Таинственный мир монгольской юрты. Время путешествовать: Секреты монгольской юрты Монголия юрты в городе

Жилищем тюркских и монгольских кочевников с древних веков служит юрта. Из чего сделана она? Путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». Вот вам и ответ на вопрос. Но конечно же, пережив десятки веков, это переносное жилище имеет ряд особенностей и приспособлений, помогающих быстро собрать и разобрать ее. Поэтому однозначный ответ здесь будет неуместным. Давайте попробуем разобраться, из чего сделана юрта - дом монгольских и тюркских кочевников.

Жилище скотоводов кочевников

До средины ХХ века в Монголии у населения практически не было постоянных домов, исключение составляли религиозные сооружения, то есть храмы, монастыри и другие. Жители страны для проживания использовали переносные монгольские юрты, которые устанавливали на новых пастбищах для скота. К слову сказать, юрты использовались не только в Монголии, но и в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Туве и Бурятии.

Для кочевых народов более удобного и комфортного жилища не найти. Теплая, она убережет от морозов, холодных степных ветров. Защитит от знойного южного солнца. Юрта устроена таким образом, что ее довольно просто разобрать, погрузить на верблюдов или конную повозку, чтобы перевезти в другое место. В настоящее время им на замену приходят автомобили.

История появления юрты

Время появления юрты принято относить к бронзовому веку, XII-IX векам до н. э. Это подтвердить могут статуэтки, найденные в захоронениях I тысячелетия н. э. В арабских, среднеазиатских, китайских миниатюрах можно увидеть изображения навьюченных верблюдов, перевозящих детали юрты. С течением веков юрты не претерпели какие-либо изменения. Они остались практически неизменными.

Различия между монгольскими и тюркскими юртами

Принцип устройства юрты (жилища многих азиатских народностей) идентичен, но у каждого народа есть свои особенности и отличия. Они происходят в основном из-за природных условий. Например, казахские юрты ниже, чем киргизские. Это объясняется тем, что в Казахстане очень часты более сильные степные ветра, чем в горной Киргизии. Юрты монголов, бурятов и тувинцев еще ниже. Это можно объяснить строением потолка. Туркменские и татарские юрты имеют деревянные двери, а казахские и монгольские - полог из простеганного войлока.

Юрты может строить не каждый. В Монголии это делают специальные мастера, которые передают свое ремесло из поколения в поколение. Монгольские юрты признаны самыми удобными и «технологичными». Каркас для них изготавливается из тоненьких жердочек, которые специальным способом вытачиваются из лиственницы. В настоящее время процесс изготовления автоматизирован. Юрты киргизов изготавливают из молодых ивовых прутьев, поэтому они получаются воздушными и высокими. Их делают вручную, и стоят они намного дороже.

Из чего сделана юрта?

Жилище кочевых народов полностью соответствует их образу жизни. Она практична, быстро разбирается и собирается. Детали для ее устройства легкие, что делает удобной перевозку. Войлок не пропускает дождь, он довольно прочный,а самое главное - он обладает высокими тепловыми качествами, что делает жилище теплым. Для перевозки достаточно двух верблюдов, один из которых перевозит каркас, а другой - войлок, его покрывающий.

В крыше юрты делается отверстие, через которое она освящается днем. Оно также служит для устройства очага. Основные части юрты изготовлены из дерева. Покрытие делают из валяной овечьей или верблюжьей шерсти.

Основные части

В описании юрты можно заметить, что в монгольской и тюркской практически одинаковые основные части каркаса, к ним относятся:

  1. Складные стенки, которые представляют собой решетки и называются кереге (канат).
  2. Жерди для купола. Один их конец заострен, а на другом имеется небольшая петелька - уук (уык).
  3. Круг для отверстия, куда вставляются жерди - тюндюк (шанырак).
  4. Входная дверца - ергенек.
  5. Войлочное покрытие - кошма.

Несмотря на то что юрте уже не одна сотня лет, она и поныне используется жителями Монголии, Казахстана, Киргизии, Бурятии и Тувы. При этом многие городские жители, имея в городе квартиры, пользуются юртами. Из чего сделан вывод, что и в наше время эти жилища не утратили своей актуальности. Для перевозки ее в настоящее время используются автомобили.

Особенности юрты

Кроме того что юрта защищала своих жителей от мороза и зноя, у нее были свои особенности. Через верхнее решетчатое отверстие (тундюк / шанырак) выходил дым от очага, не попадая в помещение. После того как наступала ночь, отверстие затягивалось при помощи аркана, а с наступлением дня применялось для освещения юрты.

Чтобы проветрить юрту в жаркий летний день, достаточно поднять боковые войлочные полотна, покрывающие решетчатые стенки, свежий воздух поступит в помещение. Фома юрты обтекаемая. Именно такая форма позволяет выдержать большие ветровые нагрузки.

Расположение юрты

Монгольская юрта всегда ставится входом на юг. Это правило. Если рассмотреть фото юрты, то можно увидеть, что напротив входа (с северной стороны) располагалось изображение божества, которому поклоняются хозяева. Сюда сажали самых почетных гостей. В центре юрты располагается очаг. Условно вся площадь помещения разделена на две части. Восточная часть - женская половина, а западная - мужская, где рядом с дверью находится постель старших хозяев и все самое ценное: седла, упряжь, оружие.

С другой стороны от двери находится посудный шкаф и символ достатка семьи - взбивалка для кумыса. Как мы видим на фото юрты, внутри все деревянные конструкции, стойки, решетки окрашиваются в яркие тона. Чаще всего в красный или оранжевый. Пол юрты покрывается войлоком, который нередко расписывается ярким орнаментом.

Юрта - часы

Все внутреннее помещение условно делится на 8 частей. Это делается неспроста. Мы говорили о том, что юрта ориентирована на юг. Тут дело в том, что свет, проходя через отверстие в потолке, падает на один из секторов, позволяя хозяевам определить время. Это своего рода часы, только вместо циферблата выступают части юрты. Они носят весьма своеобразные названия.

Время, когда необходимо было доить животных, носило название «тигр» и равнялось 4 часам. Время, когда нужно было выгонять скот на пастбище, называлось «часом зайца» и равнялось 6 часам. В восемь часов наступает «час дракона», когда кипятят молоко. В 10 часов (название: «час змеи») делали сыр. В «час лошади», в 12 часов, нужно провести дойку. В 14 часов, в «час овцы», занимались домашними делами. В 16 часов, «час обезьяны», скот возвращался с пастбищ. 18 часов, «час курицы» - пора последней за день дойки.

Обычаи, связанные с посещением юрты

С давних пор сохранилось множество традиций и обычаев, связанных с посещением монгольских юрт, несоблюдение которых может быть расценено хозяевами как знак неуважения к ним. Например, если вы увидели в степи юрту, то не рекомендуется:

  1. Входить внутрь юрты без разрешения хозяина.
  2. Не подъезжать близко к юрте на автомобиле. Нужно остановить машину недалеко от строения и позвать хозяев, попросить их, чтобы они убрали собак.
  3. Не здороваться с хозяевами через порог. Приветствовать их необходимо внутри юрты.
  4. Нельзя наступать на порог юрты. Нужно сначала просунуть голову, позвать хозяев, а потом переступать через порог.
  5. При входе в тюркскую юрту необходимо разуваться.

Чтобы вас не заподозрили в дурных намерениях, категорически запрещается:

  1. Тихо заходить в юрту. Перед этим нужно позвать хозяев.
  2. Не вносить с собой пустую посуду, лопаты, мотыги, все приспособления, которыми обрабатывают землю.
  3. В монгольскую юрту нужно заходить с пустыми руками, всякую ношу оставить на улице.
  4. Монголы никогда не отдают из очага огонь или молоко. По поверьям, когда отдаешь эти вещи, то из дома уходит счастье.
  5. Нельзя свистеть. Свист сзывает злых духов.
  6. Нельзя заносить огонь из другой юрты.

Эти поверья и обычаи пришли из древности, поэтому необходимо уважать и чтить их.

В своё время я взял фразу про жилище диких сибирских обывателей из авторских примечаний К. Ф. Рылеева к одному из его произведений, уж не помню, к какому, эпиграфом к моей книге «Божество». Сделал я это, потому что мне понравилось весьма необычное для современного языка сочетание «дикий обыватель».

Почему именно это выражение стояло эпиграфом к книжке, я уж вам здесь рассказывать не стану. Интересно – почитайте и сами поймёте. А здесь я расскажу как раз о жилищах диких сибирских обитателей. Начнём с юрты. Почему? Потому что юрта – это изобретение то ли тюрков, то ли монголов, то ли гуннов, сделанное в той самой области, из которой все эти дикие обыватели и попёрли, прежде чем стать сибирскими, центральноазиатскими, европейскими и т.п., – где-то в районе Внутренней Монголии или чуть западнее.

Итак, что такое юрта? Слово «юрта » (yurt, jurt, jurd) – тюркского происхождения. У монголов (равно как и у бурят, которые тоже почти монголы) юрта называется гэр. У тюрок слово «юрт» первоначально означало некую территорию, владение, но постепенно это название переместилось на собственно жилище. А именно (в наиболее общем случае) – жилище на основе цилиндрического плетёного каркаса, обтянутого чем-нибудь для защиты от дождя, ветра и холода, с округлым или коническим навершием. В самом верху обычно оставляется круглое отверстие для выхода дыма. Классическая юрта покрывается войлочными кошмами (у киргизов они называются которе туурдук) и выглядит примерно вот так:

Юрта киргизов. Буденновский р-н Таласской обл. 70-е годы

Вот победнее:

Бедная монгольская юрта

Вот погрубее:

Юрта, крытая войлоком

А вот побогаче и посимпатичнее:

Казахская юрта

Края кошм обычно отделывались толстым шнурком – чтобы не трепались. Те, кто побогаче, укладывали кошмы в два слоя, а снаружи украшали их узорчатыми лентами.

Юрта, украшенная лентами

В наше время часто незамысловато обтягивают брезентом.

Современная монгольская юрта

Монгольская юрта

Иногда для дополнительного утепления/укрепления/теплоизоляции используют циновки. Бывает, особенно когда жарко, обходятся вообще без войлока, просто закрепляют на каркасе циновки – и всё. Иногда войлок кладут поверх них. Бывает, что циновками юрту обшивают поверх войлока.

Узбекская женщина у входа в юрту. 1913. Фото С. М. Прокудина-Горского

Туркменские юрты

Праздничная или просто богатая юрта в хорошую погоду может быть покрыта коврами.

Праздничная юрта

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin Киргизия. Юрты на берегу реки Чу, 1875

В разобранном виде средняя юрта весит около 250 кг, и её легко перевозить в повозке.

Сложенная юрта в повозке

Богатые монголы могли свои юрты вообще не разбирать – ставили их прямо на повозки.

Юрта на повозке

Вот так выглядела юрта Чингис-хана.

Неразобранная юрта на повозке напоминает кибитку, но к кибиткам мы ещё вернёмся.

Считается, что два взрослых человека могут качественно поставить юрту за один-два часа. Сначала ставят по кругу звенья каркаса (кереге ) и связывают их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляют и привязывают дверную раму (есик ). Затем, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, поднимают и укрепляют 3-4 жердями (уык ) верхнюю часть (деталь) юрты, именуемую тундук, тооно или шанырак . Через шанырак выходит дым, светит солнце, шанырак закрывают клапаном во время дождя и снега. Выглядит он вот так:

Затем к шаныраку подсоединяют остальные жерди, привязывая их нижние концы к верхним развилкам кереге. Можно догадаться, что символическое значение шанырака для номадов – очень велико: тут и солнце, и центр неба, и центр и верх жилища и т.п. Казахи даже поместили шанырак на свой герб, а киргизы на флаг.

Каркас обвязывают/стягивают шнурами, тесьмами, верёвками, а потом укрывают. Чем, я уже рассказал выше. Вот. Внутри в юртах у разных народов и вообще у разных людей всё было устроено по-разному и раньше, а уж в наши дни и подавно. Но кое-какие общие фишки можно назвать.

Внутренности юрты

Например, пол, как правило, был земляной. Иногда, правда, делали деревянный настил. На пол клали войлок, поверх войлока ковры и/или шкуры животных. На стены вешали ковры, вельветовые тряпочки, бархат.

Каракалпакская юрта

Огонь, как правило, разводили в центре юрты. За очагом, у стены напротив входа традиционно располагалось главное лежбище, оно же место главы семьи. В его основании была широкая тахта, на дальний край которой, у стеночки, складывали запасные кошмы, свёрнутые ковры, одеяла, подушки, шкуры, тюки с шерстью. У киргизов весь этот постелесклад называется джук .

Джук в киргизской юрте

Вот. Ну и хватит, пожалуй, об обычных юртах.

По мере того, как тюрки и монголы продвигались на север и запад, сменяли кочевое скотоводство на стойловое (а то и вообще на земледелие), встречались с русскими, которые жили в срубных избах, они переставали считать классическую юрту достаточно серьёзным домом. И начинали её совершенствовать. Так появилась, например, бурятская капитальная юрта:

Бурятская срубная юрта

Такие же иногда строили алтайцы. А вот якуты, хоть и тоже тюрки, видимо, ушли на север ещё до того, как среди тюрок распространились юрты. Их летнее крытое берестой жилище, ураса , напоминало скорее шалаш или чум (о чумах мы ещё поговорим).

Ураса

А зимнее – дьиэ – строилось на основе прямоугольного каркаса из толстых брёвен, к которым прислонялись наклонные стены из брёвен тонких. Всё это обмазывалось глиной или навозом и обсыпалось землёй. Почему-то эти строения тоже иногда называют юртами.

Так. А теперь примемся за другой, не менее распространённый, чем юрта, тип жилища (не только жилища) диких сибирских (не только сибирских) обывателей – чум.

В русском языковом сознании слово «чум» обычно ассоциируется с чукчами, а вообще чумами, чтобы не заморачиваться, зовут все конические шалаши северных жителей. На самом деле, слово это происходит из финно-угорских языков и вовсе не из Сибири. У коми «тсом» (вот тут мы попытались написать это слово древнепермской азбукой –), у удмуртов «цум» – это конусовидное лесное или прибрежное хранилище припасов. Так же, к слову, называется мера расстояния – перегон по реке от одного чума до другого. Русские научились этому слову у удмуртов. А когда продвинулись дальше на север и на восток, они увидели, что всякие «дикие сибирские обыватели» в чумах – живут. И саамы, которые лопари, в общем, тоже в них живут, хоть и не сибиряки. Конечно, у всех этих народов жилища назывались, да и выглядели немного по-разному.

Вот, например, кувакса саамов:

Семья саамов, 1900 год

Они крыли её мешковиной или брезентом.

А это кота . Тоже саамская. Полностью деревянная.

Саамская кота

Чум тунгусов-эвенков назывался дю . Тунгусы были пешими кочевниками, Сибирь они освоили третьими – после палеоазиатов и юкагиров. Возможно, именно они и научили все местные племена строить чумы. А может, наоборот, научились у них. Хотя, по-хорошему, конструкция эта настолько проста, что скорее всего просто её придумали одновременно разные люди в разных местах. Вот так был устроен дю внутри:

Летом дю крыли вываренной берестой (берестяной чум – тыксама дю ) или корой лиственницы. Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпались землёй и снегом. Эвенки, кстати, судя по их обычаю размещения внутри жилища, были гостеприимнее монголов: места справа и слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага – для членов семьи и гостей-женщин, самое тёплое место (малу ) за очагом, напротив входа – для гостей-мужчин. Когда гостей нет, почётное место предназначено для мужских занятий – хозяин чума строгает там всякую хрень, чинит снасти и т.п.

Установка чума:

Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни. Вот тофаларские дом и чум рядом:

Ненцы, народ самодийской группы, до того, как начать жить в чумах, использовали самый древний (или один из самых древних) вид человеческого рукотворного жилища – заслон – хэнг . Заслон может укрыть от ветра, от метели, он быстро ставится – две палки, шкура, натянутая между ними, – всё. Но уже давно ненцы тоже живут в чумах. Преимущественно – крытых оленьими шкурами. Чум ненцев называется мя .

Отдельные мя строят для рожающих женщин (ся мэй мя – нечистый дом) и рожающих олених (сую мя – дом оленёнка). Мя, в котором умер человек, оставляется и становится своего рода могилой, покойницким мя (халмер мя ). Летний мя ненцы покрывают старыми прохудившимися шкурами мехом внутрь.

Молодые ненки у мя:

А есть ещё такой необычный народ – долганы. Тусовались в одном районе эвенки, якуты, русские и нганасаны, разводили оленей, к началу XIX века поперемешались и стали считать себя отдельным народом. Так вот, эти самые долганы придумали так называемый балок – «нартенный чум», хотя, конечно, никакой это не чум вообще, даже не похож. Это параллелепипедный домик, устанавливаемый прямо на нарты. Т.е., возить его можно, как юрту Чингис-хана, не разбирая.

Вот фотография 1927 года (балок справа):

А вот фотография конца 1990-х:

А теперь, собственно, к чукчам. Именно с чукчами, как уже говорилось, в нашем сознании связано слово «чум» – не в последнюю очередь благодаря замечательной «Песенке о терпении» синтез-группы Игоря Гранова (бывших «Голубых гитар»). Помните её? А чукча в чуме, чукча в чу-уме… Помните? Хорошо. Так вот, чукчи в чумах не живут. Чукчи, особенно оленные, живут в ярангах . Вот в таких:

Яранга и вялящяеся рядом с ней мясо

Яранга, конечно, немного похожа на чум, но конструкция у неё посложнее:

Каркас яранги

Уловили? Сначала ставятся восемь-двенадцать треног, треноги связываются горизонтальными жердями, потом к ним крепятся основные наклонные – скатные – жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими «швабрами»-распорками. Самый венец подпирают ещё две-три жерди, играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины и т.п. Как правило, яранга разделяется перегородками из шкур на несколько отсеков. Иногда внутри яранги ставят дополнительный, в форме прямоугольного параллелепипеда, каркас, который также накрывают шкурами. В таких случаях вход во внутренний «домик» ориентирован в сторону, прямо противоположную той, в которую ориентирован внешний вход в ярангу. Так меньше задувает.

На полу яранги раскладывали оленьи, тюленьи и китовые шкуры, оленьи рога. Последние использовались в качестве сидений.

У чукчей научились строить яранги их соседи – эскимосы. До того им, бедным, приходилось зимой жить в иглу (инуктитутское – ᐃᒡᓗ*) – это такая «избушка ледяная»:

глу строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали (а иногда и покрывали стены) шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения использовались плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но стены не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в иглу могла поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу, в результате чего в иглу было достаточно сухо.

Строить иглу – очень хитрая наука. Но эскимосы, научившись у чукчей строить яранги, с радостью начали это искусство забывать. В свою очередь эскимосы и алеуты научили прибрежных чукчей строить валкаран – «дом из челюстей кита» . На самом деле он был не совсем из челюстей. Валкаран – это полуземлянка на основе целого китового скелета или просто со стенами из китовых костей.

Эскимосская полуземлянка - валкаран

Эскимосская полуземлянка - валкаран - вид изнутри

Вот. Ну, оставим, пожалуй, в покое наших севрных товарищей и обратимся к индоевропейцам. Как известно, именно праиндоевропейцы были первыми в мире кочевниками, они приручили лошадь и придумали колесницу. До верховой езды они не додумались, правда, зато додумались поставить на колесницу что-то вроде крыши. Примерно так:

Арджуна и Кришна в колеснице

Для индоариев, которые так и остались кочевыми аж до середины XX века, для цыган, колесница с крышей – кибитка – стала не только транспортом, но и домом.

Цыгане с кибитками

Учитывая, что индоарии докочевывали и до Монголии, можно, кстати, предположить, что обращаться с лошадьми и перевозить дома на повозках тюрко-монголы научились у них. Хотя кто знает...

А теперь перенесёмся к юговосточным соседям эскимосов, к североамериканским индейцам.

Индейский «чум» похож на все остальные чумы и называется типи. Распространён в районе Великих равнин. Типи имеет форму слегка наклонённого конусообразного шалаша на каркасе из жердей, покрытых обработанными шкурами бизонов или оленей. Позднее, с появлением на континенте европейцев, иногда использовалась более лёгкая парусина. На вершине находится дымовое отверстие, обычно прикрываемое двумя лопастями. В нижней части была дополнительная подкладка из шкур, предохраняющая тягу. Сегодня типи используются только консервативно настроенными индейцами и всякими толкинутыми на индейскую тему.

Типи. Оклахома. 1869 год

Типи часто путают с вигвамом . На самом деле вигвам – это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы:

Вигвам апачей, 1903 год

Алгонкинский вигвам

Британские первопроходцы, всякие мормоны и следопыты, пёрли на Дикий Запад, как цыгане, в кибитках, и как эвенки, пешком, а когда решали осесть, перво-наперво строили себе такие серьёзные шалашики, которые получили название «английский вигвам ».

Вот так выглядел каркас английского вигвама. Обратите внимание на каменный очаг в глубине.

Поразительно всё-таки, как все эти многочисленные народы двух континентов, жившие в чумах, ярангах и юртах, не придумали за столько веков складывать каменный очаг! Ну, понятно, просто положить камни на пол или даже без камней – расчистить место, сделать ямку – и всё – проще, но ведь с очагом удобнее! Ну ладно чукчи-эскимосы, у них, может быть, камня не было, ну а те, кто не в таком снежном аду? Те же индейцы? Не понимаю.

А вообще, посмотрите на все эти традиционные жилища и задумайтесь – сколько тысячелетий (ты-ся-че-ле-тий, ого!) сотни тысяч человек, целые народы жили, довольствуясь столь малым – стены из каких-то шкур или ваще из бересты, дырка для солнца над головой, шкура под задом, костерок… Вот, многие часто задают друг другу вопросы типа «что вы будете делать, когда вам навсегда отрубят электричество (газ, горячую воду, перестанут выпускать дезодоранты)?» Ну… ну как – что? Сначала посокрушаемся, повымираем немного, а потом… Да ёлки-палки, ну вернёмся в долгое детство человечества и будем счастливы. Посмотрите, вот, на пигмеев. Их «лесное жилище», форест двеллинг, – это ведь вообще просто несколько веточек, даже не шалаш – а им ничего, живут.

Пигмеи живут – и мы выживем. Построим кибитки, впряжём в них питбулей… А пока присматривайтесь, запоминайте – как юрта устроена, как яранга… В городах, скорее всего, будет небезопасно.

Со времен великих подмосковных пожаров 2010 года, которые я благополучно переждал в юрте на берегу Байкала, зародилась мысль создания летнего юрт-лагеря. Не прошло и четырех лет, как мы с группой единомышленников решились сделать первый шаг... Первый блин всегда у русских похож на Колобка, так что граблей и банановых шкурок мы насобирали на своем пути вагон и маленькую тележку. Все лица, имена и фамилии законспирированы потому что... в Бурятии и Монголии все друг-другу родственники, и желая обличить тех, кто нам засовывал палки в колеса, я так или иначе испорчу жизнь тем, кто помогал. Восток - дело тонкое, Петруха!


Началось все с того, что я чуть было не опоздал на самолет в Улан-Удэ... При том, на этот раз, я приехал в аэропорт Шереметьево с получасовым запасом, но очередь на регистрацию была такая, что выстоять ее можно было только при условии приезда за пару часов, о чем мне, с укором, и поведал сотрудник неизвестной службы, к которому я обратился за помощью. Меня буквально за руку проводили в специальное окошечко, где не очень обрадованный моему появлению мужчина выписал мне... билет в бизнес-класс.
Я так и не понял что это было, но подарок судьбы мне пришелся по вкусу. Бизнесом я не летал со времен своего прощания с активной автомобильной журналистикой. Конечно, бизнес-класс авиакомпании "Аэрофлот" ничуть не лучше эконома в Emirates, но с паршивой овцы хоть шерсти клок.
Схожу я весь такой нарядный с трапа самолета, прохожу в индивидуальный микроавтобус, меня подвозят к зданию аэровокзала столицы Бурятии, выхожу в город, и... через полчаса уже трясусь в грохочущей маршрутке по разбитому асфальту в сторону монгольской границы. Так дешевле, нежели лететь в Улан-Батор самолетом. Душно, тошно, тесно и ближе к народу.
Граница пересекается на попутках, за 100 рублей с человека. А может за 200. Микроавтобус SsangYong Istana на монгольских номерах с монголом за рулем курсирует туда-сюда наряду с десятком таких же челноков. Пешком перейти границу нельзя.
Пограничники заинтересовались моим паспортом, долго рассматривали штампы Омана, Эмиратов, Грузии, Украины... Но пропустили. Меняем рубли на тугрики, мы в Монголии! Весь процесс занял часа два.

Монгольскому тугрику, конечно, далеко до узбекского сума, но пачка банкнот не лезет ни в какие карманы. Курс на границе не самый хороший, а у менял менять и вовсе страшно, все они весьма неблагополучного вида. Если вы планируете шопинг в Монголии - лучше отложить обмен до Улан-Батора. По банковским картам курс так же не самый выгодный, но за те несколько лет, что я не был в Монголии, банкоматов развелось множество, что снимает ряд проблем для путешественников.
Так же, во всех населенных пунктах появилось множество гостиниц. Монголия перестает быть дикой, по крайней мере в северной части.

За 500 рублей с человека мы "поймали" тачку до Улан-Батора. За эти деньги у нас не каждый таксист в Шереметьево повезет, а в нашем случае это более 300 км! При том, парень и водит хорошо, и машина не бедная, и бензин дороже чем в России. Я так и не понял экономику процесса...

Прибыли в Улан-Батор, попали сразу под опеку родственников, благо среди них оказалась прекрасная девушка, говорящая по-русски, иначе бы мы вообще не смогли общаться даже меж собой. Монголы не знают русский язык, даже старшее поколение. Многие живут в типовых советских домах, ездят по советским дорогам, но самого главного, языка, они у русских так и не переняли. Английского так же почти никто не знает, и языковой барьер становится тотальным. Особенно в районах.
Юрты можно купить как в специализированных фирмах, ориентированных на иностранного потребителя, так и на рынке. Разница в ценах - двух-трехкратная, как повезет. Мы выбрали эконом-вариант, рынок, Зах по-монгольски. Понятное дело, продавцы по-русски не разумеют, а все детали юрты продаются по отдельности. Это вам не IKEA, тут надо разбираться...

Разбирались с карандашом блокнотиком целый день. Покупка юрты - это как купить Volkswagen Golf у дилера. Базовая комплектация - копеечная. А вот опции могут составить вторую стоимость машины. За минимальные $900-1000 можно купить юрту, да, но летнюю, с самым низкосортным войлоком, с "оцилиндрованными" рейками, с рассыпающимися на ветру решетками, без пола, без печки, без внутренней шелковой отделки, с простейшими накидками и т.п. Не хотите "базовую комплектацию"? В итоге, мы отбраковывали из десятков видов войлок, шелк, накидки, шнуры, веревки, стойки, жерди, кольца, решетки... оно еще же и подойти друг к другу должно. Никаких каталогов и инструкций, понятное дело, нет. Вы что, не знаете как юрта устроена что ли? И все это на тридцатиградусной жаре. Никто никуда не спешит, это вам не Турция. Продавцы не суетятся, все процессы протекают как в замедленной съемке, время бежит, а дела стоят на месте. Вами могут заниматься целый час, и вы можете просто встать и уйти - продавцы не расстроятся, не будут за вами бежать и дергать за рукав. Всем все равно. В следующей жизни они станут не продавцами на Захе, а продавцами в супермаркете. Тоже и с пунктуальностью. Народ, в принципе, слово держит, но тайминг не соблюдает. Верят на слово, готовы для тебя все перетащить в одно место без предоплаты, не подозревают тебя в том, что ты скроешься с товаром, при том именно рынок Улан-Батора славится изобилием карманников, и все предупреждают что утащить могут все что угодно.

Основные детали производятся на фабриках, но количество ручного труда впечатляет. В Москве монгольская юрта стоит от 120-130 тыс.рублей, и, скажу честно, увидев как это все производится, из какого числа комплектующих состоит, и сколь мудро каждый узел просчитан и устроен, я протестую против покупки простых дачных беседок за сотни тысяч рублей и голосую всеми руками за юрту... Единственный минус - в юртах не бывает окон, а русские дачники любят смотреть на соседей.

Чтобы не думать о стоимости сотовой связи, купили местную симку. Качество связи у Skytel хуже чем у МТС в роуминге MobiCom. На входящих, кстати, я в этот раз не разорился, а значит что-то изменилось в лучшую сторону с 2009 года, когда деньги на телефон утекали рекой.

Пару слов об общепите. Так как все наши движения происходили под чутким руководством местных, то и ели мы в заведениях неизвестных Tripadvisor. И, надо сказать, ни капельки не жалели об этом. Дешево и вкусно, я по приезду в Москву яростно скучаю по общепиту Улан-Батора! Те, кто едет со мной в августе на Волок.Монголия - готовьтесь, гастрономический туризм я вам обещаю!

Ради интереса мы сходили и в самый популярный у туристов ресторан Улан-Батора, где подают... индийскую кухню. Да, вкусно, да, хлеб у них вообще уникальный, но к концу ужина мы уже откровенно скучали по облюбованному подвальчику рядом с рынком!

Покупка юрт заняла трое суток. Несметное богатство было загружено в грузовик, и уже совсем не за копейки отправлено в сторону границы. Мы расслабленно выдохнули, хотя именно в этот день наши приключения вышли на новый виток...
Водитель спрашивал про какую-то декларацию. Что за декларация он объяснить не смог, продавцы про нее тоже не слышали, в Улан-Удэ все знакомые, включая брокеров, так же пожимают плечами.

Конечно, чисто теоретически, проще всего было бы провезти груз через грузовой терминал, но мы же не профессионалы грузоперевозок, а все местные таможенные брокеры совершенно не желают работать с такой мелочевкой. Не желают в типичной бурятской форме - обещают что помогут, но когда приходит время делать, все разбегаются в кусты, ибо очень заняты. У тебя стоит машина на границе, а тебе на том конце провода говорят что перезвонят и не перезванивают, потом просто не берут трубку, а еще через полдня говорят что никого нет дома, и обратитесь к другому брокеру. И это все по рекомендации, знакомые и родственники.
Попытки самостоятельно изучить правила ввоза юрт, да и вообще подобных товаров не привели к какому-то однозначному пониманию правильного алгоритма. Опрос тех, кто когда либо ввозил юрты тоже мало что дал - у каждого своя история.
Решили идти в лобовую атаку, ведь никто не может нам запретить привезти в Россию юрту, а за перевес свыше 50 кг заплатим по обычному тарифу. Как молоды и наивны мы были...

Далее все имена, пароли, явки и лица будут скрыты, потому что все кругом родственники, а кроме отрицательных героев, были и положительные. Хотя так и подмывает сделать пост с фамилиями.
Сперва выступили монголы. Мы на рынке сто раз спросили у всех нами встреченных, существуют ли какие-то специальные документы для вывоза юрт из Монголии. Все дружно пожали плечами. Звонок российским таможенным брокерам дал ответ "нужна какая-либо бумажка-накладная с перечнем товаров, ценой и штампиком". Отлично.
И вот мы с бумажкой и штампиком стоим на монгольской таможне, а они на нас смотрят как бараны на новые ворота, и говорят что им нужны документы... Говорят по-монгольски, нам, говорящим по-русски и чуток по-бурятски. На наше счастье, всевышний приводит нам за руку очередного проводника, знакомую знакомого одного знакомого, которая сама добровольно решает нам помочь, едет с нами в соседний городок имени монгольского революционера, отыскивает контору, которая делает нам липовые документы, декларацию, и сопровождает нас на протяжении всего процесса прохождения монгольской границы... Сами бы мы на этот процесс потратили бы дни, и скорее всего пришлось бы возвращаться в Улан-Батор. А так - всего день.
Снято скрытой камерой

С новым пакетом документов прибываем к вечеру на границу, достаточно быстро проходим все проверки, но оформление затягивается потому что... бумагомаратели чудовищно невнимательны. Сколько раз они все переписывали, путались в бумажках, что-то забывали - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Мы сперва терпели, потом меж собой негодовали, затем искрили в бешенстве, но вскоре поняли что монголам по-барабану, и они иначе не умеют. Это обычный процесс, делопроизводство так сказать. Надо отметить, что граница не круглосуточная, и монгольская сторона прекращает работу в 19:00, а российская в 20:00. Если бы не время бежать домой к семье и детям, наша уважаемая таможенная оформительница вообще бы не имела стимула шевелиться. А так - суета, бежим туда, сюда, бумажка в одно окошка, забрать нужно из другого, какие-то копии, пошлины, декларации... Голова кругом. Одно радует - на российской стороне позвонили "кому надо" и нас уже ждут...
Ждут, и правда ждут. Пятеро таможенников чуть ли не с кулаками нападают на нас причитая "какого черта вы под закрытие приперлись", потом говорят что мы не можем везти юрты через обычный, пассажирский терминал, так как они подозревают что они, юрты, для коммерческого использования и нам надо выезжать назад в Монголию, переоформить документы и въезжать через грузовой терминал. А впереди праздники, банки уже не работают, и заплатить пошлину безналом мы сможем только после великого праздника, Дня России, т.е... 16 июня. А дело было 11-го. Начинаем разбираться, единственное условие провоза юрт через обычную таможню - у каждого из нас должна быть земля в собственности, на которую, якобы, и везем мы эти юрты. Ни у кого из нас с собой, понятное дело, таких документов нет. Приехали...
Товар вместе с машиной ставим на СВХ (склад временного хранения), забираем монгольского водителя с собой, и отбываем врассыпную за документами. Мое свидетельство летело из Москвы через специальную службу авиакомпании S7, так как никакой DHL на праздниках не работает...

Не унываем, коротаем тихие бурятские вечера в Кяхте, катаемся встречать самолеты в Улан-Удэ на маршрутках, и вообще отлично празднуем День России и день города Кяхта. Кстати, ровно год назад в этот день вы с Казбеком стартовали в - рекордный забег Мурманск-Магадан... Кто бы знал что будет через год.

На сбор документов со всех концов страны ушло два дня. Вдохновленные скорым финалом затянувшейся эпопеи приезжаем из Улан-Удэ в Кяхту (230 км), подходим к границе, а погранцы нам говорят, что нам нужен пропуск на СВХ, а пропуск делается в Улан-Удэ... Добиваемся чтобы они связались с таможней, к нам выходит самый главный таможенник, проверяет документы и бракует одно из свидетельств. После некоторого нажима, и требования написать письменный отказ "вдруг" документ становится уже нормальным. Большой начальник говорит чтобы мы на "челноке" проехали на таможню, так как ходить пешком по территории границы нельзя.
Ловим монгола-челнока, стоим на жаре полчаса в очереди, подъезжаем к будке пограничника, протягиваем документы, он в них смотрит... и спрашивает где наши визы. Отвечаем, что нам на таможню. А он говорит что не может нас пустить без пропуска, а пропуск можно оформить в понедельник в Улан-Удэ... У меня падает маска сварщика на глаза, и я начинаю требовать мне начальника таможни и начальника погранперехода. Сперва нас пытаются вытолкать из ворот, но я запрещаю монголу-челноку отъезжать, тем самым блокирую движение через КПП, а сам начинаю снимать все объявления, таблички, бейджики, лица, при том, что съемка на границе официально законодательно запрещена (я проверял). Это дает эффект - начальство бежит на место ЧП. Главный таможенник только всплескивает руками, но по делу ничего сказать не может, а главный пограничник говорит спокойно и взвешенно, ФСБ есть ФСБ, что так мол и так, с таможней они не знакомы, никак не связаны, и он, конечно, попробует сделать запрос верховному начальству, чтобы нас пропустили, но за результат не ручается. Я ему рассказываю что нам таможня предложила проехать "на монголе", на что он заявляет что это запрещено и является нарушением государственной границы... Тут я не выдержал, и брякнул что одним полушарием - журналист, и все что происходит ляжет на страницы СМИ. Не моргнув и глазом (профи!) главный пограничник просит подождать какое-то время. А время то идет, таможня работает до 20:00! Стою под палящим солнцем без панамки. Наблюдаю как пограничники в кооперации с ГАИ вяжут молчаливого монгола-менялу, расхаживавшего меж машин с голым пузом и каске, на манер фашистской времен Великой Отечественной. На его китайском чоппере нет номеров. Пока они разбирались, другой монгол прикрутил к чопперу номер и конфликт был исчерпан.
Вымораживает до нервного тика хамское обращение погранцов с людьми, стоящими в очереди на границу... Время перевалило за 16 часов. Ко мне выходит девушка-пограничник, и говорит что начальник просил передать что в пропуске нам отказали, приходите в понедельник. Благодарю сердечно и ухожу в кафе кушать бурятские позы. Занавес.

Сидим, горюем, носы повесили. Скрипим вилками по дну тарелок, утираем слезы-сопли, допиваем чай с молоком, обсуждаем что на таможне нужно развесить такие вот аппараты, которые есть во многих монгольских гостиницах, здесь они нужней. "Доколе! Нет, доколе кровопийцы-таможенники и полицаи-пограничники в нашей Великой стране будут разлагать торговлю и дружбу российского и монгольского народов?! А? Я вас спрашиваю!"
Импровизированный митинг прервал телефонный звонок. Наши телефоны к этому моменту знали все таможенники, пограничники, администрации сел и городов, и даже руководство Бурятии, как мне кажется. А по поводу моей личности и вовсе, как потом оказалось, развернулось целое расследование под девизом "Что это за москвич у вас там?..."
Через полчаса, уже в 18 часов вечера, мы пешком (!) без всяких челноков были отконвоированы в здание таможни.

Над нами взяли шефство несколько таможенников, и буквально под диктовку мы оформили все юрты. Там же, краем глаза, я увидел такое вот извещение о размере таможенной пошлины. Как ни считал, у нас вышла совсем иная сумма, нас считали по весу. А это отдельная пытка, о которой стоит рассказать.
Грузчиков на границе нет. А груз есть. Кто будет выгружать более тонны комплектующих из грузовика для подетального (!) взвешивания и фотографирования (!!!) каждого аксессуара? А потом загружать назад в фургон? Конечно же хозяева груза. Из всей нашей команды, таскать тяжелое мог я один. К счастью, водитель-монгол, фура которого попала в заложники на СВХ, оказался парнем отзывчивым, и сам вызвался помочь, безвозмездно . Понятное дело, я не мог его потом не отблагодарить, но этот жест очень не русский. Наш бы наверняка сказал "я чо вам грузчик штоль" и ушел бы в кабину спать.
В конечном итоге, все в мыле, в 19:55, за пять минут до закрытия таможни, мы выехали на свободу. Нас к этому моменту уже знала каждая собака, а на КПП и вовсе прощались как с родными.

Пройдя всю эту пытку, я прихожу к выводу, что процесс ввоза юрт, да и вообще товаров из Монголии в Россиию похож на такую вот корягу. Несколько витиеватый. Цена же юрты выросла вдвое от закупочной.

Еще пару дней я потратил на то чтобы освоить монтаж юрт. Задачка не сложная, если знать ньюансы. А если не знать - получится криво, косо, или будет протекать и продуваться всеми ветрами. Чтобы освоить этот процесс, по-хорошему нужно собрать их не один десяток. Детали меж собой не стыкуются, все нужно подгонять по месту, подрезать или подтачивать, подвязывать и утягивать. Настоящий handemade...

И, что приятно, в отличии от беседки или гостевого домика, юрту всегда можно собрать и убрать. У нас процесс установки от А до Я занял полдня. Разбирать, понятное дело, быстрее.

Перед вами одна из собранных юрт, привезенных собственными руками и установленная в с. Турка, на берегу озера Байкал. В настоящее время собирается еще пять юрт. Таким образом, у нас теперь есть летний юрт-лагерь на Байкале, и если соберетесь в те края этим летом - не проезжайте мимо. Меня там не застанете, но теплый прием я вам обещаю. (не реклама)

Все совпадения, имена, фамилии, населенные пункты, страны, объекты и события вымышленные, не более чем научная фантастика и бред сумасшедшего увиденный во сне и тщательно записанный на бумагу. Иллюстрации к публикации заботливо отрисованы в редакторе photoshop, а все указанные даты провел на даче, ловил рыбу, катался на велосипеде и собирал слизняков с ботвы картофеля...


Кочевые народы Ближнего Востока и Средней Азии еще с древних времен селились в юртах. Переносные жилища, которые можно было собрать и разобрать, как нельзя лучше подходили их образу жизни. Для жителей степи юрты становились не просто домом, они приобретали сакральный смысл. А убранство переносных домов является наглядным примером народно-прикладного искусства кочевников.




Само слово «юрта» в переводе с турецкого означает «народ». В кыргызской этимологии «ата-журт» буквально можно перевести как «отцовский дом». У других кочевых азиатских народов это слово означает примерно то же самое.





Многие задаются вопросом, почему форма юрты всегда круглая. Ученые пытаются найти ответ в верованиях кочевых людей. Круг имеет сакральное значение, а возведение юрты олицетворяет собой модель сотворения мира у древних народов: ковер на полу – это трава на земле, купол символизирует собой небо, шанырак (деревянный обод c выпуклой решёткой внутри, расположенный в центре купола) – солнце, а раздвижные стенки (кереге) – это стороны света.

Но если обратиться к практической точке зрения, то выбор круглой формы юрты обусловлен местом, где она установлена. В степи всегда дуют ветра, а жилище подобной обтекаемой формы может выстоять при любом урагане.





Любопытно, но установка юрты – это женское занятие. Мужчины лишь принимали участие в поднимании тяжелого обода. У опытных хозяек возведение жилища занимало около месяца, и простоять оно могло не один десяток лет.





Если снаружи юрты разных народов очень похожи между собой, то по внутреннему интерьеру и убранству можно было сразу определись, к какому народу принадлежало жилище.

Внутренний декор юрт состоял из бархатного или шелкового покрова (у богатых семей), стены и пол покрывали коврами из войлока. Помимо практического назначения (утепления дома), ковры с замысловатыми орнаментами превращали юрту в эдакую пеструю ковровую галерею.



Внутреннее устройство казахской юрты
1. Шанырак
2. Жерди купола
3. Тканые ленты для скрепления остова
4. Решетчатый остов юрты
5. Сундук
6. Покрытие стен юрты из войлока
7. тканый ковер
8. Войлочный ковер
9. Войлочный ковер
10. Домашний очаг
11. Деревянная кровать
12. Настенный ковер
13. Дверь
14. Войлочное полотно, закрывающее шанырак
15. Ленты, удерживающие войлочное покрытие
16. Войлочное покрытие купола



У кыргызов рядом с основным жилищем устанавливалась юрта поменьше. Там хранились запасы еды. Если зажиточные мужчины имели две или три жены, то у каждой из них была отдельная юрта. Для гостей устанавливали временные жилища.





Начиная с XIX века, кочевые народы стали переходить к оседлому образу жизни. На сегодняшний день юрты можно увидеть в Казахстане, Кыргызстане, на Алтае. Ими пользуются скотоводы. В Монголии юрты используют в качестве дач на летний период, т. к. внутри них микроклимат гораздо комфортнее, нежели в кирпичных домах. Помимо этого, в юртах стали размещать отели и рестораны. Туристы с удовольствием селятся в юртах, чтобы почувствовать колорит кочевой жизни.



Народы Средней Азии не забывают о своих традициях и истоках. Именно с этой целью в Кыргызстане устраиваются Эти соревнования отличаются самобытностью и неповторимостью.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монголия – как много в этом слове. Воображение сразу же рисует картину: простирается бескрайняя степь, слышится топот копыт, а вдалеке виднеется уютный круглый домик, из которого вверх бежит струйка дыма. Эта статья расскажет про устройство монгольской юрты – как она выглядит, из чего изготавливается, как расставляется мебель и утварь.

Также вы узнаете, где находится мужская часть, а где – женская, когда наступает час тигра, как определить время в юрте без часов и как оказаться желанным гостем, почувствовав на себе радушие монголов.

Что такое монгольская юрта и как она выглядит

Великие путешественники истории – выходцы из Европы, такие как Марко Поло, Вильгельм де Рубрук, в своих поездках через Монголию встречались с целыми кочующими городами и бесконечно ими поражались.

Рубрук вспоминал:

«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы

В это трудно поверить, но даже сейчас, в эпоху интернета, трансатлантических корпораций и квартир в высоченных многоэтажках, большинство населения Монголии живет в юртах. Жители Улан-Батора – современного мегаполиса – и те испытывают непоколебимую любовь к юртам, и поэтому даже в городах есть целые кварталы, где люди живут в этих компактных домиках.

Сельские жители же который век живут по неизменным традициям. Они, гонимые погодой и состоянием пастбищ, с весны до осени кочуют с места на место. Иногда приходится перебираться по несколько раз в месяц.

Но это не составляет для них труда, ведь два человека могут с легкостью разобрать и так же легко и быстро собрать юрту или, как они сами ее называют, гэр. Эта конструкция может поместиться на двух верблюдах, а мебель и весь остальной скарб – на повозке, запряженной быком.

Своей прочностью и одновременной легкостью гэр обязан материалам, из которых изготавливается: дереву для каркаса, войлоку и коже. Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен — хан. От количества этих стен зависят размеры юрты.

Их может быть 6 или 8 – тогда это гэр среднего размера. А если стен 12, то это большой гэр, который, скорее всего, принадлежит зажиточному хозяину.

Наверху, в центре, устанавливается дымовое отверстие – тооно. Через него выходит наружу дым и проходит солнечный свет, ведь окон нет. Тооно соединяется со стенами специальными жердочками – уни. В итоге получается крыша в виде конуса.


Весь каркас сверху накрывают полотнами из войлока: летом – в один слой, зимой – в два – после чего обматывают веревками из кожи или конского волоса. Это делается для устойчивости конструкции, которая постоянно подвергается набегам порывистых степных ветров.

Юрта: взгляд изнутри

Монгольские гэры поддаются одной простой закономерности: их вход всегда находится на юге. Это делается не из-за каких-то древних суеверий, а из соображений практичности.

Дело в том, что вплоть до начала XX монголы не использовали наручные часы или будильники. Для них дом – это универсальные солнечные часы. Благодаря стенам особенного строения всегда можно было безошибочно определить время.

Самое почетное место внутри юрты – это север, прямо напротив входа. Здесь стоит алтарь с самым драгоценным: скульптуры богов из позолоты, серебра или меди, их изображения, лампады и другая религиозная атрибутика. Здесь же принимают самых важных гостей.


Западная сторона, которая находится слева от двери, традиционно считается мужской. Здесь располагается кровать хозяина дома и его жены, а также предметы, необходимые для истинно мужских занятий: снаряжение для охоты, седла, упряжки для скота, бурдюки для кумыса.

Справа от двери, на востоке, – женская сторона. Тут стоит кровать старшей незамужней женщины в семье (это может быть сестра или дочь главы семейства), около входа – мебель с кухонной утварью, посудой, ведрами, едой и другими вещами, которые использует женщина в домашнем хозяйстве.

Самое уютное и теплое во всех смыслах слова место в – в центре. Здесь находится очаг, печь, вокруг которого собираются все члены семьи. Он для всех имеет сакральный смысл, а три больших камня, которые составляют его первоочередную основу кочуют вместе с хозяевами и устанавливаются первыми при каждом перемещении.


Кроме этого, в юрте гармонично расставляют остальные кровати, шкафы, буфет, умывальник, сундуки, столы. На пол стелются ковры из войлока, специальные коврики или низкие стулья для сидения, а все внутреннее убранство пестрит необычными деталями, которые присущи именно монгольскому жилищу.

Изделия из шерсти и яркой ткани, вышивка, оригинальные орнаменты, плетеные вещицы – все это часто хозяйка делала своими руками, чем привносила неповторимый уют и самобытность в дом.

Обеспеченные люди могут иметь не один гэр. Рядом с домом хозяина могут находиться юрты, например, для гостей или новобрачных. Их жилища отличались безупречным белым войлочным покрытием, пышным внутренним убранством, богатыми коврами, более изящной посудой.

Интересно, что монголы с особенной трепетной любовью относятся к животным, настоящим и мифическим. Они даже определенные часы и соответствующие им стороны света, а значит – юрты, называют в честь животных.

Настал час зайца – восточная сторона (6 утра), а, значит, пора выгонять скот на пастбище. Его сменил дракон (8 утра), и время вскипятить молоко и начинать уборку. И так целый день, пока не придет время курицы (18 часов) – момент дойки, после которого можно было отдохнуть до следующего часа тигра (4 утра).


В гости к монголам: как правильно себя вести

Монголы – удивительно приветливый и гостеприимный народ. Они, услышав даже неожиданных гостей, готовы бросить все дела и сломя голову кинуться им навстречу. Но если вы споткнетесь о порог, все радушие хозяев мигом пропадет – издревле считалось, что это удел человека с плохими намерениями.

И это не пережитки прошлого, некоторые правила стоит помнить даже сейчас, когда собираешься войти в монгольскую юрту:

  • Оружие нужно оставлять за порогом, а нож доставать из ножен.
  • Прикоснуться к притолоке двери правой рукой – показатель благих намерений.
  • Не принято входить не просто без спроса хозяев, а даже тихо, неслышно – обязательно стоит известить их о своем приходе.
  • Порог – важная часть. Через него нельзя здороваться, разговаривать, на него нельзя наступать, там нельзя сидеть. Сначала нужно просунуть голову, а потом переступить через порог.
  • Не следует заносить пустую посуду, предметы для работы на земле и вообще какую-то поклажу.
  • Нельзя выносить или давать кому-то огонь из очага или молоко – считается, что так может уйти счастье.
  • Так же, как и в русском суеверии, запрещается свистеть в доме – это действует как призыв демонов и прочих нечистых сил.
  • Не стоит делать фото без разрешения хозяев.

Даже если какие-то правила поведения гостей могут показаться бессмысленными, смешными или нелепыми, стоит чтить традиции другой нации, уважать ее культуру – ведь именно в этом заключается взаимопонимание и дружба народов.

Заключение

Для монголов юрта – это их маленький мир. Тут они рождаются и умирают, тут есть мужское и женское начало, тут тигр начинает, а курица заканчивает их день, тут они принимают гостей и делят горести и радости с родными возле семейного очага.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.