Культовый небоскреб Empire State Buildings и его история. Эмпайр Стейт Билдинг: история знаменитой башни Эмпайр стрит билдинг

Вы наверняка станете одним из миллионов туристов, толпящихся в огромных очередях с целью попасть в Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) . Это не удивительно, ведь на верхушку здания стремился попасть сам Кинг-Конг. В любом уголке Нью-Йорка вам встретятся сувениры, открытки, рекламные проспекты и футболки с изображением Эмпайр Стейт Билдинг.

Эмпайр Стейт Билдинг официально открыт 1 мая 1931, и стал самым высоким зданием того времени. Его высота составляет 1250 футов (381 м). Этот небоскреб стал не только иконой Нью-Йорка, он стал символом человеческого стремления в достижении невозможного.

Построенная в 1889 году Эйфелева башня, высотой 984 фута (300 м), подстегивала американских архитекторов соорудить что-то выше. Возможно, это стало причиной начала гонки небоскребов в двадцатом веке. Так, в 1909 году, был построен пятидесятиэтажный МетЛайф Тауэр (Metropolitan Life Tower), высота которого составляет 700 футов (214 м). Спустя 4 года, в 1913г. был построен 57-этажный Вулворт Билдинг (Woolworth Building), высотой 792 фута (241 м). А в 1929 году самым высоким в Нью-Йорке, стало 71-этажное здание Банка Манхэттэн (Bank of Manhattan Building) - 927 футов (283 м).

Когда бывший вице-президент General Motors Джон Раскоб (John Jakob Raskob) решил присоединиться к небоскребной гонке, Уолтер Крайслер (основатель корпорации Chrysler) уже строил Крайслер-билдинг . Высоту своего здания Крайслер держал в строгом секрете, поэтому начав строительство, Раскоб не знал, чье здание будет выше, его или Крайслера.

В 1929 году Раскоб купил место для строительства своего небоскреба на пересечении 34-й улицы и Пятой авеню. На этом месте был расположен гламурный отель Уолдорф-Астория (Waldorf-Astoria Hotel). Земля, на которой был расположен отель, очень выросла в цене, поэтому владельцы отеля решили его продать, а новый отель построить в другом месте. Раскобу обошелся этот участок земли (вместе с отелем) примерно в 16 миллионов долларов.

Для разработки проекта небоскреба, Раскоб нанял компанию «Shreve, Lamb & Harmon».

Обсуждая проект здания с архитектором Уильямом Агнецом, Раскоб взял длинный карандаш, приложил его к столу и спросил: - "Билл, какой высоты ты сможешь построить здание, чтобы оно не упало?". Так началась сага о строительстве одного из самых известных зданий в мире.

Для реализации проекта Раскобу были необходимы лучшие строители. Пригласив на собеседование подрядчиков из «Starrett Bros. & Eken», Раскоб спросил – есть ли у них необходимое строительное оборудование? На что Полл Старретт, бригадир компании, ответил, что у них нет даже кирки с лопатой. Раскоб, конечно, был удивлен таким ответом, так как другие строительные компании, с представителями которых он общался, обладали всем необходимым оборудованием, а недостающее брали в аренду. Однако Старретт убедил его, что к зданию такого масштаба нужен особый подход и обычное строительное оборудование здесь не поможет. Для строительства небоскреба, Старретт предложил купить новое оборудование в кредит и продать его после завершения работ. Во многом благодаря своей честности и открытости, Старрет получил восемнадцатимесячный контракт на строительство Эмпайр Стейт Билдинг .

Первым пунктом в графике Старретта был снос отеля Уолдорф-Астория. После того как люди узнали о сносе отеля, Раскоб получил тысячи запросов о памятных подарках в виде частей здания. Житель Айовы попросил выслать ему часть металлического перила, несколько человек просили выслать им ключи от номера, который они занимали во время своего медового месяца. Также просили выслать флагшток, витражи, камины, светильники, кирпичи и т.д. А по некоторым особо востребованным позициям, был проведен аукцион.

Остальные стройматериалы были проданы для повторного использования. Основная часть мусора была вывезена в док, погружена на баржи, отбуксирована на пятнадцать миль от берега и сброшена в Атлантический океан.

Еще до полного сноса отеля, строители уже начали раскопку котлована для нового здания. Две смены по 300 человек работали днем и ночью, вгрызаясь в твердый каменистый грунт.

Стальной каркас здания был построен 17 марта 1930 года. Двести десять стальных колонн составили вертикальную раму. Двенадцать из них тянулись во всю высоту здания, другие части были от шести до восьми этажей в высоту.

Прохожие часто останавливались и, подняв головы, с восхищением смотрели на рабочих. Гарольд Батчер, корреспондент лондонской газеты «Дэйли Гэральд», описал строителей как «небрежно прогуливающихся, ползающих, лазающих, размахивающих руками людей, парящих на гигантских стальных рамах».

Но самым интересным было - наблюдать за клепальщиками заклепок. Они работали в группах по четыре человека: нагревающий, ловец, бросающий и заклепывающий. Нагревающий помещал около десяти заклепок в огненную кузницу, когда они накалялись докрасна, он их вытягивал огромными щипцами и передавал бросающему, который в свою очередь бросал их на расстояние от 50 до 75 футов - на ловца. Ловец ловил заклепки при помощи консервной банки, они попадали в банку еще в раскаленном состоянии. Другой рукой он при помощи щипцов вытягивал заклепку из банки, сдувал с нее пепел, а затем вставлял в отверстие. Заклепщику оставалось только забить ее молотком. Эти люди прошли таким способом весь путь от 1-го до 102-го этажа. Последняя заклепка была торжественно забита в присутствии большого количества народа – эта заклепка была вылита из чистого золота.

Строительство каркаса Эмпайр Стейт Билдинг было образцом эффективности. Вся работа была направлена на экономию времени, денег и человеческих ресурсов. Для оперативной доставки материалов на стройплощадке была построена железная дорога. Вместо того чтобы выгрузить десять миллионов кирпичей на стройплощадке, как это обычно делалось, работники Старретта выгружали их в специальный желоб, который вел в бункер находившийся в подвальном этаже. Желоб сужался в нижней части, что позволяло контролировать высвобождения его содержимого. При надобности, кирпичи высыпали из бункера прямо в тележки, которые потом поднимали на нужный этаж. Этот процесс устранял необходимость перекрытия улиц для хранения кирпичей, а также убирал надобность ручной погрузки кирпичей из куч в тележки.

Буквально одновременно со строительством каркаса, электрики и водопроводчики устанавливали внутренние коммуникации здания.

Отстроив 80 этажей, Раскоб понял, что этого не достаточно, так как Крайслер-билдинг становился еще выше. Достроив еще 5 этажей, Эмпайр Стейт Билдинг стал выше своего конкурента лишь на четыре фута. Раскоба беспокоила мысль о том, что Уолтер Крайслер прячет стержень в шпиле здания, благодаря которому, в последний момент он сможет сделать небоскреб еще выше.

Гонка небоскребов становилось все драматичнее. Изучив модель здания, Раскобу пришла идея построить на верхушке небоскреба причал для дирижаблей. Новый проект Эмпайр Стейт Билдинг, включающий причал для посадки дирижаблей, делал здание высотой в 1250 футов (381 м).

Вы когда-нибудь ожидали лифт в шести или девятиэтажном здании, который, казалось, идет целую вечность? Или когда-нибудь поднимались в лифте, который останавливался на каждом этаже для того, чтобы, подобрать или высадить пассажира? Эмпайр Стейт Билдинг насчитывал 102 этажа, с возможностью размещения 15 тысяч человек. Как всех людей доставить на нужный этаж, не дожидаясь часами лифта и не поднимаясь по лестнице?

Чтобы решить эту проблему, архитекторы разработали семь категорий лифтов, каждая из которых обслуживала определенные этажи. Например, группа A обслуживает с третьего по седьмой этаж, группа B- с 7-го по 18-ый этаж. Таким образом, если вам нужно, добраться до 65-го этажа, к примеру, вы могли бы поехать на лифте группы F, где предусмотрены остановки с 55-го по 67-й этаж, а не с 1-го по 102-й.

Компания «Otis Elevator Company» установила 58 пассажирских и 8 грузовых лифтов в Эмпайр Стейт Билдинг. Несмотря на то, что эти лифты могли двигаться со скоростью до 1200 футов (365 м) в минуту, их скорость была ограничена строительными нормами до 700 футов (213 м) в минуту. Через месяц после открытия Эмпайр Стейт Билдинг это ограничение было снято, а лифты ускорили свое движение до 1200 футов в минуту.

Эмпайр Стейт Билдинг был построен в запланированные сроки - за 1 год и 45 дней, что было удивительным достижением. Строительство здания не вышло за рамки бюджета в связи с начавшейся Великой депрессии , во время которой были снижены затраты на оплату труда. Полная стоимость строительных работ составила в 40 948 900 $, вместо планируемых 50 млн $.

Эмпайр Стейт Билдинг был открыт 1 мая 1931 года. Ленточку перерезал мэр Нью-Йорка Джимми Уокер, а президент Герберт Гувер симоволическим нажатием кнопки из Вашингтона зажег небоскреб тысячами огней.

Эмпайр Стейт Билдинг получил статус самого высокого здания в мире и продержал эту планку вплоть до строительства первой башни Всемирного торгового центра в 1972 году.

Оригинал взят у masterok в Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building). История одного небоскреба.


Эмпайр-стейт-билдинг (англ. Empire State Building) — 102-этажный небоскрёб, расположенный в Нью-Йорке на острове Манхэттен. С 1931 по 1972, до открытия Северной башни Всемирного торгового центра, являлся самым высоким зданием мира. В 2001 году, когда рухнули башни Всемирного торгового центра, небоскрёб снова стал самым высоким зданием Нью-Йорка. Архитектуру здания относят к стилю ар-деко.


В 1986 году Эмпайр-стейт-билдинг вошёл в список национальных исторических памятников США. В 2007 году здание под номером один вошло в список лучших американских архитектурных решений по версии Американского института архитекторов. Владельцем и управляющим зданием является компания W&H Properties. Находится башня на Пятой авеню между Западными 33-й и 34-й улицами.




В конце XVIII века на месте, где теперь находится ЭСБ, быда ферма Джона Томпсона. В то время здесь был ручей, впадавший в Пруд золотого окуня (Sunfish Pond), который теперь находится в квартале от небоскреба. В конце 19 века здесь располагался отель Уолдорф-Астория (Waldorf-Astoria Hotel), где проживала социальная элита Нью-Йорка.


ЭСБ был спроектирован Грегори Джонсоном и его архитектурной фирмой Шрив, Лэмб и Хармон (Shreve, Lamb and Harmon), которая сделала чертежи небоскреба всего за две недели, в качестве основы используя её предыдущую работу, Кэрью Тауэр (Carew Tower) в Цинциннати, в штате Огайо. Здание проектировалось сверху вниз. Основными подрядчиками были Братья Старретты (Starrett Brothers) и Экен (Eken), проект финансировался Джоном Рэскобом (John J. Raskob).

Строительством руководил Альфред Смит (Alfred E. Smith), бывший управляющий Нью-Йорка.


Подготовка к строительству началась 22 января 1930 года, а само строительство небоскреба, благодаря влиянию Альфреда Смита как президента компании Empire State, Inc., началось 17 марта, в день святого Патрика. Над проектом трудились 3400 рабочих, по большей части иммигрантов из Европы, а также сотни индейцев-литейщиков из племени Могаук (Mohawk), преимущественно из резервации Канауэйк (Kahnawake), недалеко от Монреаля.

Однако изначально никто и подумать не мог, что Эмпайр Стейт Билдинг станет настолько известным небоскрёбом. Так, историк архитектуры Кэрол Уиллис (CarolWillis) в одной из своих книг отмечает, что главной задачей при строительстве небоскрёба было уложиться в указанную сумму, поэтому внешнему виду здания уделяли меньше всего внимания.


Это строительство было частью интенсивного соревнования за звание самого высокого здания в мире. Два других здания, боровшихся за этот титул, Уолл-стрит,40 и здание Крайслер (Chrysler Building), все еще строились, когда началась работа над созданием ЭСБ. Каждое из них удерживало звание меньше года, Эмпайр-Стейт-Билдинг обошел их в этом соревновании спустя всего лишь 410 дней после начала строительства. Официальное открытие ЭСБ, состоявшееся 1 мая 1931 года, было очень помпезным: президент Герберт Хувер (Herbert Hoover) включил свет в здании, нажав кнопку в Вашингтоне. По ироничному стечению обстоятельств, первый раз лампы на вершине небоскреба использовали в ознаменование победы Франклина Рузвельта над Хувером на президентских выборах в Ноябре 1932 года.


Давайте с помощью блогерв разберемся подробнее как строили такие небоскребы в то время.


Основная часть материала принадлежит rudzin , владельцу интереснейшего дневника



«Lunchtime atop a Skyscraper» (Обед на вершине небоскреба) — фотография из серии «Construction Workers Lunching on a Crossbeam — 1932″ фотографа Charles C. Ebbets


Такое чудо как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания — самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета.


Вот поэтому клепальщики — cамая важная профессия при строительстве небоскреба.


Клепальщики — это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день 15$, больше любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?



На помосте из досок, или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки — 10сантиметровые в длину и 3 сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» «варит» заклепки — небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно — провернется в отверстии и придется ее высверливать; и не слишком слабо — не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от «повара» метрах в 30ти (тридцати), иногда выше, иногда ниже на 2-3 этажа.


Передать заклепку можно единственным способом — бросить.


«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.


«Вратарь» стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель — поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не может двинуться с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.


«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.


Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя — около 250ти.


На фотографиях — лучшая в 1930м бригада, слева направо: «повар», «вратарь», «упор», и стрелок».


Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники — 4%. Ставка клепальщика — 25-30%%.


На здании Крайслера погиб один человек.

На Wall-Street-40 погибло четверо.

На Empire State — пятеро.


Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде - никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.


Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них - работа крановой бригады.


Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно.



Деррик-кран - стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники - этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.


Единственный ориентир для управления - удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар - включает мотор лебедки, удар — выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами (вы слышали когда-нибудь шум отбойного молотка?), другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя - швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.



Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.



В Нью-Йорке на 6-ой авеню есть памятникам этим ребятам, установлен в 2001 г. Моделью стала самая известная фот-ка, она в здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски!!!Я понимаю если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001!! Видимо не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это 10 вполне приличных ребят сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.

















В Нью-Йорке на 6-ой авеню есть памятникам этим ребятам, установлен в 2001 г. Моделью стала самая известная фот-ка, она в здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски!!! Я понимаю если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001!! Видимо не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это 10 вполне приличных ребят сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.

Время открытия ЭСБ совпало с периодом Великой депрессии в Соединенных Штатах, поэтому поначалу большинство офисных помещений пустовало. В первый год эксплуатации, строительство смотровой площадки обошлось владельцам здания приблизительно в 2 миллиона долларов, столько же они выручили за сдачу помещений в аренду. Из-за недостатка арендаторов жители Нью-Йорка стали называть небоскреб «Пустой-Стейт-Билдинг». Здание не приносило прибыли до 1950 года. В 1951 году состоялась продажа ЭСБ Роджеру Стивенсу (Roger L. Stevens) и его партнерам за рекордные 51 миллион долларов, посредником в которой стала известная фирма по продаже недвижимости в верхнем Манхеттене «Чарлз Нойз и компания» (Charles F. Noyes & Company). Тогда это была самая высокая цена за одно здание в истории недвижимости.


Шпиль небоскреба, выполненный в стиле Арт Деко, изначально был спроектирован как причальная мачта и место стоянки для дирижаблей. Сто второй этаж сначала был посадочной площадкой, на нем располагался специальный трап. Отдельный лифт между 86 и 102 этажами должен был поднимать пассажиров наверх после того, как они отметятся на смотровой площадке на 86 этаже. Однако, после нескольких попыток подвести к небоскребу дирижабль оказалось, что это сложно и опасно из-за сильных восходящих потоков воздуха, возникающих из-за огромной высоты здания. В 1952 году к шпилю небоскреба была прикреплена большая телевизионная вышка.

За годы своего существования Эмпайр Стейт Билдинг зарекомендовал себя крайне прочной конструкцией. Так 28 июля 1945 года в небоскрёб буквально врезался бомбардировщик Б-25. Погибло несколько человек, а десятки получили ранения разной степени тяжести. Двигатель бомбардировщика пролетел через всё здание, однако повреждения небоскрёба ограничились лишь разрушением внешних стен и пожаром в некоторых помещениях.

28 июля 1945 года бомбардировщик ВВС США B-25 «Митчелл», пилотируемый в густом тумане подполковником Уильямом Смитом, врезался в северный фасад здания между 79 × 80-м этажами. Один из двигателей пробил башню насквозь и упал на соседнее здание, другой свалился в шахту лифта. Пожар, возникший в результате столкновения, был потушен уже через 40 минут. В инциденте погибло 14 человек, а лифтер Бетти Лу Оливер выжила после падения в лифте с высоты 75 этажа — это достижение попало в Книгу рекордов Гиннеса. Несмотря на происшествие, здание не было закрыто, и работа в большинстве офисов на следующий рабочий день не остановилась.

повреждения небоскрёба Эмпайр Стейт Билдинг после столкновения с самолётом

За все время эксплуатации здания здесь было совершено более 30 самоубийств. Первое самоубийство произошло сразу после завершения строительства недавно уволенным рабочим. В 1947 году вокруг наблюдательной площадки был возведен забор, так как всего за три недели здесь было совершено 5 попыток суицида. В 1979 году мисс Элвита Адамс решила свести счеты с жизнью и прыгнула с 86-го этажа. Но сильный ветер забросил мисс Адамс на 85-й этаж, и она отделалась только переломом бедра. Одно из последних самоубийств произошло 13 апреля 2007 года, когда с 69 этажа выбросился адвокат.

Кликабельно, панорама

ЭСБ возвышается над улицей на 1250 футов (381м.) на 102 этаже, а если считать шпиль высотой 203 фута (62м.), то полная высота небоскреба составляет 1453 фута и восемь дюймов (443м.). У здания имеется 85 этажей торгового и офисного пространства (2158000 квадратных футов/200000м2) и смотровая площадка, открытая и закрытая, на 86 этаже. оставшиеся 16 этажей представляют собой башню в стиле Арт Деко, оканчивающуюся обсерваторией на 102 этаже. На вершине башни находится шпиль высотой 203 фута (62м.), большая часть которого покрыта телевизионными антеннами, со светящимся стержнем на самой вершине.

Небоскрёб Эмпайр Стейт Билдинг был первым зданием, имевшим более ста этажей. У него 6500 окон и 73 лифта, а с улицы до 102 этажа ведут 1860 ступеней. Общая площадь всех этажей составляет примерно 2768591 квадратных футов (257000м2); Основание ЭСБ имеет площадь примерно 2 акра (0.8га). В здании располагаются более тысячи организаций, оно имеет и свой почтовый индекс — 10118. По данным на 2007 год, каждый день в здании трудятся примерно 21000 служащих, что делает ЭСБ вторым по величине офисным комплексом в США, после Пентагона. Строительство небоскреба продолжалось один год и 45 дней. Изначально в нем было 64 лифта, расположенных в центре; на данный момент, в ЭСБ 73 лифта, включая служебные. Лифт поднимается на 86 этаж, где расположена смотровая площадка, менее чем за минуту. Суммарная длина труб небоскреба составляет 70 миль (113км.), длина электрических проводов — 2500000 футов (760000м.). Небоскреб отапливается паром под низким давлением; несмотря на огромную высоту, для отопления здание необходимо давление пара всего лишь два или три фунта на квадратный дюйм (от 0.14 до 0.21 кг. на см2). Небоскреб весит примерно 336000 тонн.

В 1964 году на башню была установлена система прожекторного освещения для того, чтобы подсвечивать верхушку в цветовой гамме, соответствующей каким-либо событиям, памятным датам или праздникам (День святого Патрика, Рождество и т. п.). К примеру, после восьмидесятилетнего юбилея и последовавшей за ним смерти Фрэнка Синатры, подсветка здания была выполнена в синих тонах, из-за прозвища певца «Мистер Голубые глаза». После смерти актрисы Фэй Рэй в конце 2004 года, освещение башни было полностью выключено на 15 минут.

Стоимость строительства ЭСБ составила 40948900 долларов. В отличие от большинства современных высоких зданий, у Эмпайр Стейт Билдинг — классический фасад. Входы с 33 и 34 улиц, укрытые модернистскими стальными навесами, ведут в коридоры, высотой в 2 этажа, пересеченные стальными или стеклянными мостиками на уровне второго этажа, окружающие лифты. В центральной части здания 67 лифтов.


Вестибюль обладает высотой в три этажа и использует алюминиевые детали здания вместо антенны, которой не было на шпиле до 1952 года. В северном коридоре находятся восемь подсвеченных панелей, созданных Роем Спаркиа (Roy Sparkia) и Рени Неморовым (Renee Nemorov) в 1963 году, что сделало здание восьмым чудом света, наряду с традиционными семью.


Во время отделки здания были сделаны долгосрочные прогнозы о его функционировании, чтобы удостовериться, что использование здания сейчас не помешает ему послужить будущим поколениям. Этим объясняется перепроектировка системы электроснабжения.

Традиционно, в дополнение к обычному освещению, подсветка здания выполняется в цветах нью-йоркских спортивных команд в те дни, когда в городе проходят матчи этих команд (оранжевый, синий и белый для New York Knicks, красный, белый и синий для New York Rangers и т. д.). Во время теннисного турнира US Open в подсветке доминирует желтый цвет (цвет теннисного мяча). В июне 2002 года, в дни празднования юбилея Ее Величества Королевы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II, подсветка была пурпурно-золотой (цвета дома Виндзоров).

Очень часто это здание является героемхудожественных фильмов. Вот Кинг-Конг например.

В 1964 году, для освещения здания ночью, были установлены прожекторы на его вершине, цвета были подобраны так, чтобы они совпадали с сезонами и другими событиями, такими как День святого Патрика и Рождество. После восемнадцатого дня рождения небоскреба и последовавшей за этим смертью Фрэнка Синатры, например, здание было освещено голубым светом, что намекало на прозвище певца — «Голубоглазый старик» (Ol’ Blue Eyes). После смерти актрисы Фэй Урей (Fay Wray, фильм «Кинг-Конг») в конце 2004 года, небоскреб стоял в полной темноте в течение 15 минут.

Прожекторы освещали ЭСБ красным, белым, и голубым цветами в течение нескольких месяцев после разрушения Всемирного торгового центра, после чего вернулось к привычному распорядку. По традиции, помимо обычного расписания, небоскреб освещается цветами нью-йоркских спортивных команд в дни их домашних матчей (оранжевый, голубой и белый для Нью-Йорк Никс (New York Knicks); Красный, белый и голубой для Нью-Йорк Рэнжерс (New York Rangers) и т.д.). Здание освещается желтым цветом теннисного мяча в время Открытого чемпионата США по теннису (US Open) в конце августа или в начале сентября. Два раза небоскреб даже освещался ярко-алым цветом для университета Ратжерс (Rutgers University), первый раз во время футбольного матча 9 ноября 2006 года против Луисвиллского университета (University of Louisville), когда была одержана самая яркая побела в истории университета, и второй раз 3 апреля 2007 года, когда женская баскетбольная команда играла против Теннеси (Tennessee) в ходе национального чемпионата.

В июне 2002 года, во время Золотого юбилея Её Величества королевы Великобритании Елизаветы II (Elizabeth II), Нью-Йорк осветил ЭСБ красным и золотым (цветами монархов Королевского дома в Виндзоре (Royal House of Windsor)). Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг сказал, что это был знак благодарности Её Величеству за то, что после 11 сентября 2001 года в Букингемском дворце (Buckingham Palace) был исполнен национальный гимн Соединенных Штатов.

В 1995 году небоскреб был освещен синим, красным, зеленым и желтым цветами в честь запуска операционной системы Майкрософт Виндоус 95 (Microsoft’s Windows 95). Это было прорывом для домашних компьютеров, и запуск был встречен фанфарами.

Здание также окрашивалось в пурпурный и белый цвета в честь выпуска студентов из Нью-Йоркского университета (New York University).

Когда Нью-Йорк Метс (New York Mets) обыграли Нью-Йорк Янкиз (New York Yankees) в турнире Сабвей Сириэс (Subway Series) в мае 2007 года, следующей ночью здание было освещено цветами победителей, оранжевым и голубым.

В октябре 2007 года небоскреб был в течение трех дней окрашен в зеленый цвет в честь исламского праздника Эйд аль Фитр (Eid ul-Fitr). Такое освещение, впервые примененное в честь мусульманского праздника, планируется использовать каждый год.

25-27 апреля 2008 года, небоскреб был окрашен в «цвет лаванды» в честь выхода нового альбома Мэраи Кэри (Mariah Carey) «E=MC2.

В Эмпайр-Стейт-Билдинг находится одна из самых популярных открытых обсерваторий в мире, которую посетили более 110 миллионов людей. Смотровая площадка на 86 этаже обеспечивает впечатляющий круговой обзор города. Есть еще одна открытая публике смотровая площадка на 102 этаже. Она была закрыта в 1999 году, но вновь открылась в ноябре 2005. Она полностью застеклена и обладает гораздо меньшими размерами, чем первая; в дни наплыва посетителей её иногда закрывают.

Нью-Йорк — главный центр массовой информации Соединенных штатов. после атак 11 сентября 2001 года почти все коммерческие вещательные станции города (как радио, так и телевизионные) передавались с вершины ЭСБ, хотя некоторые FM-радиостанции расположены в близлежащем здании Конде Нэст (Conde Nast Building). Большинство нью-йоркских AM-станций передаются из Нью-Джерси.

Коммуникационные средства для вещательных станций находятся на вершине ЭСБ. Вещание из здания началось 22 декабря 1931 года, когда Broadcasting began at Empire on December 22, 1931, когда Радио-Корпорация Америки (RCA) начала транслировать экспериментальные телевизионные передачи через маленькую антенну, укрепленную на шпиле. Они арендовали 85 этаж и построили там лабораторию, и в 1934 году RCA было объединено Эдвином Говардом Армстронгом (Edwin Howard Armstrong) в сомнительное предприятие, чтобы протестировать его FM-систему с помощью антенны небоскреба. Когда Армстронг и RCA покинули здание в 1935 году и его FM-оборудование было снято, 85 этаж стал местом телевизионной студии RCA, сначала как экспериментальный W2XBS канал 1, который 1 июля 1941 года стал коммерческой станцией WNBT, канал 1 (теперь — WNBC-TV канал 4). Станция Национальной Радиовещательной Компании (WEAF-FM, теперь WQHT) начала трансляции через антенну в 1940 году.

NBC продолжали единолично использовать вершину Эмпайр Стейт Билдинг до 1950, когда Федеральная комиссия связи США (FCC) не изменили положение, основываясь на просьбах зрителей перенести семь основных каналов в ЭСБ, чтобы не нужно было постоянно настраивать антенны. Началось строительство огромной телевизионной башни. Затем другие телевизионные компании присоединились к RCA в небоскребе, на 83, 82 и 81 этажах, некоторые привезли с собой и родственные радиостанции. Массовые ТВ- и ФМ- трансляции начались в 1951. в 1965 году, вокруг смотровой зоны на 102 этаже были установлены отдельные FM-антенны.


Когда строился Всемирный торговый центр, это вызывало серьезные проблемы у телевизионных станций, большинство которых переехали во Всемирный торговый центр сразу после завершения его строительства. Это позволило модернизировать антенну и улучшить качество трансляции FM-радиостанций, оставшихся в ЭСБ, к которым вскоре присоединились другие FM-радиостанции и телевизионные станции, переехавшие из всех остальных мест в центре города. Разрушение Всемирного торгового центра вызвало необходимость изменения частот вещания и перепланировки студий, чтобы принять станции, которые были вынуждены вернуться.





Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building, ЭСБ) – главный символ Нью-Йорка , национальный исторический памятник США и лучшее американское архитектурное достижение всех времён .

Свое название небоскреб получил в честь американского штата New York , который нередко именуется «Имперским штатом» (Empire State).

Согласно легенде, когда Генри Хадсон плыл по реке Гудзон, он был настолько поражён красотой и величием района, что воскликнул: «Это новая империя!»

Где находится: расположение

Эмпайр Стейт Билдинг – 103-этажное офисное здание, расположенное на острове Манхэттен в Нью-Йорке, США . Вход в здание находится со стороны Пятой авеню – между Западными 33-й и 34-й улицами.

Расположение на картах Google, саму карту можно увеличивать:

Перевод на русский

С английского языка «The Empire State Building» можно перевести на русский как «Здание Имперского штата » или «Дом Имперского штата».

История небоскреба: проектирование и строительство

Заглянув в историю, мы узнаем, что проектом здания занялась архитектурная компания «Шрив, Лэмб и Хармон» , главным архитектором которой был Уилльям Ф. Лэмб.

При проектировании использовались ранние разработки для небоскребов Рейнольдс Билдинг в Северной Каролине и Керью Тауэр в штате Огайо.

Строительство башни стартовало в День святого Патрика – 17 марта 1930 года, и завершилось спустя 1 год и 45 дней , всего на сооружение небоскреба потребовалось более 7 миллионов человеко-часов.

Над постройкой здания трудились 3400 рабочих : большая часть – эмигранты из Европы, а также несколько сотен монтажников – выходцев из индейского племени томогавков, отличительной чертой которых было отсутствие боязни высоты.

На момент начала строительства ЭСБ будущие символы Нью-Йорка – Трамп Билдинг и Крайслер Билдинг – претендовали на титул высочайшего небоскреба в кратчайшие сроки и уже находились в процессе стройки.

Между ними разгорелась нешуточная борьба, в результате которой ЭСБ обогнал всех: здание росло на четыре с половиной этажа в неделю , рекорд – четырнадцать этажей за десять дней.

Так, спустя 410 дней, 5662 м 3 стройматериалов, 60 тысяч тонн стальных конструкций, 10 млн кирпичей и 700 км кабеля, на горизонте Манхэттена появилось высочайшее на тот момент здание в мире .

Открытие Эмпайр Стейт Билдинг

Торжественное открытие здания состоялось 1 мая 1931 года : губернатор штата перерезал ленточку, а президент Герберт Гувер зажёг прожекторы башни при помощи рубильника в Вашингтоне.

К сведению! В тот период в США была в разгаре Великая депрессия, и далеко не все могли позволить себе аренду помещения в небоскребе, в связи с чем здание долгое время пустовало: офисы занимали примерно 20% всей площади. Полностью сдать башню в аренду удалось лишь спустя целое десятилетие.

Высота и другие технические характеристики здания

На момент официального открытия небоскреба его высота составляла 381 м , а после возведения на крыше небоскреба телевизионной башни в 1952 году, высота достигла 443,2 м . После чего вершина башни стала использоваться для расположения оборудования.

Сколько этажей?

В здании 103 этажа: коммерческие помещения занимают первые 85 этажей здания, их общая площадь составляет более 257 тысяч м².

Остальные 16 этажей – надстройка в стиле ар-деко, представляющем собой сочетание модернизма и неоклассицизма.

На 86 и 102 этажах небоскреба расположены смотровые площадки.

Ширина башни у основания – около 140 м: постройка занимает около одного гектара земли. Всего в здании насчитывается 6500 окон, 1860 ступеней и 73 лифта , которые способны перевозить до 10 тысяч человек в час.

Смотровые площадки

Основная смотровая площадка

На 86 этаже небоскреба действует высочайшая смотровая площадка под открытым небом в Нью-Йорке. Здесь были сняты десятки киносцен, пережиты миллионы незабываемых моментов.

Для справки! Площадка располагается вокруг шпиля здания, представляя взору посетителей панораму Нью-Йорка и его окрестностей. Отсюда открываются захватывающие виды на Центральный парк, реку Гудзон, пролив Ист-Ривер, Бруклинский мост, Таймс-сквер, статую Свободы и многое другое.

Можно также воспользоваться обзорным биноклем с многократным увеличением и рассмотреть объекты в мельчайших подробностях.

Верхняя смотровая площадка

Шестнадцатью этажами выше – на 102 этаже здания – действует ещё одна смотровая площадка, по площади значительно уступающая основной, к тому же полностью закрытая.

Освещение

Традиция парадного освещения башни разными цветами в честь важнейших событий, праздников и торжеств сохраняется в течение долгих десятилетий .

Раньше 30 верхних этажей подсвечивались 200 прожекторами: в День независимости США здание становилось бело-красно-синим, а в День Святого Патрика – зеленым.

Для достижения данного эффекта на прожекторах вручную менялись светофильтры: процесс занимал несколько часов.

В 2012 году в системе иллюминации башни произошли кардинальные изменения: была установлена система динамического светодиодного освещения. Если раньше смена архитектурной подсветки происходила в пределах 10 цветов, то сегодня взору жителей Нью-Йорка предстаёт палитра из 16 миллионов оттенков.

Новая система иллюминации позволяет управлять светом дистанционно, регулировать его направление и создавать различные эффекты.

Ни один праздник в Нью-Йорке не обходится без светового шоу на башне , которое зачастую синхронизируется с музыкальным сопровождением.

Интерьер: что находится внутри?

Интерьер здания – один из немногих, признанных достопримечательностью Комитетом по сохранению архитектурного наследия Нью-Йорка. В 2009 году было потрачено 18 месяцев на восстановление эстетики оригинального дизайна интерьера 1930 года (напомним, что постройка всего здания заняла всего 13 месяцев).

Внутри находится холл тридцатиметровой высоты, который протягивается на три этажа. Он украшен панно с изображениями семи чудес света, а на стене над стойкой регистрации в холле – одно из самых известных в Нью-Йорке – изображение самого здания, излучающего свет.

Полезная информация для туристов

Небоскреб открыт круглый год с 8 утра до 2 часов ночи , и каждый день его посещает огромное количество людей.

Меньше всего посетителей бывает в 8 утра и в 3 часа дня, а также поздним вечером.

Чтобы не тратить время в очереди перед кассой, можно приобрести билет на официальном сайте . Срок действия такого билета – год, то есть возможность запланировать визит на любое удобное время. Однако встать в очередь всё равно придётся (досмотр, лифт). Миновать эти очереди могут только посетители с билетами категории ВИП.

Цены. Стоимость посещения открытой смотровой площадки на 86 этаже – от $37 для взрослого и от $31 для ребёнка. ВИП-билет стоит $65 для всех. Посещение верхней смотровой площадки на 102 этаже оплачивается отдельно (плюс по $20 за все категории билетов).

Специальный билет «New York Pass» позволяет посетить более 90 достопримечательностей «Большого яблока» , включая Эмпайр Стейт Билдинг, по единому билету.

Стоимость такого билета зависит от срока его действия – от одного до десяти дней: от $124 до $420 для взрослого и от $94 до $279 для ребёнка.

Выставка «Устойчивость»

На втором этаже небоскреба действует выставка «Устойчивость» (Sustainability). В настоящее время здание реконструируется: около $120 млн. тратятся на уменьшение энергопотребления.

Выставка «Устойчивость» демонстрирует новейшие технологии и процессы, повествует историю реновации здания посредством цифровых дисплеев, скульптур и настоящих строительных материалов.

Выставка «Не бойся мечтать»

На 80 этаже действует выставка «Не бойся мечтать» (Dare to Dream). История Эмпайр Стейт Билдинг – история американской мечты: выставка отражает историю, проектирование и строительство здания. Она включает в себя оригинальные документы: фотографии, архитектурные эскизы, строительные заметки и ежедневные бухгалтерские документы.

Получить более подробную информацию о здании, его месте и роли в современном мире можно благодаря интерактивному мультимедийному туру, который включен в стоимость билета. Для этого необходимо скачать соответствующее приложение в AppStore или Google Play, что можно сделать на месте, воспользовавшись бесплатным беспроводным интернетом.




Кроме того, в нашей группе Вконтакте можно найти больше фотографий в хорошем качестве, в отдельном альбоме посвященном небоскребу.

Название : Empire State Building (en)

Местонахождение : Нью-Йорк (США)

Создание : 1929-1931 гг.

Стиль : Арт-деко

Архитектор(ы) : архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон»

История строительства небоскреба

Эмпайр Стейт Билдинг был создан по проекту архитектурной фирмы «Шрив, Лэм и Хармон». Судьба этого небоскреба тесно связана с драматичной историей двух десятилетий между мировыми войнами. Экономический подъем 20-х гг. породил строительный бум в коммерческом центре Нью-Йорка.

Подскочила цена на землю, возросла плотность и этажность застройки. Стали появляться технологические усовершенствования в области освещения, отопления, вентиляции, противопожарных систем, механизации земляных работ и конструкций фундамента. Они позволили увеличивать высоту зданий, и вспыхнуло настоящее соревнование за первенство небоскребов в силуэте города.

Эту эпоху накануне Великой депрессии ознаменовала новая, необычная музыка – джаз и смелая, экстравагантная архитектура. Эмпайр Стейт Билдинг высотой 381 м (102 этажа) стал символом времени. Самый высокий в мире, он обогнал небоскреб фирмы «Крайслер» высотой 319 м. здание достроили в 1931 году, уже в период упадка экономики, и многие годы оно простояло пустым.

Архитектура Эмпайр Стейт Билдинг

  1. Строительство . Эмпайр Стейт Билдинг возводили с помощью новых строительных технологий 3500 рабочих со скоростью 4,5 этажа в неделю. Строительство продолжалось 410 дней. На одном из участков здания был достигнут рекорд: 14 этажей были готовы за 10 дней.
  2. Стальной каркас . В конце XIX столетия конструкции со стальным каркасом стали широко применяться в промышленных сооружениях, при возведении мостов и железнодорожных вокзалов. В начале XX века такие конструкции начали использоваться в многоэтажных зданиях. В 1930 году звание самого высокого здания в мире оспаривали небоскреб «Крайслер» архитекторы Уильяма Ван Алена и «Бэнк оф Манхэттен» Х. Крейга Северанса, бывшего соратника Ван Алена. Получить разрешение на дополнительные этажи было трудно. Ван Ален победил, достроив к «Крайслеру» стальной шпиль в 56 метров под видом шахты противопожарной вентиляции. Благодаря этой хитрости «Крайслер» достиг высоты 319 м и обогнал 282-метровой «Бэнк оф Манхэттен». Однако уже в следующем году пальма первенства перешла к Эмпайр Стейт Билдинг, вознесшемуся над Нью-Йорком на 381 метр.
  3. Конструкция . Масса здания – 365 000 тонн, его стальной каркас массой 59 000 т несет стены из 10 млн. кирпичей. Этот небоскреб оставался самым высоким в мире до 1973 года, когда его рекорд был побит зданием Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
  4. Лифты . Увеличение длины шахт и скорости пассажирских лифтов облегчило обслуживание небоскребов. Эмпайр Стейт Билдинг оборудован 62 лифтами, скомпонованным в группы.
  5. Законы зонирования . Законы о зонировании городской территории, принятые в 1916 году, должны были регулировать развитие Нью-Йорка. Чтобы улучшить освещение улиц, застроенных небоскребами, предписывалось с повышением высоты здания сужать его верхние этажи. Благодаря этому закону в Нью-Йорке начала 1930-ых годов появились небоскребы с выразительными ступенчатыми силуэтами, похожими на зиккураты древнего Междуречья . Этот тип здания нарушил условности и пропорции архитектурных ордеров , которым еще соответствовали первые небоскребы, построенные в Чикаго на рубеже XIX и XX веков. Новый стиль небоскребов вобрал в себя мотивы арт-деко и в то же время отразил увлечение авангардными геометрическими формами.
  6. Антенная мачта . Во время главных праздников антенную мачту небоскреба украшают иллюминацией. В первые годы после окончания строительства его смотровую площадку ежедневно посещали 3 000 человек. Это давало годовую прибыль в 1 миллион долларов – значительную сумму для периода Великой депрессии, наступившей после финансового краха на Уолл-стрит в 1929 году
  7. Причал для дирижаблей . В 16-этажном шпиле, венчающем небоскреб, есть диспетчерский зал, так как шпиль должен был служить причалом для дирижаблей. В такой качестве он использовался только дважды, но образ небоскреба-маяка, к которому пристают воздушные корабли, стал одной из наиболее ярких фантазий об архитектуре будущего.
  8. Ширина . Ширину башни определяли требования обеспечения вентиляции и естественного освещения. До появления мощных кондиционеров глубина помещений офиса от окна до задней стены не могла превышать 8,5 метров.
  9. Стиль арт-деко. Стиль арт-деко был порожден Международной выставкой декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже. Он использует разнообразные исторические художественные формы – от искусства Древнего Египта до культуры майя. Характерной особенностью стиля арт-деко стало использование новых материалов, таких, как хромированная сталь, стекло и пластмасса.
  10. Окна . В небоскребе 6500 окон, соединенных вертикальными полосами из стали и алюминия.
  11. Кладка стен . Наружная обшивка тяжелого по современным меркам стального каркаса выполнена из блоков серого известняка, обрамленных полосами алюминия.
  12. Опорная платформа . Пятиэтажная опорная платформа небоскреба занимает всю площадь отведенного под него участка. В центре ее – вестибюль высотой в три этажа, а вокруг него кольцом идут два яруса магазинов. На стройплощадке небоскреба не было места для складирования материалов, поэтому их подвозили по четкому графику и сразу поднимали наверх. Процесс напоминал работу современного заводского конвейера, что позволило закончить здание в рекордный срок.

Мой любимый небоскреб

Знакомьтесь, один из старейших небоскребов мира - Эмпайр Стейт Билдинг. Этот стальной гигант разменял уже восьмой десяток. На сегодняшний день здание, не смотря на свой почтенный возраст, занимает 10-ую строчку в хит-параде самых высоких сооружений планеты. Примечательно, что Эмпайр Стейт Билдинг (сокращенно ЭСБ) остается высочайшим строением Нью-Йорка, а вплоть до 1972 года Имперское Здание и вовсе держало первенство среди высоток нашей планеты.

В течение 29 лет существования Башен Близнецов Всемирного Торгового Центра Эмпайр Стейт Билдинг приходилось довольствоваться второй ролью, но террористический акт, произошедший 11 сентября, в результате которого башни-близнецы пали, вернул все на свои места - Имперское Здание вновь стало Первым в Нью-Йорке, невольно выиграв очередной раунд в «гонке» за высоту. Стоит отметить, что Эмпайр Стейт Билдинг является вторым по величине среди всех зданий США и уступает лишь чикагской башне Сирз.

Строительство Имперского Здания, а именно так переводится с английского имя небоскреба, началось в эпоху Великой Депрессии. В тот тяжелый для страны период десятки тысяч безработных и разорившихся бизнесменов, наверное, недоумевали, почему Рокфеллер-младший вкладывает свои сбережения в помпезный проект. Однако Эмпайр Стейт Билдинг был возведен в рекордно короткие сроки. Всего лишь 1 год и 3 месяца, а точнее 410 дней, потребовались рабочим, чтобы дать жизнь 381-метровому исполину. Полная высота Имперского Дома и вовсе зашкаливает за 400 метров. Конкретно, вместе со шпилем и антеннами, она составляет 448.7м. Конечно, эти декоративные элементы и антенны не входят в расчет при определении самого высочайшего здания мира. Иначе Эмпайр Стейт Билдинг и по сей день был бы в пятерке финалистов на звание «Небоскреб №1».

В настоящем Эмпайр Стейт Билдинг - это главная архитектурная достопримечательность Нью-Йорка. Смотровую площадку Имперского здания посещает в год не один миллион туристов. Ежедневно обсерватория принимает до 10000 посетителей. Даже в XXI веке техническое состояние здания остается безупречным, оно по-прежнему функционирует как крупнейший офисный центр и является местом работы свыше двадцати тысяч служащих. Владельцем небоскреба является корпорация W&H Properties, а арендаторами помещений выступают около 640 компаний, занимающих более 10000 офисных комнат.

Найти Эмпайр Стейт Билдинг довольно легко, ведь сооружение хорошо просматривается с любой точки Нью-Йорка. Однако и точный адрес у него тоже есть - Манхеттен, Пятая авеню, которая расположена между Западными 33-ей и 34-ой Стрит.

Американцы наградили Имперское Здание разнообразными титулами, например, таким, как Национальный Исторический Памятник США и Лучшее Архитектурное Американское Решение. Эмпайр Стейт Билдинг, кроме того, прировняли к 7 Чудесам Света. Об этом свидетельствует красочное панно, размещенное в холле на высоте трех этажей. На этой картине изображены последовательно все 7 чудес Света. А восьмая картина отведена для самого ЭСБ.

История строительства

Как и было сказано ранее, строительство Имперского Дома началось в годы Великой Депрессии, а именно в марте 1930-ого. Проект здания разработало архитектурное бюро «Шрив, Лэм и Хармон». На объекте было задействовано свыше 3400 рабочих, причем, в основном, на стройке трудились эмигранты из Европы, а также отряд индейцев-могавков из резервации близ Монреаля. Видимо с безработицей в те времена было не так плохо как в эпоху настоящего мирового финансового кризиса.

Возведение 102-этажного небоскреба шло ускоренными темпами. Пожалуй, такая спешка была продиктована пресловутой жаждой первенства, ведь одновременно с ЭСБ на стадии реализации находилось еще 2 высотных проекта - Уолл Стрит, 40 и Крайслер Билдинг. Каждую неделю бригады сдавали по 4.5 этажа, а в наиболее острые периоды высотной гонки строителям приходилось работать практически круглосуточно, чтобы двигаться со скоростью 14 этажей в 10 дней. Итак, 1 мая 1931 года все основные работы по возведению здания были закончены, и на макушке Эмпайр Стейт Билдинг зажглась праздничная иллюминация.

После того, как ЭСБ ввели в эксплуатацию, начались для владельцев здания не лучшие времена и все потому, что огромные офисные площади никак не удавалось заселить арендаторами. Небоскреб одно время даже прозвали Пустой Стейт Билдинг. В основном, здание использовалось как некий аттракцион - люди приезжали сюда со всей Америки и других стран мира, дабы подняться на смотровую площадку, находящуюся на 380-метровой высоте и оттуда взглянуть на Город Мечты Нью-Йорк. Естественно, подобные экскурсии были платным (впрочем, как и сейчас), но доходы, получаемые от туристов, не компенсировали большие расходы на содержание здания и, уж тем более, не окупали затрат на его строительство. В итоге Эмпайр Стейт Билдинг в начале 50-ых годов XX века был продан компании «Роджерс Стивенс и партнеры». За владение небоскребом была уплачена поистине астрономическая сумма для того времени - 51 млн. долларов США. Новые владельцы наладили управление зданием и ЭСТ начал вскоре приносить прибыль.

Конструктивные особенности и размеры Эмпайр Стейт Билдинг

Эмпайр Стейт Билдинг выстроен в стиле ар-деко, который набирал популярность в 30-ые года прошлого столетия. Позже именно такая архитектура - простая, строгая и величественная, станет доминирующей в сталинских высотках. Сегодня нам покажется странным, как почти 100 лет назад было возможным, с использованием простых технологий и скромных знаний в инженерии, построить такого гиганта. Однако на самом деле возведение Эмпайр Стейт Билдинг было научно обосновано. Толчок в небоскребостроении дал еще в 1880 году Дж. Богардус, представивший свои разработки прочных каркасных металлических конструкций из чугуна. К тому же в середине XIX века Отис разработал пассажирский лифт. Спустя несколько десятков лет усовершенствованные лифты, выпущенные одноименной компанией, станут обязательным атрибутом практически всех высоток мира.

Пожалуй, из всех 10 высочайших небоскребов мира только Эмпайр Стейт Билдинг имеет простые контуры. Имперский Дом - воплощение рационализма в архитектуре. Тут нет места помпезности и вычурности. Размеры здания придают ему величественность, а искусственные украшения великану и вовсе ни к чему. Единственным элементом декора фасада являются полосы из нержавеющей стали, которые взметаются ввысь. Да, еще есть выступы в верхней части здания в количестве трех штук. В праздничный наряд небоскреб облачается по вечерам и особенно торжественным случаям (вроде Рождества или дня Святого Патрика), тогда на верхушке зажигается парадная разноцветная иллюминация. Днем же Эмпайр Стейт Билдинг образец элегантности и стиля - этакий мощный клерк в сером каменном костюме.

Здание содержит 102 этажа, из которых 85 занимают офисы, а остальные 16 уровней представляют собой надстройки, используемые для технических нужд. На 86-ом этаже организована смотровая площадка, дающая обзор в 360 градусов. Еще одна обсерватория есть на 102-ом этаже - она меньше по размеру и вид с нее не такой богатый, как хотелось бы. По данным владельцев ЭСБ обзорные площадки за время существования небоскреба посетили свыше 110 млн. человек из разных стран мира.

В ЭСБ есть 2 подземных этажа, выполняющих функцию автопарковки. Там же располагаются блоки системы кондиционирования и узел по переработке отходов. В Имперском Доме функционирует паровое отопление низкого давления. Общая длина всех труб в здании составляет 113 км!

Стоит заметить, что ЭСБ - это первое сооружение в мире, которое имеет более 100 этажей. Такой размах объясняется тем, что высота потолков в здании не очень велика, но данное обстоятельство нисколько не умоляет мастерства разработчиков и строителей. Всего в Эмпайр Стейт Билдинг содержится 6500 окон, общая площадь остекления равна 2 гектарам. Между этажами курсирует 73 скоростных лифта Otis, которые единовременно могут перевозить 10000 человек. Общая длина шахт лифтов составляет аж 11 км!

Впрочем, наверх, а именно до 86-ого этажа, можно подняться при желании и пешком. Всего-то 1860 ступенек. Однако мало кто отваживается на такой путь. Иногда в Эмпайр Стейт Билдинг устраивают соревнования по бегу на верхний этаж. Рекордсмены добираются до финиша за 10 минут. Да уж, физическая подготовка должна быть на высоком уровне.

Эмпайр Стейт Билдинг является довольно тяжелой конструкцией, ведь основная часть здания выполнена из стали и камня. Вес небоскреба составляет 331 тысячу тонн. Чтобы выдержать такую махину, строителям пришлось сформировать 2-уровневый фундамент площадью в 8000 м. кв. и использовать для его поддержки стальные конструкции весом более 54 тысяч тонн. Благодаря особому устройству металлических опор вес сооружения распределен равномерно, металл поддерживает камень и передает нагрузку на прочный фундамент. Таким образом, основная роль в устойчивости ЭСБ отведена именно стальным балкам, колоннам и сваям. При строительстве Эмпайр Стейт Билдинг внешние леса не использовались, что очень удешевило и ускорило возведение здания.

В ходе строительства было израсходовано более 10 млн. кирпичей из гранита и известняка (на их формирование ушло около 5662 м. куб. породы) и свыше 700 км элетрокабеля для проведения коммуникаций.

Верхняя часть ЭСБ служит не только для праздничного освещения города, но еще и выполняет функцию носителя теле-радио-антенн. Первоначально на крыше небоскреба хотели устроить станцию для причаливания дирижаблей, но очень быстро от этой затеи пришлось отказаться, поскольку на верхотуре в 381 метр дует сильный ветер, который мешает приземлению «небесных тихоходов». Также курсирование дирижаблей в черте города становилось год от года все более опасным, поскольку плотная застройка небоскребами провоцировала несчастные случаи. В общем, крыша Имперского Дома пустовала. Вскоре, с развитием теле- и радиовещания, понадобилось устройство антенны на самой высокой точке города. И тогда на крыше ЭСБ поставили шпиль высотой свыше 60 метров, который и сыграл роль крепления этих самых антенн. Сегодня трудно представить здание без оных «украшений» - антенны отлично вписались в общую концепцию Дома и даже придали ему законченный вид. На верхушке мачты стоит специальный фонарь, оповещающий самолеты о приближении к препятствию.

Интересные особенности интерьера и аттракционы

Выше уже было сказано, что внутри Эмпайр Стейт Билдинг имеется холл, составляющий 30 метров в длину и три этажа в высоту, на его стенах находятся цветные панно, изображающие 8 Чудес Света - 7 основных и одно «Новое», которым является сам Имперский Дом. Кроме того, в Эмпайр Стейт Билдинг есть Зал Рекордов Гиннеса - это своеобразный музей, экспозиция которого повествует о выдающихся рекордах в различных областях человеческой жизни.

Еще туристам интересен для посещения аттракцион, названный Нью-Йорк Скайрайд. Он был открыт в 1994 году. Прокатившись на этом аттракционе, можно получить полную иллюзию воздушного вояжа по Нью-Йорку. Пассажирам самолета предлагается пережить поистине незабываемые ощущения. Воздушное судно трясет и вертит из-за шторма, а отважный пилот Кевин Бейкон всеми силами старается сохранить равновесие. В новой версии аттракциона большее внимание уделяется образовательному и патриотическому аспекту, тогда как ранее эта карусель несла в большей степени развлекательную функцию. Продолжительность «полета» - 25 минут.

Эпилог

Эмпайр Стейт Билдинг имеет весьма почтенный возраст для небоскреба. Особенно, если учитывать тот факт, что здание содержит более 100 этажей, Возможно, когда-то придется демонтировать этого исполина, но пока Имперский Дом является достойным украшением Нью-Йорка и одним из «вечных» символов Соединенных Штатов Америки.