Трущобы бомбея. Индийские трущобы

Для большинства городов Индии трущобы являются непременным атрибутом и смотрятся достаточно гармонично. А Мумбай же и вовсе является успешным и крупным мегаполисом, а значит, размер трущоб здесь полностью соответствует его размерам. Туристы в большинстве своем заблуждаются, полагая, что трущобы Дхарави в Мумбаи (Индия) обязательно заполнены аморальными личностями и другими деструктивными жителями — это совсем не так.

Не так давно этот район был самым крупным в Юго-Восточной Азии. Его площадь составляет 217 га, при этом численность населения достигает 3 млн человек (их сложно точно посчитать из-за постоянной миграции). Длительное время среди подобных агломераций на планете он по праву занимал пальму первенства. В этой статье мы рассмотрим, как устроена жизнь в трущобах Мумбая (Дхарави), как они возникли, чем занимаются их жители и пр.

История мумбайских трущоб

Это западное изобретение отлично прижилось здесь и обрело собственную уникальную форму. За счет этого и история трущоб в Мумбаи (Индия) достаточно интересна. С началом промышленной революции в Америке и Европе массы людей стали переезжать в города из деревень, чтобы обрести финансовое благополучие, ну и, соответственно, не погибнуть с голоду. Таким образом возникли толпы бездомных искателей хорошей доли. Им необходимо было где-то жить, а поскольку большинство из них являлись откровенными пролетариями, жилье они себе искали под стать, следовательно, в каждом крупном городе появились трущобные гетто, большинство из которых отлично себя чувствуют и сегодня.

В Мумбаи история была похожая. Современный город построен на островах, при этом в XVIII веке большинство из них были сами по себе, да и жителей здесь было гораздо меньше, чем сегодня. Мумбаи рос, при этом требовал больше недорогой рабочей силы, только в XIX столетии население города смогло перевалить отметку 500 тысяч человек, в Лондоне же проживало только 50 тысяч.

Приехавшие сюда крестьяне начали заселяться куда попало, в том числе обосновались и в рыбацкой деревне Коливадас - сейчас здесь находятся знаменитые трущобы Дхарави в Индии (Dharavi Mumbai Slum). В скором времени рыбная ловля здесь стала неактуальной, и на месте деревни начал потихоньку расти район трущоб. Тогдашних владельцев страны (англичан) не волновало, что происходит в этом районе, поскольку он находился за пределами города. Европейская часть Мумбая активно строилась по интересным архитектурным планам и соответствовала европейским городам. При этом трущобные районы имели абсолютную свободу действий.

При этом Дхарави являлись не единственным местом, в котором жила мумбайская беднота. Она компактно проживала в различных районах города. В какой-то момент пришло время перемен - началась эпидемия бубонной чумы, значительно сократившая численность местных жителей. Санитарные условия в зонах компактного проживания дешевой мумбайской рабочей силы у англичан вызывали сильное беспокойство, необходимо было быстро локализовать их стихийные заселения и упорядочить как-то данный процесс. Было решено всех работяг переселить в одно отдаленное место - в Дхарави. В этот момент данный район начал жить полной жизнью и становился с каждым годом все краше. Район трущоб Дхарави и появился таким образом, прекрасно сохранившись до нынешнего момента.

Правительство данного города имеет огромный интерес к большому куску земли в этом дорогом городе, на котором расположены лачуги, и, вероятно, совсем скоро у жителей этих трущоб появятся шансы быть выброшенными на улицу - именно это произошло с аналогичными трущобами, расположенными в Дели. Безусловно, правительство имеет планы по переселению местных жителей в комфортабельные дома, только такой исход вызывает у всех людей, в том числе тех, кто подобный план выдумал, лишь улыбку.

Жители трущоб

Неверное, нельзя утверждать, что трущобы Мумбаи являются местом жительства нелюдей, а также другой непотребной публики - здесь больше подходит фраза «город в городе». На самом деле, здесь обитают и вновь приехавшие со всей необъятной страны на заработки молодые люди, которые могут поселиться на месяц в комнате площадью 10 м 2 всего за 3 доллара. При этом Мумбай является самым дорогим городом всей страны. В местных трущобах живут и большие, настоящие индийские семьи, причем обосновались они тут с самого начала возникновения трущоб.

Жители Мумбая пытаются жить полноценной жизнью и от населения благополучных районов не отставать - здесь есть школы (частные и государственные), даже имеется улица для плотских утех, где за 2 американских доллара можно познакомиться поближе с индийскими парнями и девушками. Также есть выбор для продвинутых — знакомство с хиджрой («третий пол», т. е. трансвеститы).

Как устроена жизнь в трущобах Мумбая?

Трущобы, как и другие районы городов Индии, поделены на небольшие слободы. В каком-то месте есть мастерские кожевенников, в другом живут сортировщики мусора, в третьем расположены лавки. Мусульмане и индуисты также традиционно живут в различных районах.

Жители трущоб заниматься могут чем угодно — собирать мусор и попрошайничать или даже открыть свой небольшой бизнес. В быту индийцы действительно очень неприхотливы, и зачастую собственники магазинов, которые работают вдали от дома, приобретением или съемом жилья себя не утруждают, а отдыхают прямо в лавке.

Стоит отметить, что трущобы — это не место, в котором живут исключительно нищие. У местных обитателей среднемесячный доход составляет около 500$. Конечно, зарплаты здесь очень разные. Например, слуги зарабатывают в месяц примерно 50$ (около 3000 рупий).

Проблемы

Бедность, антисанитария, один туалет на огромное количество семей, отсутствие питьевой воды — эти условия жизни приятными назвать сложно. И все это характерно для трущоб Мумбаи. Правительство эти проблемы пытается решить, как может. К примеру, снесли известные трущобы в Дели у берега Ямуны, в которых проживало около миллиона человек. Правда, правительство новое жилье не построило и не предоставило, в то время как судьбы миллиона человек сквозь пальцы чиновников просочились словно песок. После этого многие отправились к себе на родину, другие остались жить прямо на улице.

Достоинства трущоб

Как ни странно, но жизнь в трущобах Мумбаи имеет и свои плюсы. Живописуя всевозможные ужасы и проблемы, можно понять, как повезло тебе, проживающему в квартирке на 10-м этаже. Но Индия с ее трущобами преподают урок представителям всей западной цивилизации. Так, местные жители при встрече друг другу улыбаются, обращаются бережно и вежливо. На второй план отходят бытовые условия, в то время как на первый выступают человеческие отношения.

При этом настолько непонятно и странно, почему проживать в городе, в котором воздух насквозь пропитан ядовитыми испарениями, а места так мало, что комнату приходится делить с незнакомыми людьми, человеку предпочтительнее, чем жить на берегу океана, среди белоснежного пляжа и в окружении пальм? Вероятно, мы так этого и не узнаем.

Экономика

Цивильные туристы очень удивляются, узнавая, какие в трущобах Дхарави крутятся суммы. На данный момент товарооборот здесь составляет около 650 миллионов долларов ежегодно, в то время как средний доход человека равняется 500 долларам (как уже говорилось выше, это зависит от того, чем именно человек занимается).

Итак, чем еще интересны трущобы Мумбаи? Здесь шьют одежду, производят керамические горшки и лампы, для городских кафе пекут хлеб, на маленьких полях выращивают всевозможные овощи, которые пойдут также на столы жителей города. Существует большая вероятность, что майка, в которой вы сидите сейчас за монитором, купленная в одном из супермаркетов города, изготовлена была именно в данных трущобах.

Район Дхарави делится условно на различные зоны по сфере деятельности представителей разных специальностей, о чем мы говорили выше. При этом индусы и мусульмане имеют также различный ареал в районе Дхарави.

Экскурсия и туристы

Благодаря знаменитой ленте «Миллионер из трущоб», снятой именно здесь, туристы захотели все увидеть собственными глазами, пройтись по большой трубе, которую местные жители используют вместо дороги, окунуться в истинную индийскую атмосферу, рассмотреть все домики и пр.

Многие туристы заказывают экскурсии и отправляются в трущобы как в своеобразный человеческий зоопарк. Заплатив достаточно приличную сумму, человек ожидает приключений наподобие сафари, только вместо животных здесь люди. Да, здесь на самом деле царит бедность, антисанитария, проблемы с водой, а также 1 туалет на 1000 комнат — эти условия жизни нельзя назвать приятными и даже приемлемыми, только вот местные жители при этом остаются людьми.

С точки зрения современных обывателей, привыкших к ипотечной уютной квартирке, простаиванию в пробках на кредитном "Хендае", это ужасные условия, только они, как ни странно, людей несчастными не делают. В грязных дворах веселятся и бегают неумытые малыши, женщины в разноцветных сари располагаются на крылечках и живо обсуждают домашние радости, в то время как мужчины пьют чай, играя в шахматы.

Жители трущоб озлобленными не выглядят, а наоборот, кажутся открытыми и вежливыми. Загляните в гости к кому-нибудь (вас пустят в дом с радостью) и посмотрите сами на быт людей. В основном внутри жилища невероятно бедно, тесно, но при этом на удивление достаточно чисто.

Некоторая часть туристов, побывавших здесь, многое переосмысливает, включая свое отношение друг к другу и к комфорту. Жуткие бытовые условия уходят на 2-й план, в то время как на 1-м месте остаются человеческие отношения взамен вечного подсчета денег и другой современной мишуры.

Хотя остаются и туристы, искренне желающие все напалмом сжечь в надежде облегчить жизнь несчастным индийцам. Необходима ли вам эта экскурсия — сами решайте.

Как сюда добраться?

Потенциальным туристам не обязательно переплачивать за сопровождение и брать экскурсию, сюда можно добраться самостоятельно и дешево. Нужно доехать на мумбайском наземном метро (местной электричке) до станции Sion Railway, Maxim Junction или Chunnabhatti, примыкающей к данному району, и чуть-чуть пройти пешком.

Трущобы Дхарави в Мумбае: отзывы

Трущобы - один из главных туристически символов Бомбея. Во-многом благодаря фильму: «Миллионер из трущоб», который снимали здесь. Помните огромную трубу, которую жители использовали вместо дороги, все эти домики и т.д.? Вот это все Бомбей.

Скоро, кстати, этого символа может и не стать. Трущобы сейчас реконструируют, на месте муравейника ветхих домиков появляются многоэтажки, а вместо узких лабиринтов улиц эстакады и широкие дороги

Самая знаменитая и большая трущоба Бомбея — Дхарави. Одно время она была самой большой трущобой в мире, потом в Азии, но времена меняются и теперь это просто очень большая трущоба. Сколько тут живет народу — никто не знает. Одни говорят миллион, другие три. Площадь района всего 215 гектаров. Здесь расположены производства, школы, больницы, склады и, конечно, тысячи лачуг. Средняя площадь домика здесь — 10 квадратных метров. На этой площади часто умещается большая индийская семья, иногда до 15 человек

01. Начнем с самых низов. Беднейшие жители Бомбея живут в палатках. Палатки строят около моря или совсем близко к железным дорогам, там, где нельзя возвести нормальные домики. Здесь же готовят, здесь же выбрасывают мусор и моют посуду.

02. Жизнь таких палаток недолгая, их сносит ветром, они сгорают, когда жители пытаются согреться холодной ночью.

03. Местами можно встретить целые кварталы и тряпок, и брезента, и фанеры.

04. Внутренний дворик в одном из кварталов таких трущоб

05. Местные жители

06. Несмотря на грязь вокруг, сами жители стараются следить за собой, одежда чистая, все регулярно моются, девушки наряжаются. Встреть их в другом месте, даже не подумаешь, что они могут жить в палатках среди помойки.

07. Также стараются поддерживать чистоту в самих жилищах и проходах между ними

08. Стирка

10. Основной тип бомбейских трущоб — это вот такие многоэтажные домики из металлических листов и фанеры. Начинается все с одноэтажных домиков, а потом растет вверх. а встречаются и 10-этажные трущобы!

11. Слева один из кварталов

13. Разобраться в этих домиках невозможно. Где заканчивается один и начинается другой никто не знает. Конечно, здесь нет никаких адресов и ни на одной карте мира нет этих домов.

14. Такие трущобы ужасно живописны!

16. Жители

17. Давайте зайдем внутрь. Узкие проходы, где иногда сложно разминутся двум людям. Солнечный свет сюда почти не попадает. Многочисленные лесенки, которые ведут на верхние этажи.

18. Вход в одно из жилищ. Жилище здесь — это фактически спальня-гостиная. Едят, готовят, справляют нужду на улице.

19 Внутри самих трущоб текут канавки с водой, куда обычно сливают отходы. Дети гадят прямо в эти канавки.

20. Малую нужду справляют где придется

21. Еще один тип трущоб — вдоль железных дорог.

22. Строят их в непосредственной близости от железной дороги.

23. Идет индийский поезд

24. Жители трущоб разбегаются с рельс. Интересно, ведет ли кто-нибудь статистику, сколько людей погибает тут под колесами поезда?

25. Рельсы часто используют как единственную дорогу, по которой можно выйти из муравейника трущоб.

26. На рельсах играют дети

28. Окраина трущоб и знаменитая большая труба

29. Смотрите, как уютно!

30. Один из дворов

31. Белый дом.

32. Некоторые трущобы расположились на берегу рек и каналов. В обычных города близость реки или берег моря скорее является плюсом. В Индии все наоборот. В реки сваливают мусор, пляжи используют как большой туалет, так что на берегах живут самые бедные слои общества.

33. Иногда реки не видно, так как все завалено мусором.

34. Обратите внимание, что мусор тут выбрасывают прямо из задней двери одного из домов. То есть, люди могли жить на берегу канала, но они решили жить около смердящей помойки

35. Это тоже канал, полностью заваленный мусором. Где-то там внизу течет вода… Мусор разлагается и гниет, вонь ужасная.

36. Вот так!

37. Но людям нравится

39. Вот такой житель. Обезьянка оказалась злой и чуть меня не сожрала!

40. Давайте заглянем внутрь жилища. Как видите, там очень чисто.

42. Гостиная

44. В некоторых домиках располагаются предприятия по пошиву одежды или приготовлению еды. Может быть где-то здесь шьют ваши любимые джинсы!

45. Сейчас трущобы активно застраиваются. На месте ветхих домиков строят многоэтажные дома, вместо узких проходов делают эстакады. Так что, скоро знаменитые трущобы Бомбея увидеть вы сможете только на стары фотографиях.

47. Обязательно погуляйте здесь

48. Не пожалеете.

49. Я плохого не посоветую.

51. Завтра Бомбей будет таким!

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей, благодаря замечательной книге «Шантарам». Мы побывали в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около. Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление – Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь. Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу – сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка – их бесчисленное множество.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся – это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно – и улица как общая спальня.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.
У всех у них выработана беспрекословная покорность – они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.
Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав эту страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья – супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.
В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого, и пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс, и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».
Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус – он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.




Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!
Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.
Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков – два этих совершенно разных мира существуют бок о бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.
Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, – это, что называется, класика жанра.
Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь – жилые «кварталы».



После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы. К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей – те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.
После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея – внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина – большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.
Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!


Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни – мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!
И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас! Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»
Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»
Вот так!
Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами - показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.
Проститутки в наляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам – боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.
Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры – древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).
Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.
Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад – в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем – шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса – на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).
К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!
В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.
На автобусной станции обычная радушная толпа!
Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии – поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.
А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад – в Бомбей тем же путем.
На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.
Ну и окончание этого необыкновенного дня за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

Для большинства индийских городов трущобы являются обязательным атрибутом и смотрятся весьма гармонично. Мумбай является крупным и успешным мегаполисом, так что и размер трущоб в нем полностью соответствует размеру города. Многие туристы имеют стандартное заблуждение и считают что в индийских трущобах обязательно должны жить очень аморальные личности и прочие деструктивные граждане - это не так.

Совсем недавно, мумбайский район трущоб Дхарави считался самым большим районом трущоб во всей Юго-Восточной Азии. И действительно, район площадь которого равна 217 га., а население варьируется от 1 000 000 до 3 000 000 человек (из-за постоянной миграции, сложно там всех посчитать) долгое время занимал пальму первенства среди трущобных агломераций на планете Земля.

История мумбайских трущоб Дхарави

Трущобы в Мумбае, как и во всей Индии - это еще одно западное изобретение, которое отлично прижилось в Индии и обрело свою уникальную форму. Всем известный факт, заключается в том что с приходом промышленной революции в Европе и Америке, людские массы стали перебираться из деревень в города, дабы обрести вожделенное финансовое благополучие и не помереть с голоду. Появившиеся толпы бездомных искателей лучшей доли нужно было где-то селить, но так как большинство из них были откровенными пролетариями, то и апартаменты они себе искали пролетарские, таким образом, в каждом большом городе появились трущобно-пролетарские гетто, многие из которых прекрасно себя чувствуют и по сей день.

В Мумбае была похожая история. Современный Мумбай построен на нескольких островах (прямо как Санкт-Петербург), но в XVIII веке множество островов были еще сами по себе, да и жителей в Мумбае было намного меньше чем сейчас. Мумбай рос и требовал больше дешевой рабочей силы, уже к XIX веку население города перевалило отметку 500 000 человек, в то время в Лондоне жило всего 50 000 человек.

Вновь приехавшие крестьяне стали селиться где попало, а не только в рыбацкой деревне Коливадас на острове (на котором сейчас находятся трущобы Дхарави), вскоре рыбацкая деревня, как и сама рыбная ловля стала неактуальной и на ее месте начал расти (пока еще потихоньку) район трущоб Дхарави. Тогдашних владельцев Индии - англичан, особо не волновало что твориться в районе Дхарави (это было за пределами города), в то время как европейская часть Мумбая строилась по архитектурным планам и подобию европейских городов, трущобные районы Мумбая и окрестностей имели полную свободу действий.

К слову сказать, район трущоб Дхарави, был не единственным местом проживания мумбайской бедноты, беднота компактно проживала во многих районах города, но пришло время перемен, а вернее время эпидемии бубонной чумы, которая значительно снизила поголовье жителей города. Санитарные условия в местах компактного проживания мумбайской дешевой рабочей (а селились они всюду) силы вызывали сильное беспокойство у англичан, нужно было срочно локализовать стихийные поселения и как-то упорядочить этот процесс. Было принято решение переселить всех работяг в одно очень отдаленное место города, а именно в район трущоб Дхарави. Именно тогда, район трущоб Дхарави зажил полной жизнью и с каждым годом становился все краше. Так и появился район трущеб Дхарави, который прекрасно сохранился до сегодняшнего дня.

Правительство города имеет большой интерес на огромный кусок земли в самом дорогом городе Индии, на котором стоят лачуги и возможно совсем скоро у всех жителей трущоб Дхарави появятся все шансы быть выкинутыми на улицу, как это произошло с похожими трущобами в Дели. Конечно, правительство имеет красивые планы по переселению бедняков в комфортабельные апартаменты, но такой исход вызывает улыбку у всех, включая тех кто выдумал подобный план.

Жители мумбайских трущоб Дхарави

Будет неверным говорить, что трущобы Дхарави - это место жительства нелюдей и прочей непотребной публики, тут лучше подходит выражение «Трущобы Дхарави - это город в городе». И действительно, тут есть и вновь понаехавшие со всей необъятной Индии на заработки молодые мужчины, которые могут арендовать комнату размером в 10 м2 за 3 доллара США на месяц, в то время как Мумбай считается самым дорогим городом Индии. В трущобах Дхарави есть и настоящие большие индийские семьи, которые проживают на этой территории с самого начала строительства трущоб.

Трущобные жители Мумбая стараются жить полной жизнью и ни в чем не отставать от жителей другого Мумбая, тут есть свои школы (как государственные, так и частные), есть даже район для плотских утех, в котором за 2 доллара США можно поближе познакомиться с индийскими девушками, парнями, также есть выбор для самых продвинутых - это знакомство с хиджрой (так называемый третий пол, трансвеститы).

Экономика мумбайских трущоб Дхарави

Цивильные туристы удивляются, когда узнают какие суммы крутятся в трущобах Дхарави, на сегодняшний день товарооборот составляет 650 миллионов долларов в год, а средний доход трущобного жителя равняется 500 долларам в месяц (тут нужно понимать, что человек работающий прислугой будет иметь месячный доход в 50 баксов, а владелец небольшого предприятия по переработке мусора 5 000 долларов и т.д.).

В трущобах шьют одежду, делают керамические лампы и горшки, пекут хлеб для городских кафе, на небольших полях выращивают всякие овощи, которые тоже пойдут на столы горожан. Есть вероятность, что футболка в которой вы сейчас сидите перед монитором, приобретенная в одном из супермаркетов вашего города произведена именно в этих трущобах.

Район трущоб Дхарави условно делиться на разные зоны, по месту проживания специалистов разных специальностей, кожевники, сортировщики мусора, торговцы и т.д. Мусульмане и индусы также имеют разный ареал в районе трущоб Дхарави.

Туристы и экскурсия в трущобы Дхарави

Благодаря известному фильму: «Миллионер из трущоб», который снимали в трущобах Дхарави, туристы потянулись увидеть все своими глазами, окунуться в настоящую индийскую атмосферу, пройтись по огромной трубе, которую жители используют вместо дороги, увидеть все эти домики и т.д.

Многие туристы берут экскурсии и едут в трущобы Дхарави как в человеческий зоопарк (насколько это гуманно, пусть каждый решает сам). Заплатив приличную сумму, турист ждет некое сафари, где вместо диких животных люди, но приехав в трущобы Дхарави видит перед собой таких же людей. Тут действительно антисанитария, бедность, проблемы с питьевой водой и один туалет на тысячу комнат - такие условия жизни вряд ли можно назвать приятными, но местные жители остаются людьми.

На наш взгляд (привыкших к своей уютной ипотечной квартирке на втором этаже и стоянии в пробкам на кредитном форд фокусе), чудовищные условия жизни, не делают людей несчастными. В чумазых дворах бегают и веселятся неумытые дети, женщины в ярких сари сидят на крылечках и обсуждают свои домашние радости, а мужчины пьют масала-чай (а не водку) и играют в шахматы.

Вопреки всему, жители трущоб Дхарави не выглядят озлобленными, а напротив, они кажутся вежливыми и открытыми. Загляните к кому-нибудь в гости (вас с радостью пустят в дом) и сами посмотрите на быт жителей, как правило, внутри жилица, очень бедно, очень тесно, но вполне чисто.

Часть туристов, побывавших в районе мумбайских трущоб Дхарави, переосмысливает многое и в том числе свое отношение к комфорту и друг к другу. Ведь в перенаселенных трущобах Дхарави местные жители улыбаются друг другу при встрече, обходятся друг с другом вежливо и бережно. Ужасные бытовые условия отходят на второй план, а на первом месте - человеческие отношения, вместо бесконечного подсчета ден. знаков и прочей современной мишуры.

Но остаются и те туристы, которые искренне желают все спалить напалмом в надежде облегчить жизнь несчастным индийцам. Нужна ли вам такая экскурсия - решайте сами.

January 5th, 2017 , 12:57 am

Мумбаи - самый большой город в Индии, здесь живет почти 20 миллионов человек. Это столица штата Махараштра, до 1995 года город назывался Бомбеем. Еще это самый активный и богатый город, финансовая столица страны. Здесь проживает больше состоятельных людей, чем в любом другом городе Индии. Похоже, это такой индийский Нью-Йорк, но судя по тому, что я видел, сохраняется невероятное социальное неравенство. В городе много трущоб, в самых известных я прогулялся с гидом, но об этом ближе к концу, а пока посмотрим на более приличные места.

Судя по пейзажам по пути из аэропорта, город активно развивается. Много строят, экономика растет. Огромный город, из аэропорта в гостиницу мы ехали почти час, вокруг везде кипит жизнь.

Вид из окна отеля в сторону залива.

В районе на юге города, где мы жили, много старых интересных зданий, наверное, оставшихся от англичан.

Вечером вышли поужинать, прошли немного от охраняемой территории отеля, а тут небольшой филиал трущоб. Они разбросаны в разных местах по городу небольшими райончиками, иногда буквально на пустыре сто на сто метров можно встретить небольшое поселение.

Детишки играют в футбол около бизнес-центра, куда мы ходили в офис Oman Air. Конечно, на входе в центр пришлось пройти контроль безопасности, и даже получить временный пропуск с фотографией! Обратите внимание на колючую проволоку на заборе. Вскоре вышел охранник и начал прогонять детей палками прочь с тротуара.

Инфраструктура в городе намного лучше, чем в Ченнаи и в Джайпуре, почти везде есть нормальные тротуары, по которым можно ходить, не опасаясь за свою жизнь. Но до настоящего благоустройства еще далеко.

Кое-где гуляет скотинка.

Отлично целое семейство погрузилось на один мотоцикл. Как часто бывает, мужик в шлеме, женщина в платке. Мне говорили, что из-за жары у людей начинаются реальные проблемы с волосами, они просто выпадают, если много ездить в шлеме. Может быть, женщины больше этого боятся и жертвуют безопасностью ради красоты.

Если убрать мусор, получится очень даже приятная улица. В районе, где мы жили, много зелени, это, конечно, облагораживает окружающее пространство.

Еще одна хорошая улица. Аккуратная парковка, убирают мусор, тротуары на месте, деревья. Красиво!

"Старбакс" по-индийски. Внутри, конечно, одни туристы. На входе контроль безопасности. Здание справа - большой дорогой отель Taj Mahal Palace, наследие колониальной эпохи. В 2008 году пакистанские террористы атаковали отель, 31 человек был убит.

Красивый тротуар. Уложить бы ровнее плитку и расширить немного, и любая благополучная Европа бы обзавидовалась.

Большая достопримечательность - Ворота Индии. Были заложены в начале 20 века в честь визита короля Георга V. Здесь в 2003 тоже произошел теракт, теперь пройти к ним можно только через досмотр, причем показалось, что женщин проверяют более тщательно. Здесь же огромное количество индийских туристов, я даже запилил с одним селфи. Вообще нас несколько раз просили сфотографироваться вместе, в Джайпуре аж с целым семейством позировали. Потом они обязательно спрашивают как зовут, откуда, жмут руки. Странная забава.