных поездок. Развитие воздушного флота и его использование для авиапутешествий.

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Классификация транспорта для развития туризма. Анализ инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта в Республике Саха (Якутия). Совершенствование управления транспортной инфраструктурой г. Якутска для выездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2014

    Требования к информации и обслуживанию в современном туризме, его социально-гуманитарный характер. Прогнозы развития туристской индустрии. Международная организация воздушного транспорта, цели и задачи деятельности. Туристские предприятия первичных услуг.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2013

    Суть транспортной инфраструктуры Италии и ее роль в туризме. Развитие сообщения между туристическими центрами страны. Характеристика воздушного, железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Доставка туристов в Рим, Милан, Флоренцию и Римини.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    Современное состояние, проблемы и перспективы развития малой авиации России. Опыт использования воздушного транспорта в туризме. Перспективность территории Хабаровского края. Японское направление как приоритет для развития въездного туристского потока.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2012

    Железнодорожные путешествия в туризме. Краткая характеристика особенностей организации круизного отдыха. Место яхтинга на международном рынке туристических услуг. Подготовка путешествий с использованием автомобильного транспорта, автобусные туры.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2013

    Оценка качества системы транспортного обеспечения Испании. Определение уровня комфорта и доступности железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта Испании. Транспортные проблемы и пути развития инфраструктуры транспорта в стране.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

Транспортное обслуживание оказывает существенное влияние на качество и конкурентную устойчивость туристского продукта по следующим причинам:

    транспортное обслуживание – это комплекс взаимосвязанных услуг, предоставление которых всегда происходит в условиях воздействия случайных и непреодолимых факторов (погодные условия, техническое состояние транспортных средств, изменение политической ситуации в мире и в конкретной стране, военные действия, забастовки, терроризм, различие в национальных и культурных традициях и др.);

    любая поездка или путешествие начинается и заканчивается транспортировкой пассажира или туристов и их багажа;

    качество транспортной услуги целиком и полностью зависит от компетенции и опыта должностного лица, организующего ее предоставление с учетом многовариантности возникающих ситуаций и потребностей клиента;

    транспортное обслуживание является местом пересечения многих определяющих путешествие процессов: паспортно-визовый, таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль, специальные процедуры досмотра, перевозка багажа и др.;

    транспорт является местом повышенной опасности;

    транспортное обслуживание в туризме – это не только доставка туриста к месту отдыха, обучения и др., но и трансфер «аэропорт-отель-аэропорт», или «железнодорожный вокзал-отель и обратно», экскурсии, доставка туристов к местам занятий дайвингом или горнолыжным спортом и др. Поэтому, как задержка рейса в начале пути может испортить настроение потребителю на весь отдых, так и неудачное возвращение может затмить все хорошие впечатления. Это является следствием психологического устройства человека: хорошее воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое запоминается острее. Именно поэтому так важен в индустрии туризма сектор продаж: здесь происходят подготовка туриста информационная и психологическая. Предупрежденный, подробно информированный пассажир легче переносит любые форс-мажорные обстоятельства, сохраняет здоровье и хорошие отношения с авиа агентом или менеджером по туризму.

Таким образом, сложность индустрии туризма состоит в том, что отвечая перед клиентом за все, менеджер в полной мере не может контролировать очень многое. Эта особенность индустрии туризма в наибольшей степени проявляется при предоставлении транспортных услуг. Поэтому каждый профессионал в туризме должен быть компетентным в вопросах оказания транспортных услуг: от бронирования перелета или заказа трансфера, до вопросов паспортно-визового, таможенного контроля и обеспечения безопасности.

1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме

В индустрии туризма используются следующие типы транспорта: воздушный, наземный и водный.

Основными средствами транспорта являются:

а) воздушного – самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашюты, парапланы, воздушные шары;

б) наземного – поезда, автобусы, автомобили, мотоциклы, велосипеды;

в) водного – морские и речные суда, катера, яхты, моторные лодки, паромы.

Каждый из перечисленных видов и средств транспорта имеет свои преимущества и недостатки, а также характерные особенности (Табл. 1). Для сравнения видов транспорта традиционно используют следующие критерии: скорость, комфортность, безопасность и экономичность.

Самым скоростным видом транспорта является воздушный. Для дальних расстояний, трансконтинентальных путешествий преимущества воздушного транспорта очевидны.

Наиболее комфортным и зрелищным считается железнодорожный транспорт. Это связано не только с тем, что передвижение пассажира не ограничено в пределах купе или вагона и при этом возможно любое предпочтительное для человека положение (сидя, лежа и др.).

Еще на заре развития железнодорожного транспорта проводились исследования влияния движения поезда на состояние пассажира.

Доктор К. Грум-Гржимайло после серии исследований опубликовал результаты в популярной петербургской газете «Друг здравия», в которой было обосновано благотворное воздействие на кровообращение, пищеварение и нервную систему путешествий по железной дороге. Таким образом, с началом эксплуатации железных дорог доктора в лечебных и профилактических целях стали прописывать не только морские и речные прогулки, но и путешествия на поезде. 1

Путешествия речным и морским транспортом также зрелищны и комфортны. Современные суда предлагают необычайно широкий спектр современных услуг: размещение повышенной комфортности, изысканное питание, множество развлечений и др. Однако, несмотря на современные системы анти-укачивания, вследствие зависимости водного транспорта от метеоусловий, иногда не позволяющие лайнеру зайти в порт или комфортно доставить туристов на берег, в целом по удобству, морские и речные суда уступают современным комфортным поездам.

По данным многолетних статистических исследований, наиболее опасным является автомобильный транспорт. Это связано прежде всего с частотой его использования во всем мире и особыми условиями эксплуатации: большой зависимостью безопасности от квалификации, опыта и дисциплины всех участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, дорожного покрытия, метеоусловий и др. При этом, автомобильный транспорт наиболее доступен для всех желающих и наименее подконтролен.

Экономичность при выборе транспорта определяется прежде всего типом путешествия и его маршрутом. Иногда при расстояниях до 1000 км, стоимость авиаперелета по цене не превышает стоимость поездки по железной дороге, при этом выигрыш во времени может составлять несколько часов. Однако с учетом процедур прохождения формальностей в аэропорту, времени на дорогу в аэропорт и обратно, выигрыш во времени может быть минимальным. На дальних расстояниях преимущества воздушного транспорта в скорости очевидны, потому что никакой комфорт не скрасит многодневную поездку в замкнутом пространстве.

Для полной характеристики воздушного транспорта к перечисленным достоинствам следует указать его недостатки: постоянно растущую стоимость авиаперевозок, удаленность аэропортов, зависимость от метеоусловий, сложность процедур паспортно-таможенного контроля и специального контроля безопасности полетов, наличие транзитов, не комфортность.

Воздушный транспорт, а именно, – самолеты, наиболее часто и традиционно используются при перемещениях на дальние расстояния, при доставке в дестинацию. Вертолеты – демонстрационные полеты над городами, лесами, озерами, джунглями (обзорно-панорамные экскурсии, воздушные сафари). Используют для этих целей иногда и воздушные шары. Для доставки дайверов, горнолыжников вне трасс (фри-райдеров) к месту погружения, старта, которые могут быть труднодоступными, используют малую авиацию и вертолеты. Возможно использование воздушного транспорта для путешествия в летнее время года и на внутренних маршрутах, например, Москва-Кострома, если будут желающие именно таким образом путешествовать.

Автомобильный транспорт, уступая по комфортности железнодорожному, позволяет сделать остановку в пути, не требует специальных вокзалов, путей, практически не зависит от метеоусловий, позволяет путешествовать через границы и даже, в комбинации с другими видами транспорта, совершать трансконтинентальные путешествия. Недостатками его является стоимость и аварийность. К недостаткам водного транспорта относятся невысокая скорость, зависимость от метеоусловий.

Автомобильный транспорт в туризме используется для организации автобусных туров, экскурсий, групповых и индивидуальных трансферов.

Железнодородные поезда традиционно используются для доставки туристов в дестинацию. Кроме того, существуют понятия «туристские поезда» и «железнодорожные туры». Например, во внутреннем туризме: поезда здоровья, для грибников и рыболовов; в выездном: «Гляссир-экспресс» (Швейцария), «Император» (Вена-Зальцбург); во въездном: «Золотой орел» (Россия).

Таким образом, единого критерия для выбора транспортного средства для туристского путешествия не существует, потому что каждое путешествие имеет свои параметры, а каждый вид транспорта – свои достоинства и недостатки. Если мы отправляемся в Австралию, то самолет, – это единственный вид транспорта, способный доставить нас в дестинацию. А если – в Санкт-Петербург, то выбор между самолетом, поездом, или автомобилем осуществляется пассажиром, исходя

из личных предпочтений или обстоятельств.

Таблица 1 – Основные характеристики различных видов транспорта

Преимущества различных видов транспорта

Недостатки различных

видов транспорта

Воздушный (авиационный): 1) скорость, возможности трансконтинентальных путешествий;

2) предназначен для путешествий на дальние расстояния.

1) некомфортность (ограниченное, разряженное пространство вредно для здоровья);

2) необходимость серьезной информационной подготовленности пассажира;

3) стоимость;

4) наличие транзитов (пересадок);

5) невозможность выйти из транспорта по пути;

6) зависимость от погоды;

7) при аварии затруднены спасательные работы, много людей погибает;

8) удаленность аэропортов, затраты времени на дорогу и формальные процедуры.

Наземн ый :

1) комфортность (для железнодорожного транспорта);

2) возможность выхода из транспорта по пути;

3) для путешествия на короткое расстояние;

4) экономичность;

5) относительная независимость от погоды;

6) при аварии гибнет не весь состав, возможны эффективные спасательные работы.

1) аварийность (для автомобильного транспорта).

Водный:

1) предоставление комфортабельного размещения и высококлассного сервиса.

1) относительно низкая скорость;

2) наибольшая зависимость от погоды;

3) высокая стоимость;