Кто сейчас настоятель заиконоспасского монастыря. Заиконоспасский монастырь: расписание богослужений, фото, отзывы

Адрес: Россия, Москва, ул. Никольская
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: Спасский собор, колокольня
Координаты: 55°45"23.4"N 37°37"14.9"E

Содержание:

Расположенная в Китай-городе Заиконоспасская мужская обитель ведет свою летопись с начала XVII века. Она вошла в историю как «учительский» монастырь, ведь именно здесь была создана просветительская школа, которую возглавил духовный писатель, переводчик и богослов Симеон Полоцкий. На территории монастыря сохранилось много старинных построек, и сегодня они имеют статус памятников архитектуры.

Вид Заиконоспасского монастыря с площади Революции

История монастыря

Обитель была основана в 1600 году по воле царя Бориса Годунова. Об этом свидетельствует подробная карта древней Москвы, названная Сигизмундовым планом. Некоторые исследователи считают, что монастырь построили на месте древней обители Николы Старого, который вел свою историю с XIV века.

Документальные свидетельства о монастырских храмах и укладе Заиконоспасской обители появились позднее. Первые записи встречаются в документах, составленных Патриаршим приказом в 1635 году. Название монастыря возникло потому, что на соседней улице в старину располагался иконный ряд. Это были лавки, где москвичи могли купить иконы, киоты, ладан и масло для лампад, и о новом монастыре говорили по месту расположения - «Спасов за иконным рядом».

Поначалу мужская обитель была деревянной и выглядела весьма скромно. Во время царствования Алексея Михайловича на деньги известного воеводы и дипломата Федора Федоровича Волконского в монастыре возвели большой каменный Спасский собор. Престол его нижнего этажа посвятили почитаемой иконе Спаса Нерукотворного, а верхнюю часть храма - иконе Богородицы.

В 1764 году, во время церковной реформы, которую провела российская императрица Екатерина II, многие монастыри Москвы лишились части своих владений. После секуляризации Заиконоспасский получил статус второклассного монастыря.

Война с французами не пощадила монастырские постройки. В 1812 году в монастырском храме были устроены конюшни, а кельи заняли французские портные, которые ремонтировали мундиры для офицеров Наполеона.

Из-за сильных пожаров и разрушений обитель несколько раз перестраивали. Неоценимый вклад в обновление архитектурного ансамбля монастыря внесли известные зодчие Иван Петрович Запрудный, Иван Федорович Мичурин, Михаил Тимофеевич Преображенский и Зиновий Иванович Иванов.

С приходом новой власти по всей стране начались гонения на церковь, и монастырский собор закрыли. В 1922 году обитель стала одним из центров обновленческого движения в православии. Однако, антирелигиозная кампания набирала обороты. В 1929 году старинный монастырь был окончательно ликвидирован, а надвратную колокольню разобрали. Добротные постройки не пустовали - несколько десятилетий внутри монастырских зданий размещались различные учреждения.

Вид Заиконоспасского монастыря с Никольской улицы

Первые церковные службы в старинном соборном храме возобновили в начале 1990-х годов. В здании открыли православный университет, но оно было аварийным, поэтому вскоре студенты вынуждены были перебраться в Высоко-Петровскую обитель . Долгое время возрождающийся монастырь считался патриаршим подворьем, но в 2010 году было принято решение об образовании здесь самостоятельной монашеской общины.

Колыбель отечественного просвещения

В 1665 году скончался игумен монастыря архимандрит Дионисий, и его сменил приехавший в Москву выпускник Киевско-Могилянской академии и образованный богослов Симеон Полоцкой. Под его руководством в монастыре организовали школу для мелких чиновников - молодых подьячих, которым предстояло служить в российском Приказе тайных дел.

Через 15 лет вместо Полоцкого настоятелем монастыря стал его ученик - поэт и философ Сильвестр Медведев. Он подготовил и передал российскому царю Федору Алексеевичу проект нового для страны учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии. Однако, из-за кончины государя этот проект удалось воплотить не сразу.

Первое в России высшее учебное заведение было основано в 1687 году, когда в Москву переехали известные греческие богословы - братья Лихуды. Поначалу его называли греческими или Спасскими школами, а позже - Славяно-греко-латинской академией. Здесь преподавали риторику, пиитику, грамматику, логику, физику, латинский и греческий языки. Обучение было рассчитано на 12 лет.

В стенах монастыря училось много видных церковных деятелей, отечественных литераторов и ученых. Достаточно сказать, что знаменитую академию закончили Михаил Васильевич Ломоносов, географ и исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников, архитектор Василий Иванович Баженов, основатель русского профессионального театра Федор Григорьевич Волков и поэт Василий Кириллович Тредиаковский.

Примечательно, что настоятели Заиконоспасского монастыря выполняли обязанности ректора учебного заведения, а монастырские храмы использовались академией. Они служили домовой церковью для студентов и были местом, где будущие подьячие тренировались в богословской риторике.

Монастырь занимал особое место в образовании России, и его роль снизилась только после создания Московского университета. В начале XIX века академия переехала в Троице-Сергиевскую лавру , а на прежнем месте продолжило работу духовное училище. Постепенно учебный процесс в обители изменили, и студенты стали получать только богословское образование.

Соборы монастыря

Архитектурные памятники

От старинного ансамбля монастыря до наших сохранились собор, доходный дом с колокольней и торговые ряды. Кроме того, на территории обители можно увидеть братский корпус и здание, в котором раньше располагалось духовное училище.

Соборный храм стоит посреди монастырского двора и является главным украшением обители. Живописная барочная церковь несколько раз перестраивалась, сохранив до наших дней части старого собора 1661 года. Свой современный вид она приобрела в 20-е годы XVIII века.

Собор представляет ярусный четырехстолпный храм - восьмерик на четверике, который венчает вытянутый восьмерик с аккуратной декоративной главкой. Здание окружено двухэтажными кельями. Над входом в церковь можно увидеть отливающий золотом мозаичный образ Спасителя, а внутри - красивые росписи и богато украшенные иконы.

Напротив ворот возвышается братский или учительский корпус. Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1686 году, а спустя 200 лет архитектор Владимир Дмитриевич Шер возвел над ним еще один этаж и оформил фасады. Рядом стоит двухэтажный корпус, построенный в 20-е годы XVIII века.

Здание духовного училища еще моложе - оно появилось в монастыре в 1822 году. На кирпичной постройке закреплена мемориальная доска, посвященная одному их выдающихся учеников академии - М. В. Ломоносову, которому довелось осваивать здесь азы различных наук.

Монастырь сегодня

В наши дни Заиконоспасская обитель является действующим мужским монастырем. Она не единовластно владеет территорией, а делит ее с другими арендаторами. В бывшим монастырским зданиях находятся почтамт, ресторан, историко-архивный институт и другие организации. Последняя реставрация здесь проводилась в 2010-2014 годах под руководством архитектора Надежды Ивановны Даниленко.

Церковные службы в монастыре проходят ежедневно в 7.30 и 17.00. При обители открыта воскресная школа, богословские курсы и молодежный центр. Здесь также работает Славяно-корейский центр, который объединяет корейцев России и стран СНГ, и создан мужской хор.

Заиконоспасский монастырь (адрес: ул. Никольская, 7/9) расположился в городе Москве. Эта обитель имеет особый статус, именно она получила титул патриаршего подворья. Возраст монастыря достаточно уважительный, ведь ему около 4 веков. Удивительно, но монахам удалось сохранить все постройки еще с начала прошлого века. Именно поэтому общий ансамбль монастыря считается не только историческим памятником, но и архитектурным. Ведь архитектура действительно уникальна и особенна. Впрочем, этим славятся и другие монастыри Москвы.

Ранняя история Заиконоспасского монастыря

При своем основании, как ни удивительно, монастырь носил другое имя, а именно - Всемилостивейшего Спаса. Основана обитель была Борисом Годуновым. Учеными был исследован возраст обители, и первое упоминание имеет дату - 1635 год. Но сами монахи утверждают, что начало монастырю было положено в 1600 году. История переименования монастыря немного странная, но некоторые утверждают, что монастырь располагался за торговыми рядами, где продавали церковную утварь. Исходя из этого, обитель получила название Заиконоспасский монастырь.

Первые годы своего существования монастырь не имел особого авторитета. Многие о нем и вовсе не знали. Но уже со временем его благодать все больше распространялась на людей, поэтому сюда начало приходить все больше и больше прихожан. А уже вскоре Заиконоспасский монастырь в Москве стал символическим центром православия.

Колыбель русского образования

В XVII столетии Симеоном Полоцким была основана школы при монастыре, называлась она школой подьячих приказа Тайных дел. А уже со временем, а именно в 1687 году, здесь было положено начало академии славяно-греко-латинской. Именно это заведение являлось первым учебным центром высокого уровня на территории Великороссии. Именно благодаря этой академии мир увидел неисчислимое количество исключительно талантливых людей. Например, выпускниками академии являются ученый В. Ломоносов, поэт В. Тредиаковский, основатель русского театра Ф. Волков и многие другие, этот список можно продолжать довольно долго.

После открытия еще одного высшего заведения в городе, а именно Московского университета, было принято решение, что академия должна сузить свой профиль, и теперь здесь преподавалось исключительно богословское учение. В стенах заведения подготавливались люди, которые впоследствии должны были получать духовное звание. В начале XIX века академия была перенесена в стены Троице-Сергиевой лавры, и уже носила название Московской духовной академии. А вот на базе монастыря было открыто замечательное духовное училище.

Архитектура

Если брать во внимание сведения из документов 20-50-х гг. XVII в., на территории современного монастыря была расположена небольшая каменная церковь. Очевиднее всего, что это был тот самый собор Заиконоспасского монастыря. Также на территории располагалась еще одна церковь, которая была выполнена из дерева.

Возведение нового собора

Уже новый собор из камня был возведен в 1660 году. Средства на строительство были предоставлены боярином Волконским, который полностью оплатил все расходы. Таким образом, вскоре после строительства храм освятили. Освящение верхнего храма было произведено в честь Нерукотворного образа Спасителя, а вот нижний храм было решено освятить в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дату строительства узнать было не так уж и трудно, ведь об этом позаботились заранее. Один из заложенных камней свидетельствует о дате, на нем можно разобрать следующую надпись: «Лета 7168 апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления... царя... Алексия Михайловича... строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 года, ноября в 20 день». В 1701 году на территории храма случилось прискорбное событие: произошел пожар, в ходе которого храм пострадал. Но вскоре все было восстановлено, и даже была возведена трапезная, где принимались и были накормлены всем, что Бог послал, прихожане.

В 1709 году шло строительство нового храма. Об этом свидетельствуют некоторые исторические документы. В одном из них было найдено донесение царю Петру I о том, что строительство все еще идет, не хватает материалов, поэтому даты окончания пока нет. Также был найден еще один донос, где сказано, что храму пришлось взять крупный займ на продолжение строительства.

Завершение строительства

Примерно через год строительство было завершено, что принесло верующим огромную радость и счастье. Храм получился невероятно красивым, очень светлым и просторным. В 1721 году его облик был взят как шаблон архитектурного образца для возведения других храмов. В 1737 году собор снова постигло неприятное событие: именно в этом году в Москве случился масштабный пожар, в ходе которого пострадал и монастырь. После пожара началось активное восстановление храма под руководством архитектора Мичурина. Работы длились на протяжении не одного года. По окончании храм снова освятили.

Многообразие стилей

Православный Ставропигиальный мужской монастырь можно назвать классическим примером петровской архитектуры, именно этот стиль был очень популярен в те времена, таким образом строилось большинство зданий. При этом в храме воссоединились и другие стили, и здесь их большое разнообразие. Но несмотря на такой разнобой, все на удивление смотрится органично и притягивает взгляды не только прихожан, но и туристов.

Загадки и тайны

На данный момент до сих пор идут исторические исследования храма. Многие ученые не могут прийти к единому мнению, кто же был все-таки архитектором храма. Многие утверждают, что это был один из известных русских архитекторов Зарудный. Такое утверждение не получило документально-исторической основы, потому эта версия ученых не может быть принята как официальная. До 1773 года Заиконоспасский монастырь имел достаточно редкие иконы и утварь, именно это убранство было делом рук Феодора Тирона, но, к сожалению, все это великолепие сгорело во время московского пожара, и до наших времен дошли только исторические справки.

Внутреннее убранство

Из описания 1781 года также можно узнать много интересного. Так, в нижней церкви располагался невероятной красоты позолоченный иконостас, который был сохранен до ХХ века. Пространство храма было залито солнечным светом, а по трем стенам располагались хоры. На сегодняшний же день месторасположение хоров перенесено. В верхний храм было вложено невероятное количество труда и таланта, стены были полностью расписаны сюжетами. Сюда проникало огромное количества света, благодаря которому все образы как будто оживали и тоже радовались солнцу. А вот в вечернее время при свете свечей лики казались более строгими.

В конце XVII века в храме произошли некоторые изменения. В Спасской церкви расположился великолепный каменный иконостас. Царские двери, выполненные из дерева, были местами покрыты позолотой, чтобы подчеркнуть величественность икон. А вот для иконы «Спас Нерукотворенный» был изготовлен потрясающий серебряный венец.

В 1812 году произошло возмутительное событие. Во время нашествия Наполеона храм снова подвергся осквернению и разграблению. Французские солдаты устроили в церкви конюшню, в кельях поселили своих портных. Недолгой была радость захватчиков. Однако обновить храм удалось лишь в 1851 году. Собор был полностью восстановлен, и здесь снова начались богослужения.

Утраченное богатство

Изучая описания начала ХХ века, можно узнать, что в храме было огромное количество чудотворных икон, которые находились в серебряной ризнице. Немногие монастыри Москвы могли похвастаться таким богатством. У стен алтаря изображено Рождество и многие другие прекрасные сюжеты. Мастер настолько постарался, что все образы выглядит живыми. Также в храме хранится огромное количество мощей святых, которые славятся чудотворным действием. К огромному сожалению, все это духовное богатство было утрачено в полной мере к началу 2008 года.

Грандиозная перестройка

В 1665 году по указу царя Петра I храму были отданы дополнительные земли для строительства здания коллегиума. Было возведено 3-этажное каменное строение. Но в 1819 году по предложению одного архитектора здание было полностью разобрано, остался лишь только фундамент. По проекту этого же архитектора в последующие годы было возведено новое здание в стиле ампир. В северной стороне от коллегиума расположился братский корпус с кельями. Были дополнительно построены кельи для студентов, которые начинали здесь свой духовный путь и полностью отдали себя учебе и служению Господу.

В 1743 году была перестроена и колокольня, ее сделали более просторной. Поэтому звон раздавался на еще большие расстояния. В последующие годы при правлении Елизаветы и по ее велению некоторые здания были снесены, потому что ей казалось, что монастырь занимает слишком много места на улице. Но взамен разобранных были построены другие здания, конечно, меньших габаритов, но они были необходимыми. В последующие годы снова были перестроены колокольня и подворье Заиконоспасского монастыря.

Памятники церковных древностей

В ходе многочисленных катаклизмов и перестроек многие ценности пострадали или были утеряны по разным причинам. Так, во время московского пожара ризница монастыря пострадала более всего, но на этом все не закончилось. После восстановления, как уже известно, храм захватили французы, что снова принесло огромный вред и разрушения.

В 1813 году архимандритом Симеоном была проведена сверка имущества храма, в ходе которой выяснилось, что в наличии нет огромного количества икон, драгоценностей и серебряных крестов. Среди этих крестов был один уникальный, в нем было 420 частиц мощей разных святых, также здесь был кулон с частицами ризы Господа. Таким образом, из храма пропало огромное количество уникальных вещей, которым просто нет аналогов. Все эти вещи были проданы или просто уничтожены. На сегодняшний день, возможно, что-то и осталось, но находится в частных коллекциях и, наверное, в монастырь уже не вернется. Но все же какие-то вещи удалось сохранить.

Монахи пытаются поддерживать здание, чтобы оно могло прожить еще не одно столетие и поражать своей красотой и величественностью все новые поколения, а стены академии могли вновь выпускать уникальных людей, преданных своему духовному призванию. Уже с первых шагов в этих стенах чувствуется особая энергетика. На долю храма выпало немало испытаний, но по сей день он действует. Служба в Заиконоспасском монастыре возносится с небесам ежедневно, и так будет еще не один век.

Заиконоспасский монастырь расположен в центре Москвы на Никольской улице. В старину ее именовали «Священной» из-за обилия церквей и монастырей и существовавшего там же особого Иконного торгового ряда. Никольской улица была названа благодаря древнему Никольскому монастырю, основанному в XIV cтолетии. В XVI веке в нем, по указу царя Иоанна Грозного, обосновались афонские монахи. Предполагают, что на территории монастыря существовала Спасская церковь, которая в 1600 году стала самостоятельной обителью – ее основателем считается Борис Годунов. Поскольку часть монастырской земли оказалась за Иконным рядом, появилось название Заиконоспасский.

Первоначально в монастыре было два храма – каменный и деревянный. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор, средства на который дал по обету боярин Федор Волконский. Собор был освящен в ноябре 1661 года.

Новый этап истории монастыря начался в 30-е годы XVII века. К этому времени столица уже остро ощущала потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников государственных приказов; также необходимо было повышать образовательный уровень русского духовенства.

При первом игумене Заиконоспасской обители Макарии (1630-е годы) здесь была открыта Общенародная школа. В ней под руководством Арсения Грека впервые в России стали изучать латинский и греческие языки. К середине XVII столетия в обители строится особое здание «школы для грамматического учения», к названию же монастыря добавляется эпитет «учительный». Из московского Андреевского монастыря сюда переходят специально приглашенные образованные киевские монахи, составлявшие ученое братство.

С 1665 года в Заиконоспасском монастыре действовала школа (возглавляемая Симеоном Полоцким), которая готовила чиновников для правительственных учреждений. Наконец, в 1687 году в обитель вселилось первое российское всесословное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, во главе которой стояли греческие ученые-монахи, братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия просуществовала в стенах монастыря до 1814 года. Среди ее выпускников много выдающихся деятелей Церкви, ученые и литераторы. Готовила академия и образованных священников.

В 1701 году в обители был выстроен новый двухпрестольный собор, ставший одним из лучших памятников петровского барокко. Возводил его талантливый архитектор Иван Зарудный, строивший в Москве Меншикову башню и храм Иоанна Воина на Большой Якиманке. Тогда Спасский собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, строгие ордерные элементы декора.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался вплоть до начала ХХ века. Спасский собор сильно пострадал во время пожара 1737 года и был, по личному повелению императрицы Елизаветы Петровны, восстановлен И.Ф. Мичуриным. Верхний храм освятили в 1742 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». На следующий год над Святыми вратами появилась колокольня. Спустя столетие, в 1851 году, купол собора увенчала изящная луковичная главка-ротонда.

В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым. В праздник Владимирской иконы 21 мая/3 июня сюда совершался крестный ход из Успенского собора Крем-ля в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Из стен Заиконоспасской обители вышли выдающиеся церковные деятели. Один из них – Августин (Виноградский), архиепископ Московский и Коломенский – ректор академии и настоятель обители в 1801–1804 годах. Его звали «Златоустом двенадцатого года» за патриотические проповеди во время нашествия Наполеона. Он также составил особую молитву «в нашествии супостат», которая звучала в храмах на Литургии и на молебне на Бородинском поле перед битвой; владыка руководил вывозом московских святынь в Вологду, в час Бородинской битвы с чудотворными иконами обошел крестным ходом вокруг стен Москвы.

В войну 1812 года обитель оказалась сильно разрушена. Вскоре было принято решение преобразовать первый русский вуз в Московскую духовную академию и перевести ее в Троице-Сергиеву Лавру.

В Заиконоспасском монастыре некоторое время находилась Московская духовная семинария, а с 1834 года – Московское духовное Заиконоспасское училище, в котором обучался святой праведный Алексий Московский (протоиерей Алексий Мечёв). Немалое число выпускников училища ныне причислено к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

С приходом советской власти монастырский собор на несколько лет захватили обновленцы. В 1929 году обитель была закрыта, в ней размещались различные государственные учреждения. В 1960-х годах здание собора было отреставрировано.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, но из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений он был перемещен в Высоко-Петровский монастырь.

5 марта 2010 года на заседании Священного Синода было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе». Наместником обители был назначен игумен Петр (Афанасьев). Талантливый музыкант, регент, основатель мужского камерного хора «Благозвонница», игумен Петр, приняв монашеский постриг, окормлял, помимо своего монастыря, две сестринские общины, из которых впоследствии выросли ставропигиальные женские монастыри в Акатове и Шостье.

Это место очень много значит для становления высшего образования в России. Его всегда называли колыбелью учености. Монастырь Спаса Нерукотворного основан в 1600 году Борисом Годуновым. Первое его упоминание в исторических документах относится к 1635 году. Название «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы, где иконы по благочестивому обычаю «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую» цену, которая нередко была слишком высокая. Есть предположения, что до этого Заиконоспасский был частью соседнего Никольского монастыря. Главный собор монастыря во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа заложен при царе Алексее Михайловиче в 1660 году на деньги воеводы князя Федора Федоровича Волконского. В 1701 году старый собор заменили новым. Талантливый архитектор Иван Зарудный выстроил двухпрестольный собор, ставший одним из лучших и редчайшим памятником петровского барокко. Тогда собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, гребни и раковины нарышкинского барокко сменили строгие ордерные элементы. Стены храма были расписаны на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. При архимандрите Порфирии между 1842‑1848 годами была выстроена и колокольня над святыми воротами.

С середины XVII века в названии монастыря появляется слово «учительный». Во время царя Алексея Михайловича в 1665 году стараниями Симеона Полоцкого была открыта первая Спасская школа. Именно он и его ученик Сильвестр Медведев написали проект создания академии – первого высшего всесословного учебного заведения. Официальным годом открытия Славяно-Греко-Латинской академии считается 1687 год, когда сюда из Богоявленского монастыря перевели школу братьев Лихудов. Преподавали здесь монахи Заиконоспасского монастыря, а настоятель его был одновременно и ректором академии. В двухэтажном Братском (Учительском) корпусе монахи-учителя жили вместе с воспитанниками. В академии преподавали не только богословские, но и свободные науки – западные языки, медицину, физику. В XVIII веке в академии было 9 классов. Читать и писать учились на богослужебных книгах. В нижних классах переход совершался без экзаменов. В высших – по результатам публичных диспутов. Ученики были разных сословий – вместе с князьями Одоевскими и Голицыными учились дети конюха, лакеи и монахи. Из стен академии вышли А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, Д.Н. Бантыш-Каменский, М.В. Ломоносов, Д.И. Виноградов (изобретатель фарфора), митрополит Московский Филарет и многие другие.

После открытия Московского Университета в 1755 году Академия стала высшей богословской школой и готовила только лиц духовного звания. В 1839 году Московскую Духовную семинарию перевели в новое купленное для нее здание усадьбы Остерманов-Толстых на Божедомке (теперь Делегатской улице), а оттуда в 1918 году в Сергиев Посад.

Прямо напротив ворот расположен самый старый братский (учительский) корпус. Два нижних этажа построены в 1686 году, третий этаж и общее оформление фасада сделал архитектор В.Д. Шер в 1886 году. Левее – двухэтажный корпус, построенный в 1720 году архитектором Зарудным. Слева высокое трехэтажное здание, построенное в начале XVIII века (учебный корпус). Здесь на втором этаже проходили публичные диспуты. Здание пострадало от пожара 1812 года, в 1821 году было разобрано и вновь построено.

Там, где теперь закрытый переход от Никольской улицы к метро, располагался монастырский сад. Здесь был монастырский театр, где силами студентов академии разыгрывались пьесы. От улицы монастырь был отгорожен двумя корпусами с лавками. В конце XIX века их сломали и на их месте построили другие в «русском стиле». Левый дом – номер 7 – 1895‑1897 годов построен по проекту архитектора М. Преображенского, а общеее руководство строительством осуществлял архитектор С.У. Соловьев. Правый с колокольней и воротами построен в 1899‑1900 годах архитектором З.И. Ивановым. Колокольня 1900 года повторяла колокольню церкви Успения на Покровке. В этом корпусе до 1917 года находился большой книжный магазин .

В июле 1929 года монастырь был закрыт, крест снят, в каменном киоте вместо иконы Спаса Нерукотворного пробито окно, еще раньше разобрана надвратная колокольня. В доме №7 разместилась первая советская телестудия «Радиопередача», откуда транслировались первые экспериментальные телепрограммы. Здесь же была и первая телевизионная студия. В 1991 году тут открылась радиостанция Эхо Москвы.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В 2011 году восстановлена колокольня.

Одной из самых интересных достопримечательностей Москвы является расположенный на Никольской улице Заиконоспасский монастырь. Ныне это большой действующий религиозный комплекс, в состав которого входят: Миссионерский, Молодежный и Славяно-Корейский центры. Также на территории монастыря открыты богословские курсы, библиотека и воскресная школа.

Основание обители

В 14-м столетии на месте Заиконоспасского располагался монастырь Николы Спасского. Сведений об этом комплексе, к сожалению, сохранилось очень мало. Известно лишь, что когда-то западный участок отделился вместе со стоявшей здесь церковью. Новый религиозный центр на этом месте был основан предположительно в 1620 году. Поскольку прямо за ним начинались Иконные торговые ряды, назван он был Заиконоспасским.

По другим сведениям, основал Заиконоспасский князь Волконский по распоряжению царя Алексея Михайловича в 1600 году. В любом случае, к 1626 году за этим центром числились две церкви — каменная и деревянная, а также тесные кельи, установленные ровными рядами. Первое документальное упоминание об этом монастыре относится к 1635 году. Называли в те времена в Москве этот монастырь «учительским». Уважением в столице он пользовался просто исключительным.

Академия

Но настоящий подъем этого начался в 1665 году благодаря усилиям его тогдашнего настоятеля - Симеона Полоцкого. Каким было мирское имя этого монаха, неизвестно. Сохранилась лишь его фамилия — Ситнианович-Петровский. Полоцким его начали называть по прежнему месту служения. Этот монах преобразовал обычную "общенародную" школу обители с полуграмотными учителями в серьезное учебное заведение.

Первая попытка создать в стенах Заиконоспасского монастыря настоящую Академию была предпринята в 1680 году настоятелем Сильвестром Медведевым. Этот монах подал прошение царю Федору Алексеевичу о ее открытии. Однако государь вскорости умер, а поэтому осуществить задуманное не удалось.

В 1687 г. в Заиконоспасский монастырь была перенесена из Богоявленского Еллино-Греческая школа. Создали ее братья Лихуды, рекомендованные русскому царю восточными патриархами. Эти монахи были потомками византийского царского рода и проходили обучение сначала в Греции, а затем в Венеции. После переноса Академии было дано название Славяно-греко-латинской. Долгое время она оставалась единственным в государстве высшим учебным заведением. Ректорами ее являлись архимандриты и игумены монастыря. В стенах этого заведения проходили обучение многие известные русские ученые, в том числе и Михаил Ломоносов.

После революции Заиконоспасский монастырь был упразднен. В 1922 году здесь организовали «Союз церковного возрождения». Однако в 1929 году его упразднили, разместив в зданиях светские учреждения.

Поскольку расположенный на территории монастыря храм представлял собой историческую ценность, в 60-е годы здесь были проведены широкомасштабные реставрационные работы. На третьем и четвертом ярусах церкви смонтировали декоративную отделку, а на крыше установили локарины. Вместо креста на куполе закрепили позолоченный штырь.

В 1992 году храм Заиконоспасского монастыря вновь был передан верующим. Официально как религиозный центр он был возрожден в 2010 году по решению Синода Русской Православной церкви.

Заиконоспасский монастырь: расписание богослужений

Сегодня храм Заиконоспасского монастыря может посетить любой верующий. Богослужения в нем проводятся регулярно. Расписание служб меняется, и точно узнать его можно только в самом монастыре. В воскресные и праздничные дни здесь в обязательном порядке проводятся литургии. Начинается служба в 9 часов утра. В предпраздничные дни проводится всенощное бдение. Начинается оно в 17 часов.

Адрес обители

Находится Заиконоспасский монастырь в Москве по адресу: ул. Никольская, 7-13. Выходить следует на станции метро «Театральная». на настоящий момент является иеромонах о. Петр Афанасьев.

Архитектурные особенности комплекса

За время своего существования Заиконоспасский монастырь не раз перестраивался. В 1701 и 1737 гг. здесь случались пожары. Оба раза он реконструировался. При этом привлекались такие известные архитекторы, как И. Ф. Мичурин, И. П. Зарудный, З. И. Иванов, М. Т. Преображенский.

Действовавшая в монастыре Академия в 1814 году была переведена в На настоящий момент она называется Московской духовной. Вместо нее в Заиконоспасском монастыре ныне открыто духовное училище. В 1825 году на территории комплекса был выстроен Успенский собор. Автором его проекта стал С. П. Обитаев.

Храм монастыря представляет собой типичный образец архитектуры московского барокко. В 1701 году, во время реконструкции, к нему была пристроена трапезная. В период с 1701 по 1709 г. под папертью верхнего храма было устроено два этажа келий, в которых проживали студенты академии. Это основное здание такого комплекса, как Заиконоспасский монастырь. Фото его можно видеть в этой статье.

Учительский корпус монастыря был построен предположительно в последней четверти 17-го века. В 1886 году это здание было надстроено третьим этажом и декорировано в псевдорусском стиле.

На западной стороне комплекса находится еще одно примечательное сооружение — построенное в 1821-1822 гг. духовное училище. Представляет оно собой массивный трехэтажный корпус в скупом по деталям ампирном стиле. Возведено это здание было на фундаменте бывшего училищного корпуса.

Заиконоспасский монастырь: отзывы

Конечно же, отзывы об этой обители как о старейшем архитектурном комплексе у тех, кто его когда-либо посещал, имеются только положительные. Выглядят монастырские сооружения действительно солидно, красиво и впечатляюще, так, как это и полагается культовым постройкам.

Верующие христиане очень неплохо оценивают и религиозную деятельность обители. Миссионерский центр монастыря занимается благотворительной деятельностью, проводя большую работу с домами престарелых и сиротскими приютами. Также обитель оказывает помощь малоимущим семьям в основном бывшими в употреблении, но еще хорошими вещами. Приносить такую одежду для нуждающихся можно в любой день с 7:00 до 21:00.

Для верующих корейцев в обители создан специальный центр, организующий паломнические поездки к святыням столицы, Подмосковья, а также в монастыри других районов страны. В воскресной школе обители проводятся занятия по изучению Закона Божьего, церковнославянского языка, русского танца и церковного хорового пения.