Как взять в аренду помещение у администрации города. Как выиграть тендер на муниципальное помещение под детский центр

Вы ищете информацию об аукционах по аренде муниципальной собственности в Москве, потому что это недорого и надёжно? Возможно, что у вас по тем или иным причинам существует потребность в том, чтобы подписать договор аренды жилого или нежилого помещения, находящегося в собственности городских властей или даже государства. В этом случае муниципальная аренда помещений в Москве - это то, что позволит вам снять подходящий объект.

В то же время ГлавУпДК при МИД России предлагает вашему вниманию информацию об аукционах по аренде федерального имущества - т.е. находящегося в собственности государства Секрет заключается в том, что государственные объекты нежилой недвижимости практически не попадают в базы данных агентств недвижимости. По этой причине многие просто не знают, что возможность получить в аренду объект по более низкой цене существует. Следует также различать аренду федеральной недвижимости от аренды недвижимости, полученной в ходе аукциона по аренде муниципального помещения.

Компания ГлавУпДК при МИД России на постоянной основе организует и проводит аукционы по аренде федерального недвижимого имущества, переданного ей в управление на праве хозяйственного ведения. Если вы ищете помещение под офис, обязательно посетите наш сайт, где вы сможете ознакомиться с предложениями по аренде и станьте участником аукциона - выгода подписания договора аренды вполне очевидна, ведь вы сможете заключить абсолютно легальный договор аренды, который будет защищать ваши интересы как арендатора.

Правила проведения аукциона:

Аукцион проводится в соответствии с действующим законодательством, которое обязывает ФГУПы выставлять все предлагаемые к аренде помещения на аукцион. В случае если подана только одна заявка, аукцион признается несостоявшимся, и договор подписывается с подавшим единственную заявку потенциальным арендатором по минимальной (стартовой) арендной ставке. В случае, если на одно помещение претендует несколько участников, проводится аукцион, во время которого в ходе торгов ставки могут существенно увеличиваться.

Для того чтобы стать участником аукциона по аренде недвижимости, необходимо заполнить заявку, где будут указаны ваши данные, а также приложить учредительные документы и документ об оплате задатка. До начала аукциона клиент вправе отказаться от участия и отозвать поданную заявку.

Если вы стали победителем аукциона, то вам необходимо заключить договор аренды в течение 20 дней с момента проведения аукциона. В таком случае, задаток победителю аукциона будет возвращен или принят в счет исполнения обязательств по этому договору.

Но если договор по тем или иным причинам не будет подписан победителем, в указанные сроки, то задаток ему не возвращается.

При возникновении вопросов о правилах проведения аукциона, вы можете обратиться к нашим консультантам по телефону или по электронной почте, указанной на сайте.

Как провести аукцион на право заключения договоров аренды (безвозмездного пользования, доверительного управления) в отношении государственного (муниципального) имущества

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Одним из способов проведения торгов на право заключения договоров аренды (безвозмездного пользования, доверительного управления) имущества и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного (муниципального) имущества, является аукцион.

«Главбух» советует

Торги на право заключения договоров в отношении государственного (муниципального) имущества можно начать до истечения срока действующего договора аренды (безвозмездного пользования, доверительного управления).

При этом новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. То есть к моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам проведения торгов, государственное (муниципальное) имущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев, когда оно закреплено на праве оперативного управления).

Об этом сказано в пункте 8 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Правила проведения торгов в форме аукциона установлены приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (ч. 5 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Они не распространяются на земельные и лесные участки, водные объекты, участки недр, а также на имущество, передаваемое по концессионным соглашениям (ч. 2 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ).


Некоторые положения по проведению торгов и заключению договоров в отношении государственного и муниципального имущества изложены в разъяснениях ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Внимание!

Несоблюдение Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, признается нарушением. Такое нарушение является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными (в т. ч. по иску антимонопольного органа) (ч. 4 ст. 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, ст. 168, 449 ГК РФ, письмо Минэкономразвития России от 21 января 2011 г. № Д05-171).

Аукцион нужно проводить в отношении имущества, которое не включено в перечень, утвержденный приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. Торги по имуществу, включенному в указанный перечень, следует проводить путем проведения конкурса. Такой вывод следует из положений пункта 3 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. При этом по решению организатора торги на право заключения договоров в отношении имущества, по которому заключение договоров возможно только путем проведения конкурса, могут быть проведены в форме аукциона. Об этом сказано в пункте 18 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г., письме ФАС России от 17 марта 2010 г. № АЦ/7021.

Аукцион проводить не нужно при предоставлении прав в отношении государственного (муниципального) имущества, в частности:

    государственным органам, органам местного самоуправления , государственным внебюджетным фондам; Банку России; государственным (муниципальным) учреждениям; образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм; медицинским учреждениям частной системы здравоохранения; для размещения сетей связи, объектов почтовой связи; на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев; гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями ; некоммерческим организациям , не осуществляющим приносящую доход деятельность; являющегося частью (частями) помещения (здания, строения, сооружения), если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 кв. м и не превышает 10 процентов площади помещения (здания, строения, сооружения), права на которые принадлежат учреждению, передающему такое имущество.

Также аукцион проводить не нужно при предоставлении прав в отношении государственного (муниципального) имущества:

    лицу, подавшему единственную заявку на участие в аукционе. Но только при условии, что указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе; лицу, признанному единственным участником аукциона. Договор заключите на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе. При этом цена не должна быть меньше начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.

При этом для организатора торгов заключение договоров в этих двух случаях является обязательным.


Полный перечень условий, при которых не нужно проводить аукцион, указан в части 1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ и разъяснен в письме ФАС России от 17 марта 2010 г. № АЦ/7021.

Кроме того, образовательные учреждения высшего профессионального образования , государственные научные учреждения не должны проводить аукцион при заключении договоров аренды в отношении государственного (муниципального) имущества при одновременном соблюдении следующих требований:

    арендаторами являются хозяйственные общества, созданные указанными учреждениями; деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных , изобретений и т. д.), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы; договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду, в безвозмездное пользование данного имущества, запрет на залог арендных прав.

Порядок и условия заключения договоров аренды без проведения торгов утверждены постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 г. № 677.

Об этом сказано в части 3.1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, пункте 20 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Аукцион является открытым по составу участников и форме подачи предложения (п. 2 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Процесс проведения торгов путем проведения аукциона можно разделить на несколько этапов:

    подготовка к проведению аукциона; рассмотрение заявок на участие в аукционе; проведение торгов.

Подготовка к проведению аукциона

Решение о проведении аукциона принимает организатор аукциона.

Если аукцион проводится в отношении имущества казны, организатором аукциона является собственник имущества. При этом от имени собственника выступает:

    федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления), на который возложены функции по управлению имуществом; федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления), на который возложены функции по организации и проведению конкурсов и аукционов; иное лицо, которое обладает правами владения и (или) пользования на данное имущество.

Если аукцион проводится в отношении имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления, организатором аукциона является:

    государственное (муниципальное) учреждение, которое обладает правами оперативного управления на данное имущество; иная организация, которая обладает правами владения и (или) пользования на данное имущество.

Такой порядок установлен пунктом 4 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Для проведения аукциона создается аукционная комиссия (п. 8 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Организатор аукциона должен опубликовать извещение о его проведении на официальном сайте торгов www. ***** (постановление Правительства РФ от 28 сентября 2010 г. № 767). Сделать это нужно не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Кроме того, по своему желанию организатор может опубликовать такое извещение в средствах массовой информации (СМИ). Однако подобная публикация не заменяет собой публикацию на сайте. Об этом сказано в частях 5.1, 6 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, пункте 104 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, пункте 19 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Внимание!

В части 5.1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (введена Законом от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ) установлено, что опубликовать извещение о проведении аукциона нужно не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Однако в приказ ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (которым утверждены правила проведения торгов в форме аукциона) аналогичные поправки внесены не были.

В пункте 103 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, сказано, что опубликовать извещение о проведении аукциона нужно не менее чем за 30 дней до указанной даты. Несмотря на то что Закон имеет приоритет по отношению к другим нормативным актам (п. 7 ст. 3 ГК РФ), для избежание возможных разногласий с проверяющими продолжайте (до устранения данного несоответствия) размещать извещение не менее чем за 30 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Такой вариант позволяет выполнить требования, установленные как Законом, так и приказом ФАС России.

Внимание!

Неразмещение информации о проведении аукциона на право заключения договоров на официальном сайте торгов (www. *****) признается нарушением Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (п. 19 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г., письмо Казначейства России от 14 июля 2010 г. № ИА/22275).

В извещении о проведении аукциона должны быть указаны, в частности:

    наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона; место расположения, описание и технические характеристики имущества, право на которое передается по договору (в т. ч. площадь помещения (здания, строения, сооружения)); начальная (минимальная) цена договора (цена лота) (с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади имущества); срок действия договора. Так, для предоставления госимущества в аренду (субаренду) бизнес-инкубаторами субъектам малого и среднего предпринимательства срок действия договора должен быть не более трех лет; в отношении имущества, предусмотренного Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, – не менее пяти лет; для иного имущества (не включенного в перечни госимущества, указанные в ч. 4 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ) – на любой срок. Об этом сказано в пунктах 5, 6 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.; срок, место и порядок предоставления документации об аукционе.

Полный перечень данных, которые обязательно должны быть в публикуемом извещении, содержится в пункте 105 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Ситуация: как определить начальную (минимальную) цену договора (цену лота) для целей проведения торгов на право заключения договоров аренды (безвозмездного пользования, доверительного управления) в отношении государственного (муниципального) имущества

Начальную (минимальную) цену договора (цену лота) определяет организатор торгов. Сведения о начальной (минимальной) цене договора (цене лота) в извещении о проведении аукциона (конкурса) организатор торгов должен указать в размере:

    либо ежемесячного (ежегодного) платежа за право владения или пользования имуществом (т. е. в размере арендной платы); либо платежа за право заключить договор безвозмездного пользования имуществом.

Так порядок установлен пунктами 5, 31 и 105 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

При этом порядок определения размера вышеуказанных платежей Правилами, утвержденными приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, не установлен. Поэтому начальную (минимальную) цену договора (цену лота) организатор торгов должен определить самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность (в частности, Закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ). Об этом сказано в пункте 11 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Так, при вовлечении в сделку имущества, принадлежащего полностью или частично России, субъектам РФ либо муниципальным образованиям , обязательно проведение независимой оценки. Следовательно, организатор торгов должен привлечь оценщика и определить начальную (максимальную) цену договора (лота) на основании отчета об оценке. Исключение установлено только в отношении имущества государственных (муниципальных) учреждений, которым они вправе распоряжаться без согласия собственника. При проведении торгов в отношении этого имущества организатор торгов может определить цену самостоятельно (как по результатам оценки, так и без ее проведения). Это следует из положений статьи 8 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Если торги признаны несостоявшимися и организатор проводит новые торги, начальную (минимальную) цену договора (лота) можно изменить. При этом в отношении имущества, принадлежащего полностью или частично России, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, она не должна быть ниже стоимости, которая определена на основании отчета об оценке. Такого мнения придерживается Минэкономразвития России в письме от 7 декабря 2011 г. № Д08-4971.

Одновременно с публикацией извещения на официальном сайте размещается документация об аукционе вместе с проектом договора (п. 115, 117, 43 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

В документации об аукционе помимо сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна быть отражена полная информация об аукционе и лоте. При этом она не должна противоречить информации, указанной в извещении (п. 116 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67). В частности, документация должна содержать:

    порядок, место, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе; инструкцию по заполнению заявки на участие в торгах, способы ее подачи и вскрытия (в т. ч. заявки в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (п. 7 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.); размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его представления (в случае, если организатором установлено требование об обеспечении исполнения договора). При этом размер и порядок предоставления обеспечения исполнения договора устанавливается организатором самостоятельно (п. 9 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.); порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе; шаг аукциона; порядок пересмотра цены договора (цены лота) в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена в сторону уменьшения (п. 14 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.); место, дату и время проведения аукциона; копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (при заключении договора субаренды – также и арендатора) на предоставление соответствующих прав по договору, право на заключение которого является предметом торгов.

Полный перечень сведений, которые должны содержаться в документации об аукционе, установлен пунктом 114 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. Разработку и утверждение документации об аукционе организатор торгов выполняет самостоятельно (п. 5 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, п. 7 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.).

При разработке документации об аукционе не включайте в состав одного лота технологически и функционально не связанное имущество. Например, имущество, предназначенное для электроснабжения, теплоснабжения , газоснабжения , а также водоснабжения и водоотведения. Об этом сказано в пункте 112 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Также существует ряд условий, которые организатор аукциона не вправе включать в документацию. Например, это требования к деловой репутации участников, их производственным мощностям, технологическому оборудованию и т. д. Перечень таких сведений установлен пунктом 111 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

К документации об аукционе предоставляется свободный и бесплатный доступ. Единственное исключение – если по просьбе заявителя документация представляется ему на бумаге. Происходит это так. Заявитель подает запрос в письменной или электронной форме. В течение двух рабочих дней после его получения организатор аукциона в порядке, указанном в извещении, высылает запрошенную документацию. Если извещение о проведении аукциона предусматривает оплату документации, представленной на бумаге, документы организатор аукциона высылает после получения оплаты. При этом размер оплаты не должен превышать расходы организатора на изготовление копий документов и их доставку. В случае представления документации в форме электронного документа плата не взимается. Такой порядок установлен пунктами 117, 43 и 44 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

«Главбух» советует

Выдавая документацию об аукционе, зарегистрируйте получивших ее заявителей с указанием их почтовых реквизитов. Если документация об аукционе будет изменена, этим участникам необходимо будет направить извещения заказными письмами (п. 119 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Любой заявитель вправе направить организатору аукциона письменный запрос о разъяснении положений документации об аукционе. Если запрос поступил не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, направьте заявителю разъяснения в письменной или электронной форме. Сделать это нужно в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса. Запросы, поступившие менее чем за три дня до даты окончания подачи заявки, можно не рассматривать.

В течение одного дня с момента направления разъяснения заявителю их нужно разместить на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания организации, от которой поступил запрос.

Такой порядок установлен пунктами 118, 47 и 48 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок учреждение может изменить документацию и извещение о проведении аукциона. Изменение предмета аукциона не допускается.

В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений их необходимо разместить на официальном сайте. Кроме того, изменения нужно отправить заказными письмами или в форме электронных документов всем заявителям, которым была предоставлена документация об аукционе (в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений).

Срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения внесенных изменений до даты окончания подачи заявок он составлял не менее 15 дней.

Такой порядок установлен пунктами 106 и 119 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Претенденты на право заключения договора подают заявки на участие в аукционе в сроки и по форме, установленные документацией об аукционе (п. 120 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Заявка на участие в аукционе должна содержать:

    сведения о заявителе (наименование, организационно-правовую форму, местонахождение и т. д.); документы о заявителе (в частности, выписку из ЕГРЮЛ, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на сайте извещения об аукционе); предложения об условиях выполнения работ , которые необходимо выполнить в отношении имущества, права на которое передаются по договору.

Полный перечень сведений и документов, которые должны быть отражены (приложены) в заявке на участие в аукционе, приведен в пункте 121 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Требовать какие-либо дополнительные сведения или документы организатор аукциона не вправе (п. 122 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Принимая заявки, организатор аукциона регистрирует дату и время их поступления. По требованию заявителя ему выдается расписка в получении заявки (п. 126 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67). Если заявка предоставлялась в электронном виде, подтверждение о ее получении нужно выслать заявителю в течение одного рабочего дня с даты получения такой заявки (п. 123 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Прием заявок прекращается в день их рассмотрения непосредственно до начала процедуры рассмотрения (п. 125 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Организатор аукциона может предусмотреть в извещении о проведении аукциона необходимость внесения задатка. Тогда претендент на участие в аукционе (заявитель) должен внести определенную денежную сумму. Размер задатка определяет организатор аукциона. При этом нельзя устанавливать требование об обязательном заключении отдельного договора задатка между организатором аукциона и претендентом. Об этом сказано в пункте 22 и части 12 пункта 114 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, пункте 3 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Организатор аукциона возвращает задаток претендентам на участие в аукционе (заявителям), которые не стали победителями. Из этого правила есть исключение: если участник, для которого заключение договора является обязательным (т. е. победитель; участник, сделавший предпоследнее предложение), уклоняется от его заключения, задаток не возвращается.

Задаток победителя аукциона засчитывается ему в счет исполнения обязательств по договору, заключенному по итогам проведения аукциона (но только в случае, если такие обязательства возникают в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора в размере таких обязательств). Возвращается победителю только часть задатка, которая превышает размер договорных обязательств.

Об этом сказано в пунктах 107, 127, 128, 134, 147 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, пункте 4 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г., пункте 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Рассмотрение заявок на участие в аукционе

Если заявки на участие в аукционе не подавались, аукцион признается несостоявшимся (п. 129 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67). В этом случае организатор аукциона вправе объявить о проведении нового аукциона или конкурса (п. 151 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Если было подано несколько заявок, комиссия рассматривает их в течение десяти дней со дня окончания приема заявок (п. 130 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67). В результате комиссия должна принять решение о допуске претендентов, подавших заявки, к участию в аукционе. Если заявка (заявитель) не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, а также условиям, указанным в пунктах 24–26 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, комиссия отказывает претенденту в участии в аукционе. Такой порядок предусмотрен пунктами 130–134 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. Подробнее о требованиях, предъявляемых к участникам торгов (заявителям), см. Кто может участвовать в конкурсе (аукционе) на право заключения договоров аренды (безвозмездного пользования, доверительного управления) в отношении государственного (муниципального) имущества.

При этом в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем, аукционная комиссия должна отстранить такого заявителя (участника) на любом этапе проведения торгов. Отстранение претендента оформите протоколом. В нем укажите установленные факты недостоверных сведений. Такой протокол разместите на официальном сайте не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе претенденту. Об этом сказано в пункте 26 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Для оформления результатов рассмотрения заявок комиссия подготавливает протокол. В нем должны содержаться:

    сведения о заявителях; решение об их допуске к участию в аукционе или об отказе к допуску с обоснованием такого решения и указанием на положения приказа ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 и положения документации об аукционе, которым не соответствует заявитель и (или) заявка.

Протокол подписывается всеми членами аукционной комиссии, которые присутствовали на заседании, и размещается на официальном сайте в день окончания рассмотрения заявок.

Заявителям высылаются уведомления о принятых в их отношении решениях. Сделать это нужно не позднее дня, следующего за днем подписания протокола.

Такой порядок предусмотрен пунктом 133 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Проведение торгов

Лица, допущенные комиссией к участию в аукционе, участвуют в нем через своих представителей или самостоятельно (п. 136 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования большинством голосов выбирается аукционист (п. 140 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67). В его функции входит проведение торгов.

Процедура проведения торгов следующая.

Сначала комиссия регистрирует тех участников (их представителей), которые явились на аукцион. Если аукцион проводится по нескольким лотам (на право заключения нескольких договоров в отношении разного имущества), то участников регистрируют отдельно перед началом каждого лота. Каждому зарегистрированному выдается пронумерованная карточка.

Начальная (минимальная) цена договора увеличивается постепенно. Каждый раз она поднимается на один шаг аукциона. Шаг аукциона составляет 5 процентов от начальной (минимальной) цены договора (лота). После объявления увеличенной цены участники поднимают свои карточки, показывая тем самым, что они готовы заключить договор по этой цене. Если после троекратного объявления аукционистом последнего предложения о цене договора ни один из участников не заявил о своем намерении предложить более высокую цену, аукционист должен снизить шаг аукциона на 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (лота), но не ниже 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (лота). Такое действие производится до тех пор, пока «шаг аукциона» не снизится до 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора. Это лимит, ниже которого шаг аукциона опускаться не должен.

После того как цена увеличивается уже на новый пониженный шаг аукциона, участники опять поднимают карточки. При этом аукционист оглашает лишь номер того участника, кто поднимает карточку первым.

Если после очередного троекратного объявления цены договора (лота) ни одна карточка не поднялась вверх, участник аукциона – действующий правообладатель имущества, права на которое передаются, может письменно заявить о своем желании заключить договор по объявленной цене. После этого аукционист вновь предлагает участникам заявлять свои предложения о цене договора. Если такие предложения сделаны и после троекратного объявления цены договора ни один участник не поднял карточку, действующий правообладатель снова может заявить о своем желании заключить договор по объявленной цене.

Аукцион проходит до тех пор, пока после очередного троекратного объявления цены или после заявления действующего правообладателя о желании заключить договор по объявленной цене ни один участник аукциона не поднял карточку.

Победителем становится:

    участник, который предложил наиболее высокую цену договора (цену за право заключения договора аренды или наибольшую арендную плату); действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене.

При этом аукционист объявляет не только победителя, но и участника с предпоследним предложением о цене. Дело в том, что в случае отказа участника под первым номером от заключения договора победителем станет участник под номером два.

Такая процедура установлена пунктами 138–142 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, и пояснена в пунктах 11, 15, 17 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Пример увеличения шага аукциона на заключение договора аренды государственного (муниципального) имущества

Начальная цена договора аренды государственного (муниципального) имущества – 100 000 руб.

Шаг аукциона составляет:
100 000 руб. × 5% = 5 000 руб.

Аукционист объявляет увеличенную цену договора – 105 000 руб. (1 000 000 руб. + 5000 руб.). Несколько участников подняли карточки. Аукционист объявил участника, поднявшего карточку первым, и новую цену – 110 000 руб. (105 000 руб. + 5000 руб.). Никто из участников не поднял карточку. Аукционист снижает шаг аукциона на 0,5% начальной цены договора. Следовательно, новый шаг аукциона составил 4500 руб. (5000 руб. – 100 000 руб. × 0,5%).

Аукционист объявляет новую цену – 109 500 руб. (105 000 руб. + 4500 руб.). Никто не поднял карточку.

Аукционист снова снижает шаг аукциона на 0,5% начальной цены договора: 4000 руб. (4500 руб. – 100 000 руб. × 0,5%) и объявляет новую цену – 109 000 руб. (105 000 руб. + 4000 руб.). Один из участников поднял карточку.

Аукционист объявляет новую цену – 113 000 руб. (109 000 руб. + 4000 руб.). После троекратного объявления цены никто не поднял карточку.

Аукционист снижает шаг аукциона на 0,5% начальной цены договора: 3500 руб. (40 000 руб. – 100 000 руб. × 0,5%). После объявления новой цены (112 500 руб. (109 000 руб. + 3500 руб.)) никто не поднял карточку.

В аналогичном порядке аукционист снижал шаг аукциона до 500 руб. Это минимальный размер шага аукциона (100 000 руб. × 0,5%). После очередного троекратного объявления цены (109 500 руб. (109 000 руб. + 500 руб.)) ни одна карточка не поднялась вверх. Участник аукциона – действующий правообладатель имущества, права на которое передаются, письменно заявил о своем желании заключить договор по объявленной цене (109 500 руб.).

Аукционист предлагает участникам заявлять свои предложения о цене договора. Поскольку таких предложений не поступило, аукционист завершает аукцион. Он объявляет победителя (участника – действующего правообладателя имущества, согласившегося с объявленной ценой 109 500 руб.) и участника, сделавшего предпоследнее предложение (109 000 руб.).

Если отсутствуют предложения заключить договор по увеличенной цене, и при этом шаг аукциона уже опущен до возможного лимита, и после троекратного объявления цены карточку никто не поднял, аукцион признается несостоявшимся (п. 148 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

После этого организатор аукциона вправе объявить о проведении нового аукциона или конкурса (п. 151 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

При проведении аукциона организатор должен вести аудио - или видеозапись и протокол аукциона. Протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии в день проведения аукциона. В течение следующего дня протокол должен быть размещен на официальном сайте торгов.

Протокол должен содержать в себе сведения:

    о месте, дате и времени проведения аукциона; об участниках аукциона; о начальной (минимальной) цене договора (цене лота); о последнем и предпоследнем предложениях о цене договора; о наименовании и местонахождении (для юридического лица), фамилии, имени, отчестве, о местожительстве (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене договора.

Протокол составляется в двух экземплярах. Один остается у организатора аукциона, другой (вместе с проектом договора) в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола передается победителю аукциона.

Такой порядок предусмотрен пунктами 143, 144 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

По итогам аукциона с победителем заключается договор. Договор заключите в срок, установленный документацией об аукционе, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте информации о его результатах. Такой порядок установлен частью 7 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, пунктами 96, 150 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Если предметом аукциона было только право на заключение договора, то он должен быть подписан не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. При этом договор может вступать в силу не с даты подписания, а с даты, установленной договором. Об этом сказано в пункте 10 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Следует учитывать, что существенные условия договора (например, площадь или целевое назначение объекта), заключенного по итогам проведения торгов, нельзя изменить ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке (п. 13 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.). При этом при заключении договора (или в процессе его исполнения) по соглашению сторон может быть увеличена цена договора (в порядке, установленном договором) (ч. 8 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ).

В течение трех лет после проведения аукциона его организатор должен хранить:

    протоколы, составленные в ходе проведения аукциона; заявки на участие в аукционе; документацию об аукционе (изменения, внесенные в документацию об аукционе) и разъяснения документации об аукционе; аудио- или видеозапись аукциона.

Это требование установлено пунктом 149 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Ситуация: какие дни – календарные или рабочие – нужно учитывать при определении даты, не ранее и не позднее которой организатор торгов должен размещать извещение о проведении аукциона (конкурса) и срока для заключения договора. Торги проводятся на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного (муниципального) имущества

Определяйте течение срока в календарных днях.

По общему правилу извещение о проведении аукциона (конкурса) нужно разместить на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе) (ч. 5.1 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, п. 29, 103 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Договор может быть заключен в срок, установленный документацией о торгах, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте информации о его результатах (ч. 7 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, п. 96, 150 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

При этом ни в приказе ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, ни в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ не указано, в каких днях (рабочих или календарных) следует исчислять установленный срок. Однако в ряде статей (как Правил, так и Закона) четко сказано, что для определения срока нужно учитывать рабочие дни (см., например, п. 33, 44, 123, 134 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, ч. 10 ст. 18.1, ч. 12 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Исходя из этого можно сделать вывод, что если срок не установлен в рабочих днях, его нужно исчислять в календарных. Таким образом, при определении даты, не позднее которой нужно размещать извещение об аукционе (конкурсе), и даты, не ранее которой организатор торгов должен заключить договор, нужно учитывать календарные дни, так как в частях 5.1 и 7 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ и пунктах 29, 103, 96, 150 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 нет указания на рабочие дни.

Подтверждают этот вывод и общие положения Гражданского кодекса РФ, касающиеся порядка определения срока. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Поскольку ни в приказе ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, ни в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ не определен порядок определения срока, в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ (ст. 2 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при определении даты, не ранее которой учреждение должно заключить договор, нужно учитывать выходные дни.

Кроме того, такой вывод подтверждает и то, что в предыдущей редакции Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, было указание на рабочие дни (п. 29, 103 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»

Мы часто предлагаем вам разнообразные помещения в аренду и в собственность, и все они разыгрываются на электронных аукционах. Сегодня мы бы хотели поподробнее рассказать о технологии проведения таких торгов и о площадках на которых они проходят.

Электронных площадок по проведению торгов сейчас в России существует довольно много. Это и коммерческие площадки, и государственные. Мы сосредоточимся на государственных и самых значимых. Это именно те, где чаще всего проводит электронные аукционы Департамент городского имущества Москвы. Освещаемые нами лоты разыгрываются именно там.

Как происходит процедура проведения торгов?

Требуется зарегистрироваться на электронной площадке, затем подать заявку на участие (обратите внимание что мы в своих предложениях всегда указываем дату окончания приема заявок на участие). Последним этапом является непосредственно проведение электронного аукциона, с последующим получением протокола о результатах.

На этапе регистрации ключевыми пунктами будут являться:

  • Получение участником электронной цифровой подписи. Процедура получения контролируется регламентом, который будет приведен на любой из вышеперечисленных площадок для проведения торгов.
  • Аккредитация - заполняется заявление на аккредитацию и подаются отсканированные электронные копии необходимых документов.

Ходом торгов управляет оператор площадки.

А теперь, непосредственно перечислим те электронные площадки, на которых чаще всего проводятся открытые аукционы в электронной форме по купле/продаже и аренде недвижимости из имущественной казны города Москва:

Все площадки предлагают примерно одинаковый набор услуг и качественное сопровождение, техническую поддержку и обучение.

Аренда государственного и муниципального имущества проходит через торги. Это может быть конкурс или аукцион.

При передаче госимущества в пользование юридическим или физическим лицам должно быть обеспечено соблюдение действующего законодательства, принципов гласности и прозрачности и правил добросовестной конкуренции. В статье мы рассказываем, какими способами можно определить арендатора государственного и муниципального имущества, как правильно зарегистрировать договор, и какие налоговые обязательства возникают у передающей и принимающей сторон.

Порядок сдачи в аренду государственного имущества

Госучреждение, принявшее решение передать объект НФА в возмездное пользование, может сделать это только путем проведения аукциона или конкурса. Таково требование закона о защите конкуренции от 26.07.2006 года 135-ФЗ (ст.17.1). Организаторами торгов могут быть:

  • казенные, бюджетные, автономные учреждения в отношении объектов, закрепленных за ними на основании права оперативного управления;
  • органы федеральной власти, органы власти субъектов РФ, местного самоуправления осуществляющие функции по управлению имуществом в отношении объектов, не переданных в оперативное управление.

Казенные и бюджетные учреждения должны согласовывать аренду недвижимого имущества с собственником. На федеральном уровне документы на согласование подаются в Росимущество, на региональном – в местные органы власти. Автономное учреждение должно согласовывать только передачу объектов недвижимости, приобретенных на средства собственников.

Порядок сдачи в аренду государственного имущества подробно изложен в приказе ФАС РФ от 10.02.2010 года № 67. В 2012 году антимонопольная служба опубликовала разъяснения по применению статьи 17.1 135-ФЗ. Для проведения торгов создаются конкурсные или аукционные комиссии, численность которых должна составлять не менее 5 человек. Не допускается участие заинтересованных лиц, например, физлиц, участвующих в конкурсе, или сотрудников организаций, подавших заявку на участие и т.д.

Торги по аренде государственного имущества

Согласованная с собственником сдача в аренду любого государственного имущества возможна путем проведения аукциона. Объявлять конкурс допустимо только в отношении определенных объектов, перечень которых содержится в Приложении 2 к приказу ФАС №67. Отличие двух этих форм торгов в соответствии со ст.447 ГК РФ заключается в следующем:

  • на аукционе возможен один критерий определения победителя – самая высокая предложенная цена;
  • на конкурсе, помимо цены, может учитываться выполнение других условий.

В организационном плане аукцион предполагает публичную подачу заявки, все участники могут ознакомиться с предложениями друг друга. При проведении конкурса информация о физических и юрлицах, подавших заявки, конфиденциальна.

Как провести аукцион по аренде государственного имущества

Извещение о проведении аукциона по аренде государственного и муниципального имущества размещается на портале www.torgi.gov.ru. Период между публикацией извещения и прекращением принятия заявок должен составлять не менее 20 дней. Разрешается дополнительно (но не вместо публикации на сайте) разместить объявления в СМИ и в других ресурсах.

Извещение на участие должно содержать обязательные данные:

  • наименование организатора;
  • название, технические и другие характеристики предмета аренды;
  • целевое назначение передаваемого по договору имущества;
  • минимальная цена;
  • срок действия договора;
  • место размещения документации об аукционе;
  • размер задатка, если он предусмотрен условиями торгов;
  • срок, в течение которого организатор может отказаться от проведения аукциона.

Извещение может содержать условие о том, что заявки принимаются только от субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на государственную поддержку.

Документация об аукционе должна содержать полноценную информацию о форме и правилах оплаты по договору, порядок передачи прав, требования к участникам аукциона, график осмотра передаваемого имущества и пр.

Рассмотрение поступивших заявок с приложенными копиями учредительных документов, выписками из ЕГРЮЛ, квитанциями о внесении задатка выполняет конкурсная комиссия. Она должна проверить соответствие полученных заявок требованиям:

  • предъявляемым к заявителям;
  • изложенным в документации об аукционе.

В назначенный день все допущенные к торгам должны прибыть в место их проведения. Аукционист, выбранный из членов комиссии прямым голосованием, сообщает стартовую цену. Участники вправе предлагать свою цену, увеличивая предыдущую на «шаг аукциона», равный 5% первоначальной стоимости.

Задача аукциониста – называть номер карточки того, кто предложил максимальную на текущий момент цену. Если после троекратного объявления предложенной суммы, заявлений о повышении не последовало, назвавший последнюю цену участник объявляется победителем. Во время аукциона должны вестись протокол, аудио и видео запись. По результатам торгов с победителем заключается договор аренды на условиях, опубликованных организаторами.

Как провести конкурс по аренде государственного имущества

Торги по аренде государственного имущества в форме конкурса разрешено проводить в отношении:

  • объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта;
  • морских и речных портов, аэродромов или объектов их инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов по производству, передаче и распределению теплоэнергии и электроэнергии;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • метрополитена;
  • нежилых помещений, которые могут быть использованы в соответствии с законодательством только для предоставления в длительное пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Извещение о проведении конкурса публикуется на сайте не позднее, чем за 30 дней до окончания приема заявок, которые должны направляться в запечатанных конвертах или в форме электронного документа. Вскрываются конверты и обеспечивается доступ к файлам в день, определенный в извещении. Рассмотрение конкурсной комиссией выполняется в два этапа:

  1. Сначала проверяется соблюдение условий, изложенных в конкурсной документации, и требований, предъявляемых к заявителю.
  2. На отдельном заседании оцениваются содержащиеся в заявках предложения по заключению договора аренды государственного имущества и выбираются самые выгодные.

Критерии оценки содержатся в приказе ФАС № 67. Конкурсная комиссия обязана вести и публиковать на сайте протокол оценки каждой заявки и сопоставление с другими поступившими предложениями.

Аренда государственного имущества без проведения торгов

В ст. 17.1 135-ФЗ перечислены арендаторы, в отношении которых не нужно соблюдать требования об обязательном проведении торгов. Заключить договор без проведения аукциона или конкурса возможно со следующими контрагентами:

  • госорганы, муниципалитеты, региональные органы власти, госучреждения, Центробанк РФ, внебюджетные фонды;
  • НКО, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозные организации, общественные фонды и объединения и пр.;
  • медучреждения и образовательные организации;
  • почтовое ведомство (для размещения объектов связи);
  • коллегии адвокатов, нотариальные и торгово-промышленные палаты;
  • лица, получившие государственные и муниципальные преференции;
  • правопреемники приватизированных ГУПов, с которыми ранее был заключен договор;
  • лица, подавшие единственную заявку на участие в аукционе или конкурсе, при условии, что она соответствует всем действующим требованиям.

Без объявления торгов можно заключать договоры на срок не более 30 дней в шестимесячный период и в некоторых других случаях. Например, казенное учреждение владеет (по договору оперативного управления) частью сети инженерного обеспечения объекта недвижимости. Владелец всей сети может арендовать этот участок без соблюдения конкурсных процедур.

Государственная регистрация договора аренды недвижимого имущества

Договор между арендодателем и арендатором недвижимого госимущества, заключенный на срок более года, должен быть зарегистрирован в территориальном органе Росреестра. Такое требование содержит ст.609 ГК РФ и закон о госрегистрации недвижимости от 13.07.2015 года 218-ФЗ (статья 51). Обратиться в Росреестр вправе любая из сторон. Для регистрации необходимы:

  • договор аренды в трех экземплярах;
  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность представителя, обратившегося в Росреестр;
  • нотариальная доверенность на выполнение юридически значимых действий от имени юрлица.

Если со стороны арендатора или арендодателя договор подписали два или более лиц, нужно сделать экземпляры договора с отметкой о регистрации для каждого из них. Госпошлина составляет: для физлиц 2 тыс. руб., для юрлиц – 22 тыс. руб.

Аренда государственного и муниципального имущества: НДС

На основании п.1 ст.146 НК РФ услуги по аренде государственного имущества являются объектом налогообложения НДС. В том случае, когда договор заключен с казенным, бюджетным или автономным учреждением, обязанность по уплате налога лежит на арендодателе. Арендатор должен перечислить оговоренный ежемесячный платеж, включая НДС, а учреждение обязано рассчитаться с бюджетом.

Если договор заключен с собственником (органами власти федерального, регионального или местного уровня), оплата за аренду попадает напрямую в бюджет. В этом случае арендатор на основании п.3 ст.161 НК РФ выступает в роли налогового агента. Он обязан рассчитать, удержать из арендного платежа и перечислить в бюджет сумму НДС. Если одно лицо арендует несколько объектов, расчет производится по каждому из них отдельно. Физлицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, налоговым агентом быть не может.

Каждый индивидуальный предприниматель малого (среднего) бизнеса имеет возможность заключить договорное соглашение с муниципальным органом РФ на аренду помещения. Сдача муниципального имущества, госимущества в аренду отличается некоторыми особенностями. При заключении такого арендного договора действует ряд ограничений.

Заключение соглашения может производиться в соответствии с ФЗ () двумя способами:

  • по итогам торгов на право оформления арендного договора муниципальных имущественных средств;
  • без организации торгов.

Какие виды имущества, сдача которого в аренду не допускается госучреждением или ограничивается, особенности процедуры заключения арендного договорного соглашения муниципального имущества (госимущества) разъяснены извещением ФАС №ЦА/16309/14.

В этой статье

Правила, исключения

Правила оформления договорных соглашений на аренду госимущества установлены ФЗ №135 (статья №17/1). Согласно данному положению автономные муниципальные организации, госучреждения имеют право предоставлять в аренду недвижимость, которая за ними числится в качестве оперативного управления, лишь по итогам аукционов на право подписания арендных соглашений данного типа. При этом ФЗ №135 (статья №17/1) предусмотрены исключения, которые одновременно распространяются на АУ.

Без аукционов муниципальным организациям можно предоставлять в аренду недвижимость в следующих ситуациях:

  • соглашение заключается на период менее 30 дней календаря на протяжении 6 крайних месяцев календаря;
  • на подписание арендного соглашения претендует прочая муниципальная организация, госучреждение, некоммерческая структура (также ориентированная социально), медучреждение, структура, занимающаяся деятельностью в сфере образования;
  • передаваемая недвижимость, подлежащая налогообложению, считается частью площади, составляющей менее 20 м 2 , и правами 10 процентов площади этого здания (помещения) обладает особа, передающая соответствующие недвижимые средства;
  • договорное соглашение подписывается с особой, единственно предоставившей заявку на конкурсное участие, на торги (при этом, если это лицо отвечает установленным нормам), являющейся единственным участником аукциона.

Обязанность подписания арендного договорного соглашения перед автономной госорганизацией возникает только в крайнем из перечисленных случаев (соглашение с единственным участником организованных торгов, конкурса). В прочих ситуациях, когда сдача имущества в аренду предоставляется без аукционов, правообладатель не обязан подписывать договорное соглашение, претендент не имеет право выдвигать требования на подобные площади.

Организация аукциона на аренду недвижимости допускается по отношению претендентов-льготников. Если таких субъектов на один недвижимый гособъект более одного, тогда автономное госучреждение имеете право отказать в аренде недвижимости на льготных основаниях и организовывает торги между ними. Это по мнению антимонопольной организации не является нарушением интересов заявителей данной категории.

Но осторожность при решении организации аукционов на аренду имущественных ценностей АУ, закрепленных за ними в качестве оперативного управления, необходимо проявлять как владельцам данного имущества. Соглашаясь на сдачу в аренду жилья, определенной площади организации, учредитель обязан руководствоваться требованиями ФЗ №135/2 .

Подписание договорных соглашений на аренду госимущества без организации аукционов

Законом предусмотрено несколько исключений, когда автономное госучреждение имеет право предоставлять в аренду площади без аукционов.

Арендатор - образовательное, медицинское учреждение

Какие конкретно подразумеваются образовательные, медицинские организации (бюджетные учреждения), указано в разъяснениях ФАС (глава 5-6). В данной ситуации руководствоваться необходимо положениями законодательства отраслевой деятельности.

Согласно ФЗ (статья №2/11) к медучреждениям относятся юрлица в независимости от используемой организационно-правовой формы, предпринимательство которых связано в первую очередь с областью медицины, при наличии соответствующей лицензии. Также медицинскими организациями считаются индивидуальные предприниматели (ИП), деятельность которых связана с медициной.

Краткосрочное арендное соглашение на недвижимость, подписанное не в результате аукционов, на новый период не продлевается без организации торгов. В данном случае действует установленная норма, которая ограничивает период действия данного соглашения на аренду помещения.

Образовательные (бюджетные) учреждения - структуры, основная деятельность которых связана со сферой образования, а также учреждения, занимающиеся непосредственно обучением. К таким организациям согласно ФЗ №273 () дополнительно относятся ИП, занимающиеся образовательной деятельностью.

Итог: арендовать площадь недвижимого объекта автономной муниципальной организации (госучреждения) без участия в аукционах имеют возможность юридические лица, индивидуальные предприниматели, основная деятельность которых связана со сферой образования или медицины, но при наличии соответствующих лицензий.

Аренда на краткосрочный период

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/11/1) муниципальным организациям, госучреждениям разрешается предоставлять в аренду недвижимые объекты на краткосрочный период без организации конкурсов, аукционов. При этом запрещается предоставление такой услуги одному лицу больше 30 дней календаря, на протяжении 6 месяцев, идущих подряд без организации торгов, конкурсов.

А вот согласно российскому Государственному кодексу (статья №610/3) соглашение на сдачу муниципального имущества (госимущества) в аренду, подписанное на срок, превышающий максимально возможный период, определенный действующим законодательством, считается оформленным на предельный срок.

Это означает, что арендные соглашения на имущественные ценности, закрепленные за муниципалитетом (российским государством) и подписанные на краткосрочный период без проведения аукциона, не продлеваются (ФЗ №135 (статья №17.1/9), ГК ()). Подобная позиция и в Разъяснениях ФАС (глава 10).

Аренда части площади помещения

Ранее уже было отмечено, что возможно предоставление аренды части площади здания (квартиры) без предварительного аукциона, но при соблюдении следующих требований:

  • площадь, передаваемая в аренду, не должна быть больше 20 м 2 и 10 процентов площади объекта собственности, к которому она относится.
  • при установлении такой доли не нужно брать в учет площади недвижимого объекта, право пользования, владения которыми были переданы до вхождения в силу ФЗ №135 (статья №17.1), на основе прочих исключений, определенных ФЗ №135 (статья №17.1), по итогам торгов.

Арендатор - подрядчик учреждения

Необходимо отдельно отметить такое исключение из правил аренды муниципальной недвижимости (госимущества), которое на АУ не распространяется (как минимум на автономные госучреждения, осуществляющие закупки, полагаясь на ФЗ №223). В данном случае имеется в виду подписание без проведения торгов арендного договорного соглашения с лицом, заключившим контракт с муниципальной (государственной) организацией по итогам аукциона (на конкурсной основе), организованного согласно Федеральному закону №44. При этом предоставленные права были предусмотрены документально проведенными торгами (конкурсом) с целью исполнения обязательств этого контракта (ФЗ №135, статья №17.1/10/1).

Согласно Разъяснениям ФАС (глава 9) гражданско-правовые соглашения, оформленные в пределах ФЗ №223, не считаются муниципальными (государственными) договорами. В связи с этим положения ФЗ №135 (статья №17.1/1/10) не распространяются на подобные случаи. То есть, когда автономное госучреждение, ссылаясь на нормы ФЗ №223, понесло расходы на закупку определенных работ либо услуг, исполнение или предоставление которых предусматривает обязательное присутствие на площади организации подрядчика (например, театр приобрел услуги ремонта, пошива сценических костюмов), предоставить в аренду соответствующие площади возможно исключительно на организованных аукционах.

Важно! В подобных ситуациях, как описана выше, закупка услуг, аукцион на право оформления арендного договорного соглашения - это два самостоятельных процесса.

Пролонгация договора

Действующие арендные договорные соглашения на муниципальную недвижимость (госимущество), имущественные ценности, переданные госоргану в оперативное управление согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9-11) подлежат продлению. В том случае, если физлицо собственные обязанности согласно данному соглашению выполнял подобающе, подписывается контракт на новый период без организации аукциона (если договорным соглашением не предусмотрено прочее и период действия такого контракта не ограничен положениями действующего российского законодательства).

В данной ситуации должны быть выполнены два обязательных условия:

  • минимальный период переоформления арендного договорного соглашения должен быть от 3 лет (возможен меньший период, но исключительно при написании арендатором соответствующего заявления);
  • размер платы, на основании которого ведется учет доходов за аренду помещения, определяется по итогам оценки недвижимости в соответствии с рыночными расценками.

В случае соблюдения всех условий, арендодатель в лице автономного госучреждения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/10) не имеет права отказать в пролонгации договорного соглашения арендатору.

Отказ возможен в случае наличия у физлица долгов на момент завершения контракта аренды или если есть решение распоряжения соответствующей недвижимости в прочем порядке.

Антимонопольная организация сделала на основании этого следующие выводы:

  • Т ак как есть возможность арендатору не предоставлять пролонгацию арендного договорного соглашения на основании принятия нового решения по порядку распоряжения недвижимостью, арендодателю нужно получить согласие от владельца соответствующей недвижимости на перезаключение контракта аренды.
  • Проводка пролонгации арендного соглашения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9) может выполняться неограниченное число раз согласно аналогичным основаниям. При этом важно соблюдение требований при каждой новой пролонгации документа.

Субаренда

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/1/16) возможно предоставление в субаренду муниципального имущества (госимущества) без аукциона в таких случаях:

  • право на подписание арендного соглашения арендатору предоставлено на основе муниципального (государственного) соглашения;
  • госучреждение заключило арендный контракт по итогам аукциона, на основании несостоявшегося аукциона.

При соблюдении этих требований предоставляться в субаренду может недвижимость любой площади (ФЗ №135 в данном плане не предусматривает каких-либо ограничений). В противоположной ситуации соответствующие площади предоставляются в субаренду на общих основаниях, определенных ФЗ №135 (статья №17.1) с организацией аукциона, без него, но уже по другим исключениям.