Туризм в Крыму: состояние и перспективы. Проблемы развития туризма в крыму и методы их решения Пути решения проблем развития туризма в крыму

Крым обладает всем необходимым для развития туризма: море, горы, лес, удивительный климат, памятники разных культур. Однако, по сравнению с советским периодом, когда Крым был всесоюзной здравницей, и настоящим, когда основными посетителями курорта являются граждане Украины, становится очевидным, что Крым потерял свои позиции на рынке туризма. Являясь необычайно привлекательным туристским регионом, Крым испытывает проблемы в развитии туризма, характерные для всех стран бывшего СССР.

Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете государства, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки - все это тормозит развитие Крыма как туристского центра.

К примеру, на сегодняшний день, только 10% материальной базы соответствует современным требованиям, а туристский потенциал Крыма используется лишь на треть. При этом цены намного завышены и не соответствуют качеству предлагаемых услуг.

Отсутствие достаточных инвестиций не позволяет развивать отрасль и создавать конкурентноспособный продукт. Средства выделенные Министерству Курортов и туризма АРК в 2003 и 2004 году, составили всего лишь 1,3 млн грн. Раскин С чего начинается отдых // Курорты туризм 2004г. №2. С 18.

При этом, совершенно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Автономной Республики Крым и Украины, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Туризм - один из основных источников создания рабочих мест.

Крым является одним из главных курортных регионов страны, поэтому необходимость развития региона в этой сфере очевидна не только для специалистов отрасли, но и для руководства республики.

После распада СССР были реорганизованы такие структуры, как «Интурист» и «Спутник», которые занимались международным туризмом. Наблюдалось падение внутреннего туризма, ухудшение материально технической базы. Первой попыткой вывести туризм из кризиса в независимой Украине стало создание в 1992 году Государственного комитета по туризму. В 2001 году согласно Указу Президента Украины создана государственная туристическая администрация Украины. Создание отдельного органа по туризму, а также расширение полномочий этого центрального органа исполнительной власти позволило комплексно подойти к проблемам стратегического развития туристской индустрии страны.

Стратегическая цель развития региона заключается в создании конкурентноспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследства.

При поддержке Президента Украины, Кабинета Министров и Верховной Рады Украины были приняты ряд шагов, направленных на развитие туристической сферы.

Осознавая необходимость полной модернезвции инфраструктуры отдыха и лечения, правительство пытается найти возможности для привлечения инвестиционных средств.

По мнению министр по туризму Украины Валерия Цибуха и председателя Совета министра Крыма Виталины Дзоз, в Крыму нет сейчас четкой концепции развития санаторно-курортного комплекса, нет благоприятного комплекса, нет и благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходимо создавать подходящие юридические и финансовые условия для инвесторов, закрепленных законодательно. Остров Крым // Туризм Профессиональный журнал 2003 г. С 49.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. Впервые в Украине Автономная Республика приняла положение о частных пансионатах. Таким образом, это поможет привнести дополнительные средства в бюджет, а для тех, кто занимается реконструкцией и строительством получить льготы. Подготовлен и принят закон, позволяющий на 49 лет получить в аренду землю или объект, построить или реконструировать его для дальнейшей эксплуатации. К тому же в последнее время в Крыму наметилась тенденция строительства мини-гостиниц, с возможностью пользоваться курортными объектами.

Все эти действия правительства республики привели к тому, что в результате опроса руководители крымских здравниц и турфирм положительно оценили работу Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым и итоги курортного сезона за 2003 год. (См Приложение 2, 3)

Важнейшей задачей функционирования курортно-рекреационного комплекса Крыма является обеспечение условий для развития иностранного туризма. За последние года наблюдается тенденция к увлечению иностранных туристов. По сравнению с 2000г. приток иностранцев увеличился на 16,2% и составил 254,0 тысячи человек, или 28,4% общего числа гостей. Свыше ј посетили г. Ялта, 23,9% г. Евпатория, 13,9% Алушту. 96,9% - это представители стран СНГ, что должно определять стратегию развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной Республики крым. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2. С 12

В этой связи, особое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере курортного туризма, упрощения погранично-таможенных формальностей, безопасности туристов. По инициативе Гостурадминистрации постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2004г. №410 внесены изменения в порядок оформления разрешений для въезда в Украину, которыми предполагается возмоюность их оформления гражданам стран-членов Европейского Союза, Канады, США, Швейцарской конфедерации и Японии консульскими пункамипунктами Министерства иностранных дел Украины, которые созданы в международных аэропортах «Симферополь» и «Одесса», Одесском морском порту, сроком на 8 суток при наличии документов, которые подтверждают туристический характер поездки.Информация о состоянии и перспетивах развития сотрудничества в области туризма между Украиной и Российской Федерацией // Туризм, Право и Экономика 2003 г. №1. С 43

Крыму необходимы капиталовложения, размеры которых составляют сотни миллионов долларов, туристская отрасль стоит в этом вопросе на первом месте. И главной страной инвестором украинским правительством рассматривается Россия. Мотивами для привлечения российского капитала служат не только, желание получить дополнительные средства в бюджет, но и возможные перспективы продвижения своего товара, прежде всего сельскохозяйственного, на Российском рынке. А Россия тем самым сможет вернуть утраченное влияние на полуострове. При этом правительство автономии заявляет о своей готовности предоставить свои гарантии Российским инвесторам.

86.7 % общего объема прямых иностранных инвестиций приходится на долю таких стран инвесторов, как Российская Федерация, Узбекистан, Виргинские острова, Великобритания, Швейцария, Кипр, Латвия. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2.С 14 (См Приложение 4)

Основная доля иностранного капитала сосредоточена в здравоохранении Крыма. (См Приложение 5) По состоянию на 1.01.2004 прямые иностранные инвестиции, размещенные в этой сфере, составили 98,0 млн USD, или 48,7% всех капиталовложений. при этом 79,3% инвестиций поступило в сферу здравоохранения от предпринимателей Российской федерации, 18,9% от учредителей Узбекистана. В гостиничном комплексе АРК иностранными инвесторами размещено 43,4% млн USD, или 19,4% общего объема капиталовложений в Крым. Значительная часть средств поступила в отрасль от предпринимателей Швейцарии - 30,8%, Латвии - 27,1%, Виргинских островов, Великобритании - 25,3%, Российской Федерации - 9,3%.

В Автономной Республики Крым проводится мероприятия, направленные на развитие связей с зарубежными партнерами и их привлечениями в качестве потенциальных инвесторов.

Иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия, а следовательно и отрасли в целом.

Политика привлечения иностранных инвестиций позволит увеличить бюджет туристской отрасли. Что в свою очередь, даст возможности для совершенствования материально-технической базы, создания и развития новых продуктов, продвижения Крыма на рынке, за счет увеличения рекламы.

В общем туристском потоке в Украины турпоток из России составил абсолютное большинство (52% от общего числа путешествующих с туристической целью).

С целью оптимизации и повышения экономической эффективности деятельности по развитию туристического пространства, создания конкурентоспособного туристского продукта и его продвижения на международном рынке, правительство Украины и АРК предпринимает следующие действия для дальнейшего развития Украино-российских отношений в сфере туризма.

Один из методов решения проблем взаимодействия между странами - это развитие социально направленных видов туризма как важной и необходимой части украино-российских отношений. Уже на протяжении многих лет реализуется программа отдыха и оздоровления населения, в особенности детей и подростков северных регионов России на курортах Крыма.

С целью максимально эффективного использования туристско-рекреационного комплекса Крым, для увеличения доходов, удовлетворения потребностей украинских и российских туристов использовать возможность объединения усилий в начале туристского сезона, по популяризации богатого рекреационного туристского потенциала Крыма.

Таким образом, подчеркивая, основные задача правительства Автономной Республики Крым, необходимо отметить привлечение инвестиций в отрасль, создание конкурентоспособного продукта и продвижение его на рынке.

Развитие туристско-рекреационной отрасли АР Крым осуществляется под влиянием перехода к информационному обществу, нарастания кризисных явлений в мировой экономике и роста конкурентной борьбы на международном рынке туристско-рекреационных услуг. В этих условиях подчеркивается особая актуальность определения новых направлений стратегического развития туристско-рекреационной отрасли Крыма и его активного интегрирования в систему мирового туристского движения.

Цель доклада - изучить текущее состояние санаторно-курортной отрасли Крыма, определить приоритетные направления ее стратегического развития и способы их эффективной реализации.

Результаты исследования. Характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как стратегическое направление его регионального развития. АР Крым специализируется на производстве оздоровительных и лечебных услуг и является ведущим туристско-экскурсионным регионом Украины, обеспечивающий ежегодный прием более 5 млн. отдыхающих и более 500 тыс. экскурсантов.

В 13 курортных районах автономии насчитывается более 600 санаторно-оздоровительных учреждений. Каждое четвертое учреждение санаторно-курортной отрасли относится к здравницам, из которых более двух третьих - санатории различной специализации. Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, пляжами и ландшафтными ресурсами, морским и горным воздухом включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие.

Основная емкость крымских санаториев сосредоточена в районе Б. Ялты и Сакско-Евпаторийской группы курортов, пансионаты получили распространение в Алуште, Ялте, Судаке, Феодосии, на побережье Симферопольского и Бахчисарайского районов. Коэффициент загрузки учреждений санаторно-курортной отрасли АР Крым в течение последних пяти лет имел отрицательную динамику: если в 2005 г. он составлял 65,1%, то в 2009 г. снизился до 58,2%. В сезоны 2010 и 2011 гг. был востребован недорогой отдых в частном секторе. На протяжении конца 1990-2000-х гг. структура здравниц претерпевала изменения, связанные с ослаблением лечебной функции курортов и усилением оздоровительной и развлекательной функций. санаторный крым туризм курортный

Комплексный характер санаторно-курортной отрасли, а также особенности ее функционирования в современных экономических условиях, мобильная структура систем дополнительных платных услуг, разнообразие форм собственности, высокий уровень конкуренции на рынке рекреационных услуг, стабильно увеличивающийся спрос на рекреационные услуги, - все эти и другие особенности современной региональной санаторно-курортной отрасли определяют необходимость решения проблемы обоснования рациональных мероприятий по его развитию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В 2010 г. была разработана Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма до 2020 г. (далее - Стратегия). Она определяет цели, приоритеты и задачи перспективного развития рекреации и туризма в Крыму, направления государственной политики по созданию условий формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма и ее превращения в ведущий сектор устойчивого социально-экономического развития региона .

В принятой Стратегии одним из основных приоритетов для региона является формирование конкурентоспособной санаторно-курортной отрасли, что является возможным путем преодоления сезонности отдыха в Крыму и развития инновационных форм лечения и туризма. В ходе разработки Стратегии были определены конкурентные преимущества и ограничения развития санаторно-курортного лечения в Крыму. Так сильными сторонами санаторно-курортной отрасли Крыма были названы:

  • - высокий рейтинг региона в медико-климатическом зонировании;
  • - исторически сложившаяся межрайонная и международная рекреационная специализация;
  • - большой бальнеолечебный потенциал, слабо используемый в курортной практике;
  • - уникальные грязевые ресурсы Сакского, Чокракского, Тобечикского и др. озер;
  • - традиции санаторно-курортного лечения в странах СНГ;
  • - сложившаяся сеть здравниц;
  • - высокоэффективные методики санаторно-курортного лечения туберкулеза, легочных, сердечнососудистых и нервных заболеваний;
  • - высококвалифицированный медицинский персонал.

В то же время были отмечены и его слабые стороны:

  • - ухудшение целебных свойств природной среды Крыма за счет загрязнения воздушного и водного бассейнов;
  • - истощение и изменение свойств эксплуатируемых лечебных грязей;
  • - необходимость реконструкции и ремонта многих санаторно-курортных объектов, обновления лечебно-диагностической аппаратуры;
  • - устаревший номерной фонд санаторно -курортных учреждений;
  • - ухудшение конкурентных позиций крымских здравниц за счет сокращения дотаций;
  • - отсутствие маркетингового механизма привлечения клиентуры из стран дальнего зарубежья;
  • - отсутствие брендовой продукции на базе крымской рапы и лечебных грязей.

Приоритетными направлениями развития санаторно-курортного лечения в Крыму Стратегия определяет:

  • - сохранение лечебной специализации курортов, созданных на базе высококачественных климатических, бальнеологических и грязевых ресурсов и создавших уникальные высокоэффективные методики курортного лечения (санатории для спинальных больных в г. Саки, детские санатории г. Евпатории, санатории кардиологического и нервносоматического профиля г. Ялты и др.), проведение их комплексной модернизации;
  • - создание бальнеогрязелечебных комплексов на озерах Керченского полуострова и Тарханкута;
  • - налаживание производства и экспорта лечебной и парфюмерно-косметической продукции;
  • - расширение лечебно-профилактических услуг здравниц и отелей (SPA-программы, краткосрочные «туры красоты» и др.).

Определяющими задачами для санаторно-курортной отрасли должны стать модернизация номерного фонда существующих санаторных, оздоровительных предприятий с целью повышения их комфортности и преодоления сезонных колебаний в загрузке; снос старых и ветхих сооружений. Необходимо также оптимизировать рынок рабочей силы туристско-рекреационного комплекса, что предусматривает налаживание системы образования и повышения квалификации кадров для санаторно-курортной и туристской сферы региона в учебных заведениях; улучшение качества практической подготовки специалистов.

В настоящее время для реализации стратегической цели совершенствования системы государственного и муниципального управления планируется проведение эксперимента по созданию брендовых сетей на базе гостиничных и санаторно-курортных предприятий государственной собственности Украины и АР Крым.

Реализация Стратегии предусматривает выполнение Программы по переводу предприятий санаторно-курортной и туристско-рекреационной отраслей на круглогодичное функционирование (2012-2017 гг.), а также достижения к 2020г. показателей количества санаторно-курортных учреждений и предприятий туризма, имеющих собственную базу размещения, в размере 900 шт. и экспорта санаторно-курортных, туристических и гостиничных услуг в размере $450 млн.

Так, Крым заинтересовал европейцев как регион, где может успешно сочетаться медицинский и оздоровительный туризм. В рамках реформирования санаторно-курортной отрасли, это направление открывает большие перспективы . В Германии состоится презентация туристических возможностей Крыма, в рамках которой планируется озвучить возможности крымского медицинского туризма и провести ряд тренингов для немецких турагентов.

Выводы и предложения. Таким образом, основными стратегическими целями должны стать репозиционирование Крымского региона на прием и обслуживание международных туристов, отдыхаюших, повышение качества предоставляемых услуг, развитие инновационных форм лечения. Реализация обозначенных перспективных направлений будет содействовать росту авторитета АР Крым на мировом рынке туристических услуг, упрочнению экономики автономии, наполнению государственного бюджета, созданию мощной рекреационной отрасли, сохранению историко-культурного наследия. В связи с этим необходима разработка проекта популяризации оздоровительного туризма: от рекламы продукта, взаимодействия лечебного учреждения и туроператора по его продаже, до финансовых инструментов активизации клиента (профсоюзы, кредитные союзы, страховые компании и другие).

Постановка проблемы. Основной проблемой территории Западного Крыма является степная местность, относительно короткий купальный сезон, нехватка гостиниц и ресторанов, низкий уровень сервиса, а также изношенные канализационные сети и очистные сооружения. В настоящее время территория западного побережья представляет собой недостаточно освоенную зону, без наличия нормальной инфраструктуры и коммуникаций.

Изучением проблем территории Западного Крыма занимались исследователи: Г. Псарёв в проекте концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012– 2020 годы», С. Брайко, Д. Девятериков, Е. Кузнецова в работе «Развитие туризма в Западном Крыму», А. Чабанов и др.

Однако на данный момент не решенными остаются следующие вопросы:

Нерационального и неэффективного использования и застройки земель оздоровительного и рекреационного назначения и использования природных лечебных ресурсов Западного Крыма;
- недостатка поступления инвестиций в города и районы для развития;
- аварийного технического состояния и недостаточная мощность систем водоснабжения и водоочистки, приводящая к загрязнению окружающей среды и ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе;
- переработки твердых бытовых отходов, транспортного сообщения и обслуживания.

Актуальность данной темы. Западный Крым обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного развития туризма в данной местности, именно поэтому его следует развивать для большего привлечения туристов и инвесторов.

Цель работы. Исследовать проблемы и перспективы развития туризма в Западном Крыму.

Основная часть. Западный курортный район простирается по равнинному побережью Крыма от поселка Песчаное вдоль Каламитского и Каркинитского заливов Черного моря. Здесь расположены такие известные курорты как: Евпатория, Саки, Песчаное, Николаевка, поселки полуострова Тарханкут – Черноморское, Межводное, Оленевка – и примыкающая к ним курортная зона поселка Стерегущее. Курорты Западного Крыма – это, прежде всего, лечебно-оздоровительные центры. Западный район является одним из самых недорогих и доступных мест отдыха в Крыму .

В настоящее время инвестиционный потенциал Западного Крыма составляет более 200 тысяч гектар. Данную территорию планируют развивать как конкурентоспособный, круглогодичный, общегосударственный и международный курортно-рекреационный и туристический центр.

Необходимость развития региона связана в первую очередь с его природно-климатическим и рекреационно-бальнеологическим потенциалом. Наличие длинной береговой линии, месторождений минеральных вод и лечебных грязей, архитектурно-исторических и культурных памятников делает данный район одним из основных рекреационных центров Крыма.

Потенциал развития туризма в Западном Крыму исследовала Компания McKinsey and Company . Ими был изучен опыт развития наилучших мировых курортов, проведен осмотр территорий Евпатории, Сакского, Черноморского и Раздольненского районов, проведен анализ преимуществ и недостатков, а также состояния инфраструктуры района в целом.

По оценкам экспертов, Западный Крым обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного развития туризма. Так, они отметили наличие чистой морской воды, песчаных пляжей, которые имеют большую протяженность, природного заповедника Тарханкут, а также лечебных грязей. Более того было оценено наличие перспектив для развития дайвинга и кайтсерфинга. Среди факторов событийного туризма, который также предоставляет хорошие возможности для развития района в туристической сфере, они отметили фестиваль «Казантип». Этот Международный музыкальный фестиваль, ежегодно проходящий в селе Поповка Сакского района, будет привлекать в регион европейских туристов, а отсутствие визового режима и языкового барьера – туристов из стран СНГ. Поэтому, приняв во внимание все плюсы и минусы района, предложено построить на побережье новые гостиницы класса 1-3 звезды, развивать пляжный, оздоровительный отдых, отдых с детьми, круизы. Кроме того, среди направлений, пригодных для развития, были названы молодежный туризм, развлекательный, событийный и «зеленый». Как считают авторы проекта, его реализация поможет увеличить количество туристов в регионе до 2-3 миллионов .

В настоящее время крымскими авторами разработан проект концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012–2020 годы» . Программа направлена на развитие агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности, строительство социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры для создания полноценных условий развития территории, повышения социальных стандартов уровня жизни населения, улучшение имиджа Крыма и Украины, увеличение доходной части бюджетов всех уровней. Все эти факторы обеспечат инвестиционную привлекательность региона в целом и значительно увеличат численность и посещаемость туристами и отдыхающими .

Программа рассчитана на 2012-2020 годы и будет реализована в три этапа.

На первом этапе (2012-2013гг.) Предусматривается осуществление организационно подготовительного периода, разработки проектной документации по отводу земельных площадей под строительство, осуществление согласительных процедур и экспертизы проектов, подготовке инвестиционных проектов и бизнес-планов строительства современных курортно-рекреационных комплексов, объектов инфраструктуры, общественного питания, объектов альтернативной энергетики.

На втором этапе (2014-2017гг.) Предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов для комплексного развития территории Западного района, реконструкция существующих и начало строительства новых объектов курортной отрасли, инфраструктуры.

На третьем этапе (2018-2020гг.) Ввод в эксплуатацию новых объектов курортно-рекреационной сферы, объектов инфраструктуры, осуществления других мероприятий Программы, направленных на улучшение уровня жизни населения, повышение занятости, увеличение наполняемости бюджетов всех уровней .

Реализация данной программы позволит рационально планировать работу приморских территорий, обеспечит снижение нагрузки на Южный берег Крыма, увеличение числа отдыхающих и туристов и количества курортно-оздоровительных и лечебных учреждений. А также позволит Западному Крыму решить проблемы нерационального использования земель рекреационного назначения, агропромышленного комплекса. Кроме того, реализация данной концепции позволит улучшить экологическое состояние окружающей среды, создать новые рабочие места, и как следствие повышение уровня занятости и условий жизни населения, и что не маловажно – увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней .

Выводы и предложения. В результате проведенных исследований определены и предложены следующие пути решения проблем Западного Крыма:

Создание новых туристических объектов и маршрутов;
- строительство санаторно-курортных и оздоровительно-лечебных заведений с современным медицинским оборудованием, гостиничных комплексов, с привлечением инвестиций;
- проведение текущего и капитального ремонта железнодорожных путей и вокзальных комплексов;
- модернизация автомобильной и авиационной транспортной инфраструктуры (г. Евпатория, г. Саки, пгт.Черноморское и др.);
- организация эффективных систем очистки сточных вод с максимально возможной их централизацией, в частности реконструкция существующих и строительство новых канализационно – очистных сооружений;
- создание новых мощностей по переработке твердых бытовых отходов и реконструкция существующих полигонов (мыс Тарханкут);
- строительство сети учреждений общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые);
- привлечение к работе высококвалифицированного персонала (также проведение семинаров и тренингов для повышения их квалификации).

Территория Западного Крыма имеет богатый потенциал для развития туризма. Однако для привлечения большего количества туристов в данный район необходимо решение ряда проблем, которые были рассмотрены в статье. К сожалению, на данный момент государство не может выделить достаточное количество бюджетных средств для реализации проекта концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012–2020 годы», в связи с проведением в Украине ЕВРО-2012, но необходимо активно привлекать национальных и зарубежных инвесторов.

Источники и литература

1. Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minzhkh.crimeaportal.gov.ua/index.php/ ministerstvo/regionalnoe-razvitie
2. Программа развития территории Западного Крыма на 2012-2020 гг.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kapital.net.ua/index.php/news/read/ghjuhfvvf_hfpdbnbz_nthhbnjhbb_Pfgflyjuj_Rhsvf_yf_2012-_2020_ujls/
3. Путеводитель по курортам Крыма «Крым как на ладони»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Место туризма в экономике страны. Правовые основы осуществления туристической деятельности в Украине. Государственное регулирование туристического бизнеса. Перспективы туристической деятельности и показатели ее оценки. Выездной и въездной туризм.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2008

    Международный туризм как специфическая форма международной торговли услугами. Развитие туризма в Украине. Проблемы и перспективы. Предложения по поводу усовершенствования туристической сферы. Модернизация и стратегия развития туристического потенциала.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2008

    Законодательное и правовое обеспечение туристической деятельности в Украине. Направления государственной политики развития туризма. Прогнозирование будущего состояния туризма в Крыму за счет внедрения новой стратегии "Модернизация туризма АРК".

    контрольная работа , добавлен 03.06.2011

    Место туризма в экономике Республики Беларусь, оценка потенциала туристического комплекса. Динамика количества предприятий и экскурсионных маршрутов в Брестской области. Уровень развития туристической инфраструктуры в сравнении с мировыми стандартами.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2015

    Экономическая сущность и специфика туризма, понятие, виды и особенности туристических услуг. Оценка современного состояния сферы туризма Вологодской области. Проект расширения спектра туристических услуг региона. Этапы реализации и результаты проекта.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Место туризма в экономике страны. Туристический потенциал России. Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Краснодарского края. Перспективы развития.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2006

    Основные черты туризма. Главные функции и особенности туристического маркетинга. Система непрерывно предлагаемых услуг на рынке отдыха. Стратегия маркетинга туристической фирмы. Маркетинговая структура организации и управления туристической фирмой.

    презентация , добавлен 14.12.2012

Программа публикуется с сокращениями (обозначены …..), в целях научно-исследовательской и методической работы профессорско-преподавательского состава вузов, и учебной работы студентов. Полный текст опубликован в формате pdf на официальном сайте Министерства курортов и туризма Республики Крым mtur.rk.gov.ru

Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от «09» декабря 2014 года № 501
(в редакции постановления Совета
министров Республики Крым
от «29» июня 2015 года № 358)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ И ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2015-2017 ГОДЫ

  1. Паспорт программы

…………

Источники финансирования Госпрограммы: средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»

Общий объем финансирования Госпрограммы (тыс. руб.)

На 2015 — 2017 год 8 243 110,0

Федеральный бюджет 8 105 400,0

бюджет РК 137 550,0

местные бюджеты 160,0

внебюджетные средства не предусмотрены.

Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы

Обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды:

  • обеспечение развития курортов и лечебно- оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения;
  • обеспечение инновационного развития курортно- туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерства;
  • модернизация (реконструкция) имеющегося потенциала туристской индустрии Республики Крым;
  • разработка концепций развития и соответствующего инвестиционного портфеля развития туристских дестинаций Республики Крым;
  • диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
  • расширение рамок активного периода туристского сезона, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта;
  • создание единой информационной базы туристской сети Крыма (в том числе маршрутной);
  • разработка туристских продуктов, ориентированных на потребности современного туриста;
  • повышение качества туристских услуг, эффективности деятельности крымских субъектов туристской индустрии;
  • формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной структуры туристского бизнеса;
  • создание новой системы методического кадрового обеспечения туристской отрасли, отвечающей запросу современного крымского туриста;
  • приведение профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Республики Крым структурных подразделений, ответственных за развитие сферы курортов и туризма, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым;
  • приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами;
  • продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках;
  • развитие видов туризма, направленных на обеспечение круглогодичности туристского сезона, в том числе лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и социального;
  • формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение;
  • разработка научных бизнес-концепций, описывающих механизмы развития курортно-туристской сферы, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса.

2 . Текущее состояние и перспективы развития курортно туристской сферы Республики Крым

Республика Крым – уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.

Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов ), имеющийся рекреационный потенциал (100 источников минеральных вод , 14 месторождений лечебных грязей ), исторический опыт – определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.

На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер , донные отложения которых сформированы грязевыми залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 6 объектов (озера Сакское, Чокракское, Узунларское, Кояшское, Тобечикское, Джарылгачское ), общие запасы лечебных грязей которых составляют 28,0 млн.куб.м. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское лечебное озеро .

Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды.

Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируются около 20 источников минеральных вод, в том числе в городах Саки, Евпатория, Ялта, Бахчисарайском районе.

Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В городах Саки, Евпатория и Ялта оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используется только скважина Сакского месторождения минеральных вод, расположенная на территории АО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым» (минеральная вода известна под названием «Крымская»).

Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым.

Оно базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.

На территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест , из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение , 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера , остальные 410 учреждений – услуги по временному размещению . Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект.

Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения .

Количество круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.

Тут сложно удержаться от комментариев. Ограничимся междометием фу . Никакой вменяемый инвестор не будет строить гостиницы в Крыму. Ради 2 месяцев сезона?

Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходима инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь государственной (республиканской) формы собственности.

Отмечается высокий уровень износа основных фондов (большинство из них изношены на 70-90%) и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.

В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн. человек ежегодно (рост 60%).

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых предоставляется санаторно-курортное лечение. Данная категория представлена следующими основными типами средств размещения:

  • санатории – 93,
  • детские санатории, медицинские центры – 31,
  • пансионаты с лечением – 16,
  • гостиницы с лечением – 4.

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в городском округе Ялта. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в городском округе Евпатория.

  • пансионаты – 130,
  • детские оздоровительные лагеря – 77,
  • спортивно-оздоровительные комплексы – 8,
  • образовательно-оздоровительный центр – 1, где предоставляются первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.

В частности SPA-услуги на территории Республики Крым предоставляют 42 учреждения .

Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению , и около 14 тыс. квартиросдатчиков.

Традиционно в коллективных средствах размещения за последние

несколько лет размещалось в среднем 1,2 млн. человек или 1454 человека на

одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), что

свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств

размещения.

Общая протяженность береговой линии Республики Крым, пригодной

для организации пляжного отдыха, составляет 452 км. Для массового отдыха

людей на воде обустроено 560 пляжей. Протяженность береговой линии

обустроенных пляжей Республики Крым составляет 103 км.

насчитывается 354 субъекта туристской деятельности, из которых:

88 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и

266 турагентов (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской

деятельности).

2015 года осуществляется предоставление государственной услуги

«Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-

проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики

9 инструкторов-проводников и 594 экскурсовода (гидов, гидов-

переводчиков).

В 6 регионах Республики Крым функционирует 9 туристско-

информационных центров (муниципальные образования: городской округ

Евпатория, городской округ Саки, городской округ Судак, городской округ

Феодосия, Черноморский район и Ленинский район). Кроме того в

г. Евпатория деятельность осуществляют 3 туристско-информационных

Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для

развития следующих видов туризма:

медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым

144 учреждения предоставляют туристам специализированное санаторно-

курортное лечение);

культурно-познавательный (в Республике Крым действует 15 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на

общественных началах. В фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

событийный (ежегодно проводится более 100 различных фестивалей —

музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные,

кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже

традиционными для Республики Крым – это фестивали «Война и мир»,

«Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово»,

«Боспорские агоны»);

пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположены

84 туристские стоянки, 26 мест массового отдыха населения, 193 туристские

велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог

создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для

горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);

подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения,

детские лагеря с обучением подводному плаванию);

конный (на территории Республики Крым расположено более

20 конных клубов, в которых разработаны одно- и многодневные маршруты

конных прогулок для туристов);

этнографический (в Республике Крым проживают представители

115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе

которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

спортивный (международные соревнования по дельтапланерному

спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут

осуществлять 4 морских порта, расположенных в городских округах Ялта,

Севастополь, Керчь и Евпатория).

Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных

видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем,

тормозящих развитие туристской отрасли Республики Крым:

  1. Политическая нестабильность в Украине.

Ранее из 6 млн. туристов, ежегодно посещающих Республику Крым,

основная часть туристов (65%) приходилась на граждан Украины. В

настоящее время осуществляется переориентация турпотока – с 2014 года

основные туристы – это граждане Российской Федерации.

Для развития внутреннего туризма необходимо проведение

масштабной работы по формированию объективного имиджа Республики

Крым как востребованного безопасного туристского направления.

  1. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры на территории

туристских регионов Республики Крым.

Для обеспечения комплексного развития курортно-туристской сферы

Республики Крым разработано 6 туристско-рекреационных кластеров,

которые включены в Федеральную целевую программу «Социально-

экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года».

Создание и функционирование новых туристско-рекреационных

кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей

инфраструктуры, соответствующие настоящим и перспективным

требованиям и потребностям регионов как туристских территорий,

активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Крыму.

Формирование кластеров осуществляется точечно на всей территории

Республики Крым.

Кластеры будут реализовываться с 2015 года, на их финансирование

выделено более 22,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Планируется

разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их

развития и выполнения задачи круглогодичной работы предприятий,

учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.

  1. Проблема транспортной доступности Республики Крым.

В текущем году отмечается структурная переориентация

пассажиропотока в Республику Крым – с приоритетного ранее

железнодорожного транспорта на авиатранспорт и автомобильный транспорт.

При этом необходимо учитывать лимитирующие пороги пропускной

способности транспортных узлов и коммуникаций Республики Крым в

направлении других регионов России. Исходя из данных ограничений,

можно сделать вывод, что транспортный комплекс Республики Крым в

состоянии принять не более 4 млн. туристов из России в сезон на период до

2017 года, т.е. до завершения ключевых мероприятий по развитию

транспортного комплекса.

Республика Крым располагает всеми современными видами

транспорта, но размещение и структура транспортных коммуникаций,

транспортной инфраструктуры в целом не отвечает необходимым

внутренним и внешним транспортно-экономическим связям и нуждается в

существенном совершенствовании.

Кроме того, отдельно следует отметить ряд проблемных вопросов в

туристской отрасли Республики Крым:

  1. Сезонность работы туристской отрасли.

Сезонные колебания турпотока в Крым отражаются на изменении

тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности

загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий

сезон возникает перегрузка туристских центров, цены повышаются,

бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. В низкий

сезон наоборот.

С целью преодоления фактора сезонности необходимо разрабатывать и

продвигать новые виды турпродуктов, не подверженных сезонным

колебаниям. Это, прежде всего, развитие лечебно-оздоровительного,

культурно-познавательного, событийного, активного, делового и

социального видов туризма.

Также необходима постепенная модернизация сектора размещения.

  1. Высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы

коллективных средств размещения. В первую очередь, это касается объектов

санаторно-курортного комплекса, находящихся в государственной

собственности, основные фонды и медицинские базы которых изношены на

70-90%, но при этом сохранен уникальный опыт и традиции санаторного

лечения и оздоровления.

Из 188 коллективных средств размещения, находящихся в собственности Российской Федерации и государственной собственности

Республики Крым, нуждаются в модернизации и реконструкции не менее 107

здравниц. Сумма вложений в реконструкцию или модернизацию одного

объекта колеблется от 85 до 200 млн.руб. Ориентировочная общая стоимость

работ по реконструкции и модернизации номерного фонда и медицинской

базы указанных объектов составляет от 18 млрд.руб.

Реконструкция (модернизация) объектов санаторно-курортного

комплекса Республики Крым на основе государственно-частного

партнерства как наиболее перспективного способа объединения усилий

органов власти и частного бизнеса позволит обеспечить основной переход на

круглогодичный цикл работы предприятий отрасли, что в дальнейшем при

стратегически выстроенной политике развития повлечет за собой увеличение

количества внутренних и иностранных туристов, количества рабочих мест,

объема реализации услуг как туристскими предприятиями, так и

предприятиями, осуществляющими деятельность в сопутствующих отраслях

(транспорт, сельское хозяйство, торговля, сфера обслуживания и т.д.).

  1. Высокий уровень «тенизации» рынка предоставления услуг

размещения туристам.

На территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс.

домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и

около 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор в последние годы

принимал свыше 80 процентов всего туристского потока – около 4 млн.

туристов в год), при этом ключевой проблемой данного сектора является

высокий уровень «тенизации» – частные домовладения не подлежат

налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая

отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех

муниципальных службах.

На протяжении последних 20 лет проблема урегулирования

деятельности и налогообложения частного сектора крымской туристской

индустрии не решалась.

Для решения указанной проблемы необходима разработка системы

выявления «теневых» субъектов туриндустрии, системы контроля за

деятельностью выявленных «теневых» субъектов туриндустрии, а также

одним из инструментов является проведение классификации средств

размещения.

Формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной

структуры туристского бизнеса позволит увеличить налоговые поступления в

бюджеты всех уровней, создать комфортные и понятные условия работы для

всех участников рынка предоставления туристских услуг.

  1. Неравномерность развития туристского потенциала Республики

На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики

Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в

повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного

берега Республики Крым и, соответственно, минимальной загрузкой на

востоке и западе полуострова (более 60% туристов предпочитают Южный

берег Республики Крым, в то время как евпаторийские и сакские здравницы

не уступают алуштинским и ялтинским).

Задачей по дальнейшему развитию санаторно-курортного и

туристского комплекса и в целом Республики Крым является разработка

Плана развития территорий с определением их специализации, дальнейшего

развития санаторно-курортного комплекса и туризма с учетом

существующих туристских ресурсов, инфраструктуры, видов и объемов

предоставляемых услуг туристам, емкости рынка с расчетом

прогнозируемого спроса.

В первую очередь, это касается, разработки концепций развития

туристских территорий Республики Крым. Отсутствие концепций не

позволяет обеспечивать комплексное развитие туризма на долгосрочную

перспективу, нарушает координацию и действия участников туристского

Разработка концепций развития туристских территорий позволит:

— оценить потенциал территорий Республики Крым (в том числе его

конкурентоспособность) в целом в сфере оказания туристических услуг;

— уточнить параметры территорий (в том числе границы,

инфраструктурное обеспечение и др.);

— выявить приоритетные виды туризма, имеющие наибольший

потенциал и конкурентоспособность;

— выявить потенциальные территории, благоприятные для размещения

(или реконструкции) туристической инфраструктуры;

— определить приоритетные территории для развития туризма;

— подготовить ориентировочные планы (бизнес-планы) развития

отдельных территорий;

— инвестиционные паспорта территорий.

Реализация понятного туристского потенциала Республики Крым

конкретным целевым группам туристов, обеспечение развития туризма на

основе государственно-частного партнерства позволит привлекать больше

финансовых потоков не только в сферу туризма, но и в другие отрасли

экономики республики, что отразится на увеличении прямого эффекта

развития туризма в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Согласно данным Всемирной Организации Туризма при ООН

(UNWTO) в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или

даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей.

Туризм стал одним из основных игроков в международной торговле и

представляет один из основных источников дохода для многих

развивающихся стран.

Таким образом, развитие туризма с учетом синергетического эффекта

будет являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом и позволит вывести Республику Крым из дотационной территории в

  1. 3 . Приоритеты, цели, задачи и показатели (индикаторы),

результаты, этапы и сроки реализации Госпрограммы

В Республике Крым развитие санаторно-курортного и туристского

комплекса является приоритетным направлением развития экономики

Республики Крым.

………………….

Общегосударственные приоритеты в сфере туризма, которыми должны

руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время

установлены следующими нормативными правовыми актами:

туристской деятельности в Российской Федерации»;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до

2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного

туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная

2011 года № 644;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением

«О туристской деятельности в Республике Крым»;

«О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных

местностях Республики Крым»;

Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие

Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденная

2014 года № 790;

План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в

Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября

2014 года № 2246-р.

………………………