Что такое понтон на воде. Что такое Понтон? Для возведения причалов

Рис.1 Пластиковый понтон. Коппе, Женевское озеро, Швейцария.

Что такое понтон? Большой энциклопедический словарь раскрывает этот термин следующим образом. Понтон (французский – ponton от латинского pons – мост) плоскодонное несамоходное судно с палубой или без неё. Бывают металлические, надувные, железобетонные, пластиковые (рис.1) и др. Используются для подъёма затонувших судов, как плавучие опоры наплавных мостов, составные элементы понтонных мостов, причалы, паромы. Не обязательно корпуса понтонов должны быть прямостенными.

Сегодня достаточно часто используются и цилиндрические понтоны (рис.2).

Часто понтоном называют судовой корпус с упрощёнными обводами (рис.3) Порой такие корпуса имеют плавпричалы, плавкраны, дебаркадеры, брандвахты, плавмастерские. Применяют понтоны в портах (рис.4) и на судоремонтных предприятиях для ремонта и обслуживания судов.

Рис.2 Понтоны с цилиндрическими корпусами. Женева, Швейцария.

Сегодня существуют люковые крышки грузовых трюмов «понтонного типа». Такая крышка в виде понтона отличается повышенной прочностью (важное качество позволяющее перевозить на крышках люков палубный груз) и собственной положительной плавучестью. Последнее особенно важно при проведении грузовых операций в отсутствии на берегу полноценного порта. Такие крышки судовыми стрелами или кранами спускаются за борт, образуя своеобразный плавучий причал на который может осуществляться выгрузка, к которому могут быть пришвартованы плашкоуты. баржи, рабочие катера.

Как видим, применение понтонов весьма разнообразно. Например, в 17-18 веках, существовали так называемые «камели» (от английского camel – верблюд) – два понтона скреплённые в нижней части тросами, предназначенные для проводки построенных кораблей над отмелями (рис.5).

Рис.4. Понтон для обслуживания судов. Ницца, Франция.

Рис.3 Понтоны. Женева, Швейцария.

В 17-18 веках дноуглубление было развито крайне слабо, а значительное число верфей размещалось по берегам рек. В местах же впадения рек в море из наносимого ими песка образовывались обширные труднопроходимые отмели, которые корабли со значительной осадкой не могли преодолеть. Вот для транспортировки кораблей через эти отмели и предназначались камели. Корпус корабля, размещённый между двумя понтонами, действительно походил на груз, лежащий между двумя горбами верблюда, откуда и появилось название этого плавсредства (рис. 6, рис.7, рис.8).

Рис.6. Корабль на камелях. Морской музей, Тулон, Франция.

Рис.5. Корабль на камелях. Морской музей, Тулон, Франция.

Кстати, сегодня существуют похожие устройства, предназначенные для ремонта катеров и яхт на плаву (рис.9, рис. 10, рис 11).

Рис.8. Постановка корабля на камели. Музей города Амстердам, Нидерланды.

Рис.7. Корабль на камелях. Музей города Амстердам, Нидерланды.

Фактически понтонами являлись первые специализированные десантные суда, применённые французским флотом при высадке в Алжире в 1830 году. На рисунках 12 и 13 можно видеть соответственно пехотный, кавалерийский и артиллерийский десантные понтоны.

Корпуса понтонного типа имели также многие прамы – тип кораблей береговой обороны, распространённый в 17-18 веках – фактически плавучие батареи стоечного типа. Иногда такие «коробочки» несли до 44 пушек крупного калибра, что делало их на мелководье достаточно серьёзным противником даже для фрегатов и линейных кораблей. Прамы строились в Англии, Швеции, России, Дании, Франции.

Рис.10. Судоподъёмный понтон для ремонта яхт. Ханья, Греция.

Рис.9. Судоподъёмный понтон для ремонта яхт. Ханья, Греция.

Прамы использовались в 18 веке в военном противостоянии на Балтике, как Швецией, так и Россией, Россией в борьбе с Турцией в условиях мелководного Азовского моря и Днепровско-Бугского Лимана. В историю отечественного флота навсегда вошли звучные имена прамов: «Дикий бык», «Олифант», «Близко не подходи», «Гром и молния», «Северный медведь».

Рис.11. Судоподъёмный понтон для ремонта яхт. Ханья, Греция.

Существовали также т.н. прамы-мачтлихтеры (рис. 13) - специальные вспомогательные суда, осуществлявшие монтаж мачт либо наклонение (кренование или кренгование) кораблей за верхушки мачт, с целью ремонта обнажающейся при этом подводной части корпуса.

В большинстве случаев под понтонами подразумеваются несамоходные суда, если на них и устанавливается двигатель и движитель, то исключительно с целью позиционирования на акватории (рис.15, рис.16, рис.17).

В то же время в истории существовали понтоны прошедшие немало километров по рекам и даже миль по морю своим ходом. Речь идёт о понтонах, строившихся в Первую мировую войну для флотилий военного ведомства по проекту подполковника И.И. Неговского.

Рис. 13. Модели десантных понтонов французского флота. Морской музей, Тулон, Франция.

Рис.12. Модели десантных понтонов французского флота. Морской музей, Тулон, Франция.

Это были уникальные суда с широкими возможностями. Корпус плоскодонный самых простых обводов, состоял из двух секций скреплявшихся с помощью клинового соединения. В корме размещались стационарный двигатель (мощностью 35-40 л.с.) и цистерны для топлива и смазки. Понтон мог транспортировать 70 пехотинцев или 5-тонный автомобиль. Водоизмещение понтона составляло 20 тонн, длина - 14,24 м, ширина – 2,75 м, осадка – 0,61 м.

Рис.14. Прамы-мачтлихтеры (на переднем плане под бортом фрегата). Экспозиция морского музея, Тулон, Франция.

Строились они Севастопольской верфью РОПиТ, заводом Латяева под Нижним Новгородом, Коломенским и Сормовскими заводами, Петроградской верфью лёгкого финляндского пароходства.

Предназначались они, прежде всего, для тяжёлых мостовых моторно-понтонных парков, однако могли действовать и самостоятельно.

Для обслуживания и ремонта кораблей и судов флотилий военного ведомства на базе стандартного понтона строились плавучие мастерские.

В период гражданской войны понтоны военного ведомства широко применялись как Красными, так и Белыми. По мере расширения военных действий на реках, увеличивалась потребность в чисто боевых кораблях. Соответственно некоторые понтоны получили вооружение (пушки, пулемёты) став полноценными боевыми единицами.

Однако особую ценность эти кораблики приобрели в конце гражданской войны в качестве тральщиков, когда потребовалось тралить многочисленные минные заграждения. Их главным преимуществом оказалась чрезвычайно малая осадка, благодаря которой они проходили, практически над минами не задевая их, что делало траление с них относительно безопасным, хотя, качало и заливало в море эти фактически речные «скорлупки» по словам очевидцев нещадно.

Рис. 16. Самоходный понтон для гидротехнических работ, оснащённый подвесным мотором. Женева, Швейцария.

Рис.15. Самоходный понтон, оснащённый подвесными моторами. Тулон, Франция.

Как видим, у этого класса простеньких на вид судёнышек, непростая и весьма насыщенная история, достойная уважения и изучения.

Рис. 17. Самоходный понтон для гидротехнических работ, оснащённый подвесным мотором. Вид с кормы. Женева, Швейцария.

Библиография.

1. Жутяев Ю.Н. Прамы Российского флота. СПб., Гангут №69/2012, с.3-28.

2. Широкорад А.Б., Великая речная война. 1918-1920 годы. Москва, «Вече» 2006. 416 с.

3. Черников И.И. Энциклопедия речного флота. М.,СПб. АСТ, Полигон. 2004. 702 с.

4. Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова А.М. М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб «Норинт». 1456 с.

"понтон, понтоны,плавкраны, дебаркадеры, брандвахты,плавмастерские

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Понтон , франц. одна из легких, разборных лодок (кожаных, парусинных и пр.), служащих в войсках для быстрой постановки мостов. Понтонный мост. Понтонные роты. Понтонерь, служащий при понтонах. Понтонерный, понтонерский, понтонный, вообще, отнсящяс. к делу сему. Поцтонщик, понтонер.

Толковый словарь Ожегова

Понтон , -а, м. I. Плоскодонное несамоходное судно, служащее опоройвременного моста, временных сооружений для каких-н. работ на воде. Док напонтонах.

Плавучий мост. Навести п. через реку. || прил. понтонный, -ая,-ое.

Толковый словарь русского языка Ушакова

ПОНТОН, понтона, м. (фр. ponton).

Плоскодонная составная лодка (см. полупонтон), служащая опорой временных мостов, а также для переправы через реки (спец.).

Пловучий мост. Навести понтон.

Пустотелый ящик или цилиндр, употр. при подъеме из воды чего-н. затонувшего (спец.).

Разоруженное военное судно, служившее военной тюрьмой (устар.).

Понтон – несамоходное плавсредство. Типовые понтоны состоят из палубы и модулей, которые удерживают конструкцию на плаву: бочки, пластиковые трубы, железобетонные конструкции. Зачастую используют несколько понтонов сразу соединяя их. Модульность обеспечивает широкий спектр применения этих плавучих средств.

Особенности конструкции

Как уже было сказано выше, конструкция понтона весьма простая, но есть различные разновидности понтонов, которые несколько отличаются от оригинальной конструкции.

Понтон из пластмасс

Пожалуй, самый дешёвый вид, кроме самодельных. У таких понтонов отсутствует палуба, вместо неё поверхность пластмассовых блоков скреплённых между собою. Установить причал из таких понтонов сможет даже ребёнок.

Надувные понтоны

Вместо твёрдых ёмкостей пот палубой или по периметру используют надувные продолговатые ячейки. Такие часто используют при строительстве на воде или прокладки трубопроводов. Огромный их плюс – лёгкость при перемещении от водоёма к водоёму.

Понтоны парашютного типа

Такие плавсредства представляют собою надувные мешки каплевидной формы. При использовании нескольких таких мешков к ним подвешивают груз. Такие понтоны используются для такелажных работ на больших глубинах.

Сфера применения

Для наведения переправ.

Благодаря лёгкости конструкции, а так же модульности, понтоны используются для наведения понтонных переправ. В зависимости от длины водоёма подбирают нужное количество секций. Во время ледохода секции можно убрать на берег. Понтоны используются и в армии благодаря своей простоте, универсальности и низкой стоимости. На вооружении инженерных войск находится понтоно-мостовой парк, ПМП. Они способны наводить переправы для веса в 170 тонн за несколько десятков минут, в зависимости от длины!

Для возведения причалов.

Те же самые плюсы можно рассматривать и при возведении причальной линии для кораблей. Благодаря всё той же модульности можно обеспечить безопасную швартовку судов в сезон мелководья и полноводья.

В качестве транспортного средства

В условиях речного судоходства понтоны могут использоваться и в качестве транспортного средства. Конечно, намного удобнее использовать баржу, но за неимением барж зачастую в тех же целях используют понтоны. Это не всегда удобно и безопасно, но всё же функционал свой выполняет. Помимо грузов понтоны используются и для туризма. Благодаря простате конструкции понтон можно построить и без специфических навыков и знаний. А если прицепить лодочный мотор, то получится кустарное судно на 3-4 человека для туризма.

Правовая часть

Согласно приказу МЧС РФ от 29.06.2005 №500 несамоходные суда подлежат регистрации в ГИМС. Но является ли понтон судном? Согласно кодексу внутреннего водного транспорт РФ от 7 марта 2001 года №42-ФЗ: Судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного, река - море, плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Таким образом нужно ли регистрировать понтон зависит от применения.

Понтон (франц. ponton, от лат. ponto - плоскодонное судно, мост на лодках, от pons - мост)

простейшее несамоходное судно, обычно с отвесными бортами и плоским днищем, с палубой или без неё. Для уменьшения сопротивления течению воды П. может иметь носовые или кормовые обводы. Из П. путём соединения их между собой с помощью сцепных устройств образуются мосты-ленты (см. Мосты военные) или плавучие опоры наплавных мостов и перевозных паромов. П. являются основными элементами паромно-мостовых конструкций понтонных парков (См. Понтонный парк). Из П. собирают также плавучие причалы, на которых устанавливают краны. П. используют для подъёма затонувших судов (см. Судоподъём), проводки глубоко сидящих кораблей по мелководным фарватерам. Впервые П. стали применять в начале 17 в. в голландской армии, а затем и в др. армиях. Современные П. бывают металлическими (стальными или из лёгких сплавов), надувными из прорезиненных материалов, железобетонными.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Понтон" в других словарях:

    Понтонёр … Русское словесное ударение

    понтонёр - понтонёр, а … Русский орфографический словарь

    понтонёр - понтонёр … Словарь употребления буквы Ё

    понтонёр - понтон/ёр/ … Морфемно-орфографический словарь

    Понтонёр, понтонёры, понтонёра, понтонёров, понтонёру, понтонёрам, понтонёра, понтонёров, понтонёром, понтонёрами, понтонёре, понтонёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    - (фр., от pont мост). 1) легкая и плоскодонная лодка или барка, служащая в военн. деле для переправы через реки и для наведения мостов. 2) старое судно без мачт, стоящее в гавани и служащее местом заключения для морских арестантов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Понтонёры на челночном пароме, грузоподъёмностью 180 тонн, двойной ширины понтонного парка ППС 84, с … Википедия

    понтон - а, м. ponton m. <лат. pons (pontis) мост.1. Судно, служащее для поддержания в воде тяжестей (кранов, копров и т. п.) или являющееся опорой наплавных мостов. БАС 1. Понтон некоторый род судна, делаемого из деревянных складных пяльцов и ребер… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Бочка, судно, мост Словарь русских синонимов. понтон сущ., кол во синонимов: 8 бочка (34) монопонтон … Словарь синонимов

    ПОНТОНЁР, понтонёра, муж. (воен.). Военнослужащий понтонной части, специалист по устройству понтонов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (Pontoon) в древности квадратный паром для переправы через реки, описанный Цезарем и Авлом Гелием. В настоящее время П. называют плоскодонную лодку с отвесными бортами, служащую плавучей опорой для понтонных мостов, плавучих кранов и пр. В… … Морской словарь

Книги

  • Методическое пособие по изучению физико-механических характеристик ледяных образований как исходных данных для расчета ледовых нагрузок на берега, дно и морскиесооружения , В. Н. Смирнов, А. И. Шушлебин, С. М. Ковалев, И. Б. Шейкин. В настоящей работе представлены сведения о методах и результатах изучения физико-механических свойств ледяных образований (ровного льда, торосов, стамух, айсбергов) как традиционными…