Тадж махал краткое описание. Тадж-Махал — «жемчужина» Индии

История великой любви: Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Каждый год Тадж-Махал в Индии посещает около пяти миллионов туристов. Создание величайшего сооружения на Земле связано с именем Шах-Джахана, внука великого могола Акбара.

Имя Шах-Джахан, которое означает «правитель мира», дал любимому своему сыну Хурраму его отец. Еще в юном возрасте мальчик был помолвлен с Мумтаз-Махал, но так совпало, что они полюбили друг друга. И их любовь прошла испытание вечностью…

У Шах-Джахана был большой гарем, но для него не существовало других женщин, кроме Мумтаз-Махал. Да, у него были дети и от других жен, но его чувства к этим женщинам не шли ни в какое сравнение с его большой любовью к «избраннице дворца» - именно так переводится имя Мумтаз-Махал. Тот факт, что они были очень близки, зафиксирован во всех дворцовых хрониках, что необычно для восточного мира. Ведь у мусульман проповедуется разная любовь: любовь к Богу, к повелителю, к стране, - но не романтическая.

Счастье влюбленных длилось недолго. В одной из отдаленных провинций вспыхнуло восстание, и Шах-Джахан отправился его подавлять. Во всех походах Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа. Но этот поход давался ей очень трудно - она была беременна. Роды проходили очень тяжело, и 17 июня 1631 года после рождения своего четырнадцатого ребенка она скончалась.

Горе Шах-Джахана невозможно описать словами. Он не выходил из своих покоев 8 дней, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. За это время он очень постарел и поседел.

История создания Тадж-Махала


По легенде, незадолго до смерти Мумтаз-Махал попросила мужа построить самый красивый мавзолей в мире. Это было единственным, что теперь мог сделать Шах-Джахан для своей любимой…

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году через шесть месяцев после смерти Мумтаз-Махал и продлилось двенадцать лет. На этот проект ушли огромные средства. Тадж-Махал - самое дорогое из когда-либо построенных сооружений. На строительство было потрачено около 32 миллионов рупий, что в настоящее время сопоставимо с миллиардами евро. Для облицовки здания использовался самый чистый мрамор в мире, который добывали в провинции Раджастан. Шах-Джахан запретил использовать этот мрамор на других стройках индийской империи.

Из-за строительства в стране начался голод: часть зерна, которая предназначалась провинциям, была отправлена на стройку, чтобы обеспечить питанием рабочих.

Строительство Тадж-Махала завершилось в 1643 году. После этого правление Шах-Джахана продолжалось еще довольно долго - до 1658 года. Но его нельзя было назвать успешным. Империя оказалась в очень тяжелой экономической ситуации. Сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал лишил отца власти. Остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте, из окна которого он постоянно смотрел на усыпальницу женщины, ставшей любовью всей его жизни… Похоронен великий правитель моголов рядом со своей любимой женой.

Секреты строительства Тадж-Махала

Тадж-Махал поражает своей красотой вот уже более трехсот лет. Его по праву можно назвать одним из самых грандиозных сооружений за всю историю человечества. Идеи и решения, которые были использованы при его строительстве, просто поражают воображение! Особенно если учесть, что Тадж-Махалу уже несколько веков. Но он идеален по своей красоте и точности. Где же находится Тадж-Махал и почему его стоит посетить?

  • Тадж-Махал находится в городе Агра (примерно 250 км от Дели) на берегу реки Джамна. Это место не было самым удобным для строительства такого сооружения: грунт неустойчивый из-за близости воды. Поэтому была использована уникальная технология, которой пользуются и сейчас только в несколько измененном виде (например, использование свай при строительстве небоскребов в ОАЭ).

Рабочие выкопали глубокие колодцы, которые проходили через слой грунтовых вод. Эти колодцы заполнили камнями и известковым раствором. На этом фундаменте воздвигли каменные колонны, связанные друг с другом арками. На эту конструкцию была помещена фундаментная плита здания.

  • При проектировании Тадж-Махала были использованы некоторые оптические иллюзии. Чтобы попасть на территорию Тадж-Махала, нужно пройти арку входных ворот, через которую посетитель первый раз видит здание. По мере приближения к арке кажется, что Тадж-Махал удаляется. И наоборот, когда посетитель уходит, то видит через арку, как будто сооружение приближается. Тем самым создается эффект, что человек уносит Тадж-Махал с собой.
  • Кажется, что удивительно красивые минареты Тадж-Махала расположены строго вертикально. Но и здесь не обошлось без оптического трюка! На самом деле они слегка отклонены в стороны от здания. Если бы они стояли строго вертикально, то казалось бы, что они склоняются к мавзолею. Но в выбранном наклоне скрыто и еще одно преимущество. При землетрясении минареты обрушились бы в стороны от Тадж-Махала, не задев его.
  • Тадж-Махал сочетает в себе лучшие элементы мемориалов, построенных ранее представителями династии моголов: минареты, купол, четыре угловые башни и четыре портала.
  • Гробница, которая находится под главным куполом Тадж-Махала - это не настоящее место захоронения Мумтаз-Махал. Настоящая ее гробница расположена в секретном мраморном зале под мавзолеем. Это было сделано для того, чтобы покой «избранницы дворца» никто не потревожил. В Коране сказано, что нельзя нарушать покой умершего.

Пьетра дура

Отделка внутри Тадж-Махала выполнена по технике Пьетра дура, которая попала в Индию из Италии. Удивительные каменные цветы из самоцветов украшают стены залов и другие элементы здания. Поэтому Тадж-Махал внутри похож на шкатулку для драгоценностей.

В настоящее время в индийских мастерских можно увидеть это искусство резки по камню. А технология за последние несколько веков совершенно не изменилась.

Религиозный символизм Тадж-Махала

Тадж-Махал изображает земную и загробную жизнь в соответствии с представлениями ислама. Весь комплекс делится на 2 части. Земная часть состоит из базаров и караван-сараев, а загробная - из райского сада и мавзолея. Пруд и входные ворота, расположенные между этими двумя частями, символизируют переход из одного мира в другой.

Также очень символично цветовое оформление Тадж-Махала. Строения земной части выполнены из красного песчаника. Белый цвет используется только для мавзолея и символизирует духовность и веру.

В мавзолее находятся восемь залов, которые символизируют описанные в Коране восемь ворот рая и один центральный - в нем расположена гробница Мумтаз-Махал.

Что нужно знать туристам

Весь комплекс обнесен надежной стеной, а на входе производится тщательная проверка посетителей на наличие запрещенных вещей: еды, зажигалок, сигарет, жевательной резинки, мобильных телефонов. Так что лучше оставить их в гостинице.

Фото: Википедия,Muhammad Mahdi Karim, Vetra,

Тадж-Махал известен во всем мире, уже 350 лет он привлекает множество туристов. Знакомый по бесчисленным фотографиям силуэт стал символом Индии. Кажется, что Тадж-Махал парит между небом и землей: его пропорции, симметричность, окружающие сады и зеркало вод производят небывалое впечатление.

Памятник, воздвигнутый султаном в честь любимой жены, не только поражает своим внешним видом, но и той историей, которая сопровождала строительство мавзолея.

История мавзолея Тадж–Махал

В 1612 году принц Кхуррам (будущий правитель Шах-Джахан, чье имя означает «Повелитель вселенной»), взял себе в жены прекрасную Мумтаз-Махал. По одной из версий, будущая принцесса простолюдинкой, но принц, увидев ее глаза, просто не мог устоять. По другой, более вероятной версии, Мумтаз-Махал приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю.

Пожениться сразу влюбленные не могли: по местной традиции свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд, поэтому Шах-Джахану и его любимой пришлось дожидаться счастливого дня целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись.

Шах-Джахан взошел на престол в 1628 году. Как и полагается правителю, у него было большое количество жен, но самой любимой оставалась Мумтаз-Махал. Она сопровождала его даже в далеких военных походах, была единственным человеком, которому он полностью доверял.

В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, супруга правителя Шах-Джахана, известная как Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), умерла. Это случилось в шатре, разбитом в лагере под Бурханпуром

Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Надо отметить, что для женщины в те времена это был солидный возраст, а частые роды подрывали здоровье. Так что редкая женщина в Индии доживала до сорока.

Султан Шах-Джахан очень горевал, ведь он потерял не только любимую жену, но и мудрую советницу, помогавшую ему в самых сложных политических ситуациях. Есть сведения, что он два года носил по ней траур, а его волосы поседели от горя. Султан дал клятву построить надгробный памятник, достойный памяти жены, совершенно необычный, с которым ничто в мире не сможет сравниться.

Местом для будущего мавзолея был выбран город Агра, который в XVII веке считался столицей наравне с Дели. Место было выбрано удивительно удачно: ни одно еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.

В 1632 году началось строительство, которое продолжалось более 20 лет. Здесь было занято более 20 000 рабочих. Множество искусных каменщиков, камнерезов и ювелиров устремились в Агру со всей Индии и Западной . Исмаил Хан из спроектировал великолепный купол. Строки из священного Корана на различных частях мавзолея - например, на главном входе в Тадж-Махал, были выполнены знаменитым каллиграфом Аманат Ханом Ширази. Главными исполнителями мозаичных работ были пятеро хинду.

Главный архитектор Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия. Надо отметить, что не все согласны с тем, что архитектором был именно Иса Кхан, уверяя, что не была настолько технически развита, чтобы суметь самостоятельно возвести такой совершенный храм. Сторонники этой версии говорят, что скорей всего руководил постройкой какой-нибудь приглашенный венецианский мастер. Так это или нет, теперь установить вряд ли удастся. Ни в одном документе сведений о том, кто руководил строительством, не зафиксировано. Осталась только надпись на самом Тадж-Махале, которая гласит: «Строитель не был простым смертным, ибо план сооружения был дан ему небесами».

По указанию Шах-Джахана, для мемориала в честь его любимой жены отбиралось все только самое лучшее. Все материалы для мавзолея доставлялись издалека. Песчаник доставляли в Агру из Сикри, полудрагоценные каменья - из копей Индии, Персии и Средней Азии. Нефрит везли из , аметист из , малахит - из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета.

Белый мрамор, из которого сделан Тадж-Махал, доставлялся из каменоломен Макраны, находящихся в 300 километрах от Агры. Некоторые из мраморных блоков были огромной величины, и для перевозки их погружали в громадные деревянные повозки, в которые были впряжены по нескольку десятков буйволов и волов.

Белый мрамор - основа всего Тадж-Махала. Сверху стены покрывались тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Именно благодаря такой обработке, здание не чисто белое, как его изображают на многих фотографиях, а переливается множеством оттенков, в зависимости от того, как на него падает свет.

Даже в наше время здание мавзолея создает ощущение небывалой роскоши, хотя раньше он выглядел еще богаче. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра, в них были забиты сотни маленьких серебряных гвоздиков. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. К сожалению, все это было расхищено. Когда Лорд Лейк занял Агру в 1803 году, его драгуны вынесли из Тадж-Махала 44 тысячи «тола» чистого золота. Британские солдаты вынули немало драгоценных камней из стен мавзолея. Как свидетельствует лорд Керзон, «было обычным делом для солдат, вооружившись зубилом и молотком, выковыривать средь бела дня драгоценные камешки из надгробья императора и его любимой жены». Став вице-королем Индии, лорд Керзон ввел законы, которые позволили спасти от полного разорения Тадж-Махал и тысячи других монументов.

Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого. Второй мавзолей должен был быть точной копией первого, но из мрамора, а между двумя мавзолеями должен был проходить мост из черно- мрамора. Но второй мавзолей так и не был возведен: народ стал роптать - страна и так обнищала от многочисленных внутренних войн, а правитель тратит огромные деньги на такие постройки.

В 1658 году сын Аурангзеб захватил власть и девять лет держал отца под домашним арестом в Агра-форте - восьмиугольной башне. Оттуда Шах-Джахану был виден Тадж-Махал. Здесь на рассвете 23 января 1666 года Шах-Джахан и скончался, до последнего мгновения не отрывая взора от своего любимого творения. После смерти он вновь воссоединился со своей любимой - согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном склепе с Мумтаз-Махал.

Особенности строения мавзолея Тадж–Махал

Воздушность создается непривычными для нас пропорциями - высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. Ширина постройки равна ее общей высоте - 75 метрам, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты. Линий можно провести еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях Тадж-Махала, равного по высоте двадцатиэтажному дому, но отнюдь не подавляющего своими размерами.

Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание составляет 57 метров в периметре, оно увенчано центральным куполом высотой 24,5 и 17 метров в диаметре. Когда воздвигали гигантский купол, для более удобной доставки необходимых материалов на большую высоту по проекту Исмаил Хана была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра.

Останки Мумтаз-Махал захоронены в подземелье, как раз под самым центром большого белого купола, формой напоминающего бутон цветка. Моголы были последователями ислама, а в исламском искусстве купол указывает путь на небеса. На уровне пола установлена точная копия саркофага, чтобы посетители могли почтить память императрицы, не нарушая покоя в ее усыпальнице.

Весь парк с трех сторон окружен оградой. Вход из камня украшен белым узорным «портиком», а сверху «накрыт» 11 куполами, по бокам стоят две башни, также увенчанные белыми куполами.

Тадж-Махал находится среди парка (его площадь почти 300 кв. м), в который можно попасть через большие ворота, символизирующие вход в рай. Парк устроен в виде дороги, которая ведет прямо к входу в Тадж-Махал. Посреди этой «дороги» находится большой мраморный бассейн, с протянутым к нему оросительным каналом. Во времена Шах-Джахана в бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц.

Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м). Короткая северная сторона пролегает вдоль берега реки Джамна. С южной стороны треть территории занята хозяйственными постройками и завершается монументальными воротами, ведущими внутрь обнесенного стенами участка, который составляет большую часть прямоугольника.

Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками. Кроме того, здесь применены так называемые «сталактиты» - сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.

К самому центру фасада ведет широкая лестница. У ее основания принято оставлять обувь, как перед входом в храм.

Внутри здание не менее красиво, чем снаружи. Белоснежные стены украшены камнями и затейливыми узорами. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры - венчают своды арок над окнами. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов. В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы. В самой середине помещена камера гробницы, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой.

Мавзолей Тадж–Махал в наши дни

Мавзолей Тадж-Махал - самое посещаемое место Индии. Тысячи туристов съезжаются сюда со всех уголков мира. Со всех четырех сторон мавзолея дежурят полицейские, которые зорко следят за всеми посетителями. Они охраняют вход на верхние площадки мавзолея (до того, как этот проход закрыли, десятки самоубийц прыгали с минаретов, чаще всего причиной была неразделенная любовь - символично, ведь Тадж-Махал еще называют «храмом любви»). Также полицейские следят за тем, чтобы туристы не фотографировали здание вблизи, поскольку Тадж-Махал признан национальной святыней.

Необходимо отметить, что ученые серьезно обеспокоены будущим мавзолея. В октябре 2004 года двое индийских историков выступили с предупреждением, что Тадж-Махал наклоняется и может обрушиться или осесть, если власти штата Утар-Прадеш, в котором находится знаменитый мавзолей, не займутся территорией, непосредственно прилегающей к памятнику архитектуры. Особое беспокойство вызывает Джамна, расположенной рядом с Тадж-Махалом. Это связано с иссушением русла. Правительство Индии пообещало выделить достаточную сумму на проведение специальных работ.

Охранять этот памятник архитектуры бесспорно необходимо. Ведь это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. путешественник Эдвард Лир, побывавший в Индии в середине XIX века, написал в своем дневнике: «Все люди в мире делятся на две группы - те, кто видели Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья».

Тадж Махал – один из великих памятников Индии, созданный во имя любви и верности женщине необыкновенной красоты, не имеющий аналогов своего величия. В нем отражено богатство целой эпохи в истории страны. Здание, построенное из белого мрамора, явилось последним благодеянием императора Великих Монголов Шаха Джахана для своей покойной жены Мумтаз Махал.

Для того, чтобы построить мавзолей, красота которого не имела ничего подобного в мире, по приказу императора были собраны самые лучшие мастера. В настоящее время Тадж Махал входит в перечень семи самых величественных памятников в мире. Декорированный золотом и полудрагоценными камнями он превратился в одно из самых великолепных сооружений в архитектуре. Это мгновенно узнаваемое и наиболее часто фотографируемое здание.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал (также «Тадж») находится в Индии, в Агре, на берегу реки Джамна. Потомок Тамерлана – падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить здание в память о жене Мумтаз-Махал, умершей во время родов четырнадцатого ребенка (здесь же покоится и сам Шах-Джахан).

Сооружение, сочетающее в себе элементы арабского, индийского и персидского архитектурных стилей, считают лучшим образцом архитектуры стиля моголов. Тадж-Махал в 1983 году был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на то, что мраморный белый купол мавзолея – наиболее известный компонент, Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Здание начали сооружать около 1632 года и завершили к 1653 году. В строительных работах было задействовано двадцать тысяч мастеров и ремесленников. Руководил строительством Тадж-Махала Совет архитекторов под контролем императора, включая Устад Ахмад Лахаури, Макрамат Хана, Дешенов-Ану. Главным автором проекта считается Лахаури. Другая версия, что главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди, наиболее распространена среди гидов Тадж-Махала.

Внутри мавзолея располагаются две гробницы – шаха Джахана и его жены Мумтаз Махал. Однако само место захоронения располагается ниже под землей, строго под гробницами. Период строительства относят приблизительно к 1630-1652 годам. Тадж представляет из себя пятикупольное сооружение 74-метровой высоты на платформе, с четырьмя минаретами по углам (имеющие легкий наклон в сторону от усыпальницы, чтобы не повредить ее в случае разрушения), к которому примыкает сад с бассейном и фонтанами.

Натуральный камень для строительства привозили за триста километров. Стены выкладывали из отполированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Использовались бирюза, сердолик, малахит, агат. У мрамора есть особенность – он выглядит белым при ярком дневном свете, розовым на заре, серебристым в лунную ночь.

Более двадцати двух тысяч мастеров на строительство комплекса были приглашены со всех уголков империи, а также из Ближнего Востока, Средней Азии, Персии.

Тадж-Махал был возведен на участке земли к югу от Агры, окруженной крепостной стеной. Участок, который принадлежал махарадже Джай Сингху, Шах-Джахан обменял на большой дворец в центре столицы империи Моголов. Площадь размером примерно в три акра была перекопана. Для уменьшения инфильтрации произведена замена грунта, уровень участка подняли на пятьдесят метров над уровнем речного берега.

На площадке расположения мавзолея были вырыты колодцы. После заполнения их бутовым камнем, они образовали фундамент сооружения. Леса из перевязанного бамбука заменили на масштабные кирпичные леса, окружившие гробницу. Они имели такие внушительные размеры, что заведующие строительством мастера опасались, что их разборка может растянуться на годы. По легенде, Шах-Джахан разрешил любому взять и оставить себе столько кирпичей, кто сколько пожелает. После чего крестьяне разобрали леса практически за ночь.

К месту строительства построили из утрамбованной земли пятнадцатикилометровый пологий подъем – пандус, служивший для транспортировки мрамора и других материалов. На специальных запроектированных повозках тридцать быков тащили на стройку блок за блоком. Для поднятия груза на нужный уровень использовалась досконально исполненная объемно-рамная конструкция с блоками.

С помощью канатно-ведерной системы, используя животную силу, из реки добывалась вода для нужд строительства. Затем ее сливали в большой резервуар и оттуда поднимали в распределительный резервуар. Вода распределялась по вспомогательным емкостям, далее по трубам подавалась к строительному комплексу.

Возведение платформы и гробницы занимало около двенадцати лет. Еще десять лет строили остальные части комплекса. Последовательно завершались минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота. Так как строительство проводилось этапами, возникли разные точки зрения, какой момент считать окончательным в строительстве Тадж-Махала. Например, мавзолей закончили в 1643 году, затем работы проводились на остальной части комплекса.

По тому времени приблизительная стоимость строительства составила до тридцати двух миллионов рупий.

Строительные материалы для Тадж-Махала привозились со всей Индии, из разных мест Азии. Более тысячи слонов использовали для транспортировки полупрозрачного белого мрамора из Макраны, Раджастхана; яшму доставляли из Пенджаба; кристаллы и жад из Китая. Ляпис-лазурь транспортировалась из Афганистана, бирюза из Тибета, с острова Шри-Ланка привозили сапфиры, из Аравии карнеол. В белый мрамор были инкрустированы двадцать восемь видов драгоценных и полудрагоценных камней.

На строительстве трудились мастера и рабочие, собранные со всей северной Индии. В группу из тридцати семи человек, отвечающую за художественный образ комплекса, вошли каллиграфы из Персии и Сирии, скульпторы из Бухары, каменотесы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, мастер по резке мраморных орнаментов и специалист по возведению башен.

В мавзолее имеются многочисленные символы, спрятанные в его планировке и архитектуре. Например, на воротах, пропускающих посетителей Тадж-Махала в парковый комплекс вокруг мавзолея, высечены четыре завершающих аята из 89-й суры Корана, обращенные к душе праведника.

Мечеть из красного песчаника находится слева от усыпальницы. С правой стороны точная копия мечети. Весь комплекс создан по осевой симметрии. Относительно гробницы Мумтаз-Махал усыпальница имеет центральную симметрию. Эту симметрию нарушает только гробница Шах-Джахана, сооруженная там после его смерти.

Инкрустированные полудрагоценными и драгоценными камнями стены при луне и солнце отражают их свет. Тадж-Махал со всех сторон окружен водой. Обширный мраморный бассейн расположен прямо перед зданием. При определенном ракурсе в водах отражается все сооружение.

В стенах Тадж-Махала в настоящее время были обнаружены трещины. Ученые высказали мнение, что появление трещин связано с обмелением реки Джамна, протекающей рядом. Исчезновение реки может привести к изменениям в структуре почвы, далее оседанию мавзолея и возможно к его разрушению. Из-за загрязненного воздуха стены начали терять свою легендарную белизну. Вокруг Тадж-Махала расширяется парковая зона, в Агре закрыт ряд особенно грязных производств, однако мавзолей продолжает желтеть. Поэтому его регулярно чистят с помощью особой белой глины.

Тадж-Махал ежедневно посещают десятки тысяч туристов. «Индийская жемчужина» за счет туристов приносит государственной казне немалый доход. За год мавзолей посещает более двухсот тысяч зарубежных гостей. Большинство которых приезжает в более прохладные месяцы – октябрь, ноябрь, февраль.

Вблизи комплекса запрещено движение любого транспорта с двигателями внутреннего сгорания. От автостоянки туристы могут приехать на электрическом автобусе или прийти пешком. На сегодняшний день восстановлен Хавасспурас (северный двор), его используют как новый центр для посетителей. Южнее, в небольшом городке Тадж-Ганджи или Мумтазабад для удовлетворения потребностей работников и посетителей были построены базары, рынки, караван-сараи.

Тадж-Махал включен в несколько списков семи чудес современного мира, в том числе в список Новых семи чудес света , составленном в 2007 году.

Экспозиции работают в будние дни с шести часов утра до семи часов вечера. Исключение составляет пятница: с двенадцати часов вечера до двух часов комплекс открыт для молитвы в мечети. Также комплекс доступен в день полнолуния для ночного просмотра, за два дня до и после полнолуния, исключаются месяц Рамазан и пятница.

В безопасных целях внутрь комплекса Тадж-Махал можно проносить воду только в прозрачных бутылочках, также разрешены небольшие дамские сумочки, мобильные телефоны, небольшие фотоаппараты и видеокамеры.

С начала существования Тадж-Махал служил источником восхищения , невзирая на все географические и культурные преграды. Во многих сердцах сооружение находило эмоциональный отклик, превзошедший сухую статистическую оценку сооружения.

Наиболее интересный и живучий миф о Тадж-Махале рассказывает о том, что в планах Шаха-Джахана было возвести напротив, через реку еще один мавзолей из черного мрамора. Этот миф относится к фантастическим запискам европейского путешественника Жана-Батиста Тавернье, посетившего Агру в 1665 году. Существует предположение, что мавзолей из черного мрамора Шах-Джахан не построил, так как был свергнут собственным сыном Аурангзебом.

Казалось, что подтверждением этой легенды служат мраморные руины в «Лунном саду» на противоположной стороне реки. Однако, проведенные раскопки в 1990-х годах показали, что на самом деле камни «черного мрамора» – это почерневший белый мрамор. В 2006 году археологи подвели более основательную базу под источник мифа про мавзолей из черного мрамора, когда в Лунном саду была реконструирована часть пруда. Ученые обнаружили, что в воде пруда отчетливо просматривается черное отражение Тадж-Махала. Это еще раз подтверждает одержимость Шах-Джахана симметрией.

Не существует доказательств, подтверждающих легенду, часто рассказываемую с кровавыми подробностями, что якобы многие архитекторы и мастера, строившие мавзолей, по приказу Шах-Джахана были жестоко уничтожены и расчленены. Рассказывают, что строителей заставляли подписывать специальный договор, по которому они обязывались никогда не принимать участия в строительстве чего-либо похожего на Тадж-Махал. Похожие легенды существуют относительно многих знаменитых сооружений.

Не существует никаких свидетельств относительно того, что генерал-губернатор в Индии лорд Уильям Бентинк в 1830-х годах планировал разобрать Тадж-Махал, а затем с аукциона распродать его мрамор. Джон Россели – биограф Бентинка утверждает, что история появилась из-за реального случая распродажи Бентинком мрамора из конструкции форта Агры.

С таким знаменитым сооружением как Тадж-Махал связано много интересных фактов. С персидского имя Шах-Джахан переводится как «Правитель Мира» (шах – правитель, джахан – вселенная, мир); Мумтаз-Махал означает «Избранница Двора» (мумтаз – лучший, махал – двор, дворец). С персидского название «Тадж-Махал» переводится как «Величайший Дворец» (тадж – венец, махал – дворец). Похожие значения сохранились в хинди, арабском языках.

В некоторых туристических путеводителях сказано, что многие годы после свержения до самой смерти Шах-Джахан из окон темницы печально любовался Тадж-Махалом. В этих историях часто упоминают дворец Шах-Джахана – Красный форт, построенный правителем в зените правления. Аурангзеб – сын Джахана и Мумтаз-Махал часть покоев дворца превратил в роскошное место заключения для отца.

На Тадж-Махал очень похожа и по внешнему виду, и по могольскому происхождению гробница Хумаюна в Дели. Усыпальница могольского императора также создана как знак огромной любви – только жены к мужу. Гробница Хумаюна возведена раньше, при строительстве своего шедевра Джахан ориентировался на архитектуру усыпальницы Хумаюна. Но по сравнению с Тадж-Махалом она малоизвестна.

В городе Агра находится гробница Итимад-Уд-Даула, имеющая другое название – Мини Тадж. Архитектура мавзолея очень похожа на уменьшенный Тадж-Махал.

Мавзолей имеет оптический фокус. При движении лицом к Тадж-Махалу, спиной к выходу, возникает ощущение, что храм по сравнению с окружающей средой огромный.

Над Тадж-Махалом запрещено летать самолетам.

Когда-то большие двери – символ входа в рай, состояли из серебра, тысячами серебряных гвоздиков был выложен тонкий рисунок. Ныне двери из меди, так как прежние украдены. На фасаде и изнутри стало меньше драгоценных камней. Нет золотого парапета, жемчужного покрывала…

Тадж-Махал — это мавзолей-мечеть , которая находится в Индии в городе Агра . В мечети можно увидеть элементы как индийского, так и персидского стиля. Индийский Тадж-Махал является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1983 года.

Самый известный компонент мечети — это, безусловно, белый купол. Двадцать тысяч мастеров и ремесленников работали над ним. Стройка продолжалась с 1632 по 1953 год. Тадж-Махал представляет собой пяти купольное сооружение высотой 74 метра, на платформе, в углах мечети находятся четыре минарета. На прилегающей территории также есть бассейны, фонтаны и сад. Стены Тадж-Махала сделаны из полупрозрачного полированного мрамора, инкрустированного самоцветами. При строительстве были использованы такие камни, как агат, малахит, бирюза, сердолик и другие. При ярком солнечном свете мрамор кажется белым, на заре — розовым, а в лунную ночь — серебристым.

История создания Тадж-Махала романтична и печальна, она рассказывает об истории любви падишаха и его жены. Мечеть стала последним пристанищем Мумтаз-Махал, жены падишаха Шах-Джахана, которая скончалась в тридцать восемь лет во время родов, производя на свет четырнадцатого ребенка. В девятнадцать лет ее выдали замуж, и она стала третьей и самой любимой женой падишаха. Тадж-Махал – символ их вечной любви. Горе утраты было очень велико для Джахана. Он поседел, утратил смысл жизни и даже задумывался о самоубийстве. Перед смертью своей любимой жены он пообещал построить такой монумент, который бы передавал всю нежность и красоту Мумтаз. Именно в честь Мумтаз-Махал был построен Тадж-Махал.

Экстерьер Тадж-Махала не менее удивителен. Резные фигурки, разнообразные краски, каменные инкрустации и штукатурка использовались как декоративные элементы. Немаловажным декоративным элементом является то, что по всему комплексу используются отрывки из Корана. В постаменте, воротах, поверхностях могил, минаретах и мечети используются абстрактные формы. Также есть изображения виноградной лозы и цветов.


Внутри Тадж-Махала находятся две гробницы: гробница Мумтаз-Махал и ее мужа. Но похоронены они не в них, а глубоко под гробницами. Кенотафий Шах-Джахана находится рядом с Мумтаз-Махал, он выше и больше только потому, что достроен намного позже. Но украшен он точно так же, как и гроб Мумтаз. Похоронены тела супругов не в них, так как украшать могилы запрещено. Их тела лежат в обычных склепах, а лица повернуты к мекке. На крышке гробницы Мумтаз находится треугольный ромб, который был создан, чтобы писать на нем. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют покойную жену падишаха. Несмотря на немалый гарем, вся любовь и нежность Джахана принадлежала только ей.

У Шах-Джахана было шесть жен и несколько наложниц. Остальные жены похоронены в отдельных мавзолеях, находящихся вне стен центрального помещения. Также в одном из таких мавзолеев похоронен любимый слуга Мумтаз-Махал.

С течением времени и из-за загрязнения окружающей среды белые стены этого волшебного здания стали желтеть. А из-за движения почвы были даже замечены трещины на стенах. Несмотря на все это, мечеть-мавзолей Тадж-Махал в городе Агра была и остается одним из самых любимых туристами мест в Индии и по праву считается одним из 7 чудес света!

Одно из чудеснейших творений человеческих рук, место, которое привлекает ежегодно миллионы людей со всего мира - величественный и прекрасный Тадж Махал - по праву является настоящим символом Индии.

История строительства

Тадж Махал – это изумительное белоснежное сооружение, которое было построено в качестве усыпальницы для третьей и любимой жены великого могольского Императора Шах Джахана Мумтаз Махал, на берегу реки Джамна в Агре. Несмотря на многочисленный гарем, император больше всех любил именно Мумтаз Махал. Она родила ему тринадцать детей, и умерла в 1631 году, при появлении на свет четырнадцатого. Правитель сильно горевал после смерти любимой жены, поэтому приказал собрать самых искусных мастеров того времени, чтобы создать мавзолей, который стал бы символом его бескрайней любви к Мумтаз. Строительство было начато в 1632 году и продолжалось более 20 лет: основной комплекс был окончен к 1648 году, а второстепенные здания и сад были завершены пятью годами позже. Своеобразными «прототипами» этой грандиозной усыпальницы стали Гури-Амир – мавзолей Тамерлана, родоначальника династии Могольских правителей, расположенный в Самарканде, мечеть Джама Масджид в Дели, а также гробница Хумаюна – одного из могольских правителей.

Архитектурное чудо

Тадж Махал выполнен в традиционном персидском стиле и представляет собой комплекс роскошных и величественных сооружений, построенных из белого мрамора. Основное место в нем занимает сам мавзолей, расположенный в центре площадки. Он имеет форму куба со «срезанными» углами и увенчан огромным куполом. Сооружение стоит на квадратном «постаменте», на четырех углах которого находятся высокие минареты. Мавзолей внутри имеет большое количество комнат и залов, украшенных изумительной мозаикой, расписанных тонкими узорами и витиеватыми орнаментами. В одной из таких комнат и расположен гроб Мумтаз Махал. А рядом с ним – гроб и самого Шах Джахана, который пожелал после смерти быть похороненным рядом со своей любимой. Изначально правитель собирался построить точную копию усыпальницы на другом берегу Джамны для себя, только из черного мрамора, но ему не удалось воплотить свою задумку в жизнь, поэтому он и завещал похоронить себя в Тадж Махале рядом с женой. Но стоит заметить, что оба этих гроба пусты, а настоящее место захоронения находится в подземном склепе.

Изначально мавзолей был украшен огромным количеством драгоценных и полудрагоценных камней, жемчугом, а его главная дверь была сделана из чистого серебра. Но, к сожалению, до нашего времени все эти сокровища практически не сохранились, «осевши» в карманах не очень честных «туристов».

С трех сторон Тадж Махал окружен прекрасным парком, ворота в который также представляют собой архитектурный шедевр. Через парк к главному входу ведут дороги, идущие вдоль широкого канала. А по обеим сторонам от мавзолея стоят две мечети.

В переводе с персидского языка «тадж махал» значит «корона всех дворцов». И он поистине является «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всемирно признанных шедевров мирового наследия».

Тадж Махал был внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году.

Стоит также отметить, что официально туристам разрешено фотографировать Тадж Махал только с одной стороны – напротив центрального входа.

На заметку

  • Месторасположение: город Агра, 200 км от Дели.
  • Как добраться: на поезде или экспрессе до ж/д станции "Agra Cantt."
  • Официальный сайт: www.tajmahal.gov.in
  • Часы работы: ежедневно с 6.00 до 19.00, кроме пятницы. За два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.
  • Билеты: иностранцам - 750 рупий, местным жителям - 20 рупий, дети до 15 лет - бесплатно. Билеты для посещения в ночное время приобретаются за сутки.