Нормандия – Бретань – Луара. Тур во Францию «Большое путешествие по Нормандии и Бретани Нормандия бретань на автомобиле самостоятельно

Бретань, Нормандия.
День четырнадцатый. 2 октября. К сожалению я забронировал в “Отеле де Роше” только одну ночь. Эх, остаться бы здесь хотя бы денька на 3. Никуда не торопясь погулять по берегу моря, сплавать на прогулочном кораблике на “Семь островов”, но увы…

Прогулочные катера, отправляющиеся на “Семь островов”.

Нас ждёт “Тропа таможенников”. Я долго изучал план Перро-Гирека, и, наконец, решил, что нам надо подъехать на стоянку в середине тропы.

“Тропа таможенников” на плане Перро-Гирека.

Однако балалайка заупрямилась и отказалась распознавать нужную улицу. Пришлось дать ей адрес дальнего конца тропы. В результате она привела нас в самую престижную часть Перро-Гирека к пляжу Трестрау (Trestraou), где находятся Гранд-Отель, Казино и прочие прелести курортной жизни.

Мы оставили машину на большой и абсолютно пустой парковке, обсаженной пальмами, и вышли на променад.

Судя по карте “Тропа таможенников” начиналась на западном берегу бухты. Мы довольно бодро миновали пляж, прошли мимо частных владений и действительно вышли на тропу.

Она петляла по краю обрыва, красивых скал не наблюдалось и лишь вдалеке был заметен каменистый мыс. Когда я прикинул, что до него нам идти не меньше часа, да потом столько же возвращаться обратно, то решил не тратить драгоценное время, а вернуться в Плумана’к и выйти на тропу с другой стороны.

Это повлекло за собой явное недовольство супруги. Перед поездкой она никогда не читает путеводители и отчёты, оставляя всё на меня, поэтому зачастую просто не знает, что мы увидим. Я то знал, что хочу посмотреть и показать жене, ей же было просто приятно гулять по берегу моря. До развода дело, к счастью, не дошло. Примирила нас… часовня розового гранита во имя Нотр-Дам де ля Кларте. Этот храм, не столь роскошный, как церкви приходских участков, оказался очень достойным.

Мы благополучно вернулись в Плумана’к, припарковались на площади и вышли на тот самый пляж, который видели накануне вечером. Вот только пляжа как такового уже не было. Вода поднялась почти вровень с гранитной стенкой.

Часовня, стоящая на пляже, превратилась в островок.

Тропа вновь свернула в сосновый лес и вскоре мы оказались на Берегу Розового Гранита. Пытаться описать это словами невозможно. Это просто надо видеть!

Огромные гранитные глыбы, иногда застывшие в весьма неустойчивом положении, прибрежные скалы о которые разбивался прибой, яркое солнце и сильный ветер – вот наши впечатления от Берега Розового Гранита.

Из того же материала построены маяк, часовня, чьи то частные владения и центр туристической информации (был закрыт).

Время, необходимое природе для разложения мусора. Очень наглядно.

Вдали в море были видны “семь островов”.

Спустились к базе спасателей, там настоящие спасатели наряжали в комбинезон какого-то месье, а его друзья фотографировали.

От ангара, где стоит катер спасателей, в море ведут рельсы. Я так понял, что это слип, чтобы быстро спускать катер на воду, а затем вытаскивать его на берег лебёдкой.

Дошли до скал, называемых “замком дьявола”.Отсюда была хорошо видна дальняя часть тропы, где мы были утром.
Вернулись к машине через город, дошли буквально за 15 минут. Если бы возвращались по берегу, то зависли бы ещё минимум на час. Тане очень хочется остаться здесь вернуться сюда… когда-нибудь.Мы отправляемся дальше на восток в Сен-Мало, но по пути решаем заехать на мыс Фреель (Cap Frehel). Это, пожалуй, единственная достопамятность, которую мы можем сегодня себе позволить. На остальное просто не хватит времени. Дорога на мыс Фреель очень живописна, идёт по берегу моря. В посёлке Плёэрель-Пляж (Pleherel-Plage) останавливаемся на смотровой площадке.

Плёэрель-Пляж. Вдали справа – мыс Фреель.

Дорога идёт высоко над берегом моря, слева по ходу открываются замечательные панорамы.Кое-где народ накатал неофициальные парковки – пятачки вдоль дороги на несколько машин. Въезд на Кап Фреель платный – 2 евро. Платим, проезжаем ещё метров 800 и останавливаемся на парковке. Здесь стоят машины с номерами почти всех стран Европы. Много английских машин – им сюда совсем близко. Попалась даже Шкода из Чехии, но у нас номера – самые экзотические 🙂 На мысе Фреель стоит маяк (принадлежит ВМС).

Отходим от обрыва подальше и идём к башенке, стоящей на оконечности мыса. Когда-то здесь явно были постройки, может быть казармы или артиллерийские батареи. Сейчас всё открыто и доступно. Под ногами – такие же плиты розового гранита, как и сотней километров западнее.

На обратном пути съезжаю вниз к пляжу, Таня идёт к морю, а я просто стою и смотрю на воду.

Просто пляж в Плёэрель-Пляж. Вид на мыс Фреель с пляжа.

По дороге в Сен-Мало заехали в сельпо буланжри-патиссри в деревне Фреель. В наличии свежий хлеб, кое-какие продукты и целый стеллаж вина 🙂 .

Едем в Сен-Мало через Динар.

Недолго стоим в пробке у плотины приливной электростанции. Дорога сужена, идёт ремонт.

Навстречу – вялотекущий хвост из машин, люди едут с работы домой. С плотины электростанции открывается замечательный вид на Сен-Мало.

Снимок кривой, сделан на ходу из машины. Но лучше такой, чем вообще никакого.

В городе у нас забронирован Ибис-Бюджет Центр. На самом деле до центра оказалось неблизко. Машину я почему-то решил поставить в платный гараж – 8 евро за ночь, хотя у отеля была своя (битком забитая маленькая) стоянка.

Поехали в центр, покрутились вдоль парковок под стенами города и, наконец, встали довольно близко от главных ворот.

Все парковки вокруг “Интра мурос”(Intra Muros) – города внутри крепостных стен – платные с негуманным тарифом 20 сантимов за 15 минут. Хорошо ещё, что после 19.00 бесплатно. Настояли на 1 евро 20 сантимов.

Парковки у стен Сен Мало. Фото сделано на следующее утро.

Поначалу Сен-Мало разочаровал. Я читал о том, что город был серьёзно разрушен в 1944 году и восстановлен по старым чертежам и рисункам. Похоже, что восстановление велось также, как и у нас. На узких средневековых улицах стоят огромные шестиэтажные дома из серого гранита.

Кое-где действительно попадаются старые постройки,

Парочка действительно старинных домов у главных ворот.

но в целом город производит впечатление ансамбля сталинской архитектуры с поправкой на местные обычаи и стройматериалы.

Дома довольно однотипные, иногда встречается этакая “пролетарская классика”. Даже собор не производит особого впечатления.

Одинокая часовенка начала XVII века. В Боне или Ванне я бы и внимания на неё не обратил. Улочка в Intra Muros.

На центральных улицах множество бутиков, ресторанчиков с дарами моря (цены куда гуманнее, чем в Плумана’к), блинных.

Кондитерская лавочка.

Довольно быстро прошли город из конца в конец и упёрлись в стены. В Сен-Мало надо гулять именно по стенам.

На них установлены памятники флотоводцам и мореплавателям,

В том числе Жаку Картье открывшему Канаду и основавшему Квебек.

Есть в городе и памятник местному уроженцу поэту Рене де Шатобриану.

Со стен открываются замечательные виды на бухту,

Форт Насьональ, куда летом в отлив можно сходить на экскурсию

И морской порт.

Был отлив и на пляже кто-то своими следами изобразил огромное дерево и подписал натоптал внизу: “Посади дерево – спаси планету!”

Прогулка по стенам примирила меня с этим городом. Напоследок мы спустились на пляж неподалёку от Больших ворот и посмотрели на совершенно фантастический закат.

День пятнадцатый. 3 октября. Наутро мы вновь отправились в Intra Muros. Нашли бесплатную парковку чуть подальше от городских ворот.

Рядом у набережной пришвартовались старинные парусники, может они были и не старинные, а стилизованные, но выглядели здорово!

Подождали, пока откроется турбюро, чтобы взять план города и посмотреть литературу. План в Сен-Мало платный! Всего 20 сантимов, но всё равно неприятно. Везде план города давали просто так. Ещё раз прошлись по городу. Кое-где в домах устроены сквозные проходы под арками. Улицы очень узкие и анфилады арок напоминают питерские “дворы-колодцы”.

Неожиданно вышли к старинному 3-хэтажному дому. В нём находится отель “Les chiens du guet”, буквально “Ночные сторожевые псы”. Когда я готовил поездку, то видел этот отель в букинг.ком.

Герб Сен-Мало со сторожевыми псами по бокам

Со сторожевыми псами связана любопытная история. В старину их выпускали на ночь на песчаные пляжи вокруг Сен-Мало, чтобы они охраняли город и корабли в порту от чужаков – иноземных воинов, пиратов и корсаров. Враги в любую минуту могли напасть на город или разграбить портовые склады и корабли с дорогими грузами. Guet по старо-французски означает “ночная стража”. Собак выпускали после сигнала к тушению огней. Они не могли нанести вреда жителям, потому что на ночь городские ворота запирались. Жители знали, что после удара соборного колокола они обязаны вернуться домой. Утром разрешалось выходить из дому только после звука трубы. Отель расположен на одноимённой площади, названной в честь свирепых псов. Площадь в свою очередь находится неподалёку от Голландского бастиона, где в старину держали этих собак.

С набережной видны два маленьких островка: Гран Бе и Пти Бе. Во время отлива к ним можно пройти, но надо быть осторожным.

Мы покидаем Сен-Мало, но разводной мост у бассейна Вобана оказывается перекрыт. Стоять и ждать перед шлагбаумом запрещено и нам приходится возвращаться и искать другой мост. Он тоже разведён, но здесь хоть стоять можно.

Кружным путём мимо причалов и пакгаузов выезжаем к знакомому “Ибису”.
Перед отъездом из Сен-Мало заезжаем в Карефур, чтобы купить домой оливковое масло, сыр, виноградный сок. К нашему ужасу это оказывается гипермаркет. Стиснув зубы ищем нужные нам продукты, долго ждём, пока молодая семья перед нами расплатится за битком-набитую телегу, да ещё и получит какие-то бонусы. Нам бонусов не дали 🙂 , хотя набрали мы там больше, чем на 100 евро. Изначально мы хотели заехать в Ливаро, но потеряли слишком много времени в гипере. Пришлось переставить балалайку на Онфлёр, тем более, что сыр Ливаро мы уже купили. Балалайка опять выводит не туда – она не знает, что дорога через плотину приливной электростанции ремонтируется. Покрутившись по тихим окраинным улочкам Сен-Мало, выезжаем на 176-ю дорогу в сторону Кана.

С дороги замечаем в дымке силуэт Мон Сен-Мишель, где мы были 2 года назад. Ехать нам довольно далеко, поэтому на полпути заезжаем размяться на площадку отдыха. Похоже, это та самая площадка, на которую 7 лет назад заезжал Сергей Тихомиров . По крайней мере я нашёл зрительную трубу, направленную на секвойю. Похоже, она там и вправду растёт, но мне не хватило оптики, чтобы сделать приличный снимок.

Загадочная картинка:”Где секвойя?”

В этот день впервые с Бургундии было пасмурно, но, когда мы добрались до Онфлёра (Honfleur), выглянуло солнце. Мы уже были в Онфлёре 2 года назад, но в тот раз шёл противный осенний дождь. Поэтому я решил ещё раз попытать счастья в устье Сены.

Попытка удалась – в городе стояла удивительная солнечная погода, несмотря на то, что сувенирные лавки предлагали футболки, салфетки и магниты, на которых в Нормандии вечно идёт дождь:).
В Онфлёре я нашёл недорогую гостиницу на окраине.

Цена от 65 евро за ночь, нам гостиница обошлась в 49 евро.

Портье долго смотрел на распечатку брони, перебирал свои записи, лазил в компьютер. Похоже, что нашу бронь они по хер теряли. В итоге нам достался номер в мансарде с непонятными железками на полу, оказавшимися пожарной лестницей 🙂

Несмотря на 4-й этаж и скошенную крышу, там были 2 удобные кровати, ванна и столик с двумя стульями. Местечко оказалось прикольным.

Мы поехали в центр города на машине, с трудом нашли место и оплатили пару часов в паркомате. Как оказалось, в этот вечер можно было не заморачиваться оплатой парковки. В городе проходил 21-й Праздник Креветки и полиция смотрела на нарушителей сквозь пальцы. Во всяком случае в соседних машинах не было и намёка на парковочные билеты. Мы с удовольствием потолкались в толпе, посмотрели на сырные и колбасные прилавки, обошли Vieux Bassin (Старый Бассейн) – самое знаменитое место города. Зашли в Соляные чердаки, где была выставка моделей кораблей,

Статуя… креветки в Соляных чердаках.

выпили кира и пива в кафе на набережной,

Прошлись по знакомым улицам мимо церкви Святой Екатерины, художественных галерей, памятника сборщицам устриц

И, наконец, чудом нашли местечко в ресторанчике: все столики кроме одного оказались зарезервированы. Таня взяла тарелку “даров моря” с устрицами №3, лангустом, креветками и ракушками,

Я попросил мясо, на десерт мы взяли сырную тарелку.

В качестве напитков выбрали кир и большой бокал Leffe, а то вино мне уже поднадоело. Дамы за соседним столиком, также пившие пиво, одобрительно посмотрели на мой поллитровый бокал.

Счет оказался вполне вменяемым – чуть больше 50 евро.
Вернувшись к нашему “Оберж де ла Клер”(Auberge de la Claire), мы обнаружили, что все места на парковке заняты. Пришлось приткнуться к витрине ресторана на первом этаже.

Это позволило увеличить количество дней в Бретани и сократить расходы на бензин, по сравнению с первоначальным планом начинать тоже из Парижа. Тем более, разница в цене билета была несущественная.

Были очень напуганы, что время на пересадку в аэропорту CDG (Шарль де Голль) – всего час двадцать. Утешало, что сама авиакомпания считает подобное время транзита достаточным, иначе бы дала нам более поздний рейс на Ренн. Волнения оказались напрасными. В самолёте к нам сама подошла стюардесса и объяснила, как лучше поменять терминал. В аэропорту всё организовано в следующем порядке. Сначала – контроль безопасности на выходе из терминала прилёта, занимает вместе с выходом из самолёта минут 30-40. Затем – марш бросок, не очень далёкий, к остановке шаттла. И уж после переезда, на входе в терминал вылета, паспортный контроль. В нашем случае последний занял не более 5 минут, т.к. терминал для местных рейсов маленький. Короче говоря, убедились – если самолёт не опоздал, времени на пересадку предостаточно.

Наконец, после всех волнений, мы в малюсеньком самолёте на Ренн. Приятным сюрпризом были печенье, напитки и вино, хотя перелёт коротенький. Разгрузка чемоданов и получение багажа заняли не более 10 минут, ведь большинство пассажиров и вовсе летят налегке. Проверок больше нет, быстренько забрав прокатную машину, можно ехать в гостиницу.

Лирическое отступление. Питание в путешествии для нас – это не только процесс набивания желудка, но и получение удовольствия. Поэтому ему всегда уделяется много внимания. С одной стороны – должно быть вкусно и с местным колоритом, с другой – нельзя выходить из бюджета поездки. Посему, если было возможно, мы заказывали номера, оборудованные кухней. Во Франции отелей с подобными номерами много, они популярны для семейного отдыха, и цены приемлемые. Завтракать и ужинать в этом случае можно в номере, продукты хранятся в холодильнике, есть плита, микроволновка, даже иногда посудомоечная машина. На въездах-выездах во всех городах расположены большие супермаркеты, где мы закупаем сыры, паштеты, морепродукты и всё остальное, что душе угодно. Кроме того, тут повсеместно продаются горячо любимые нами грибы лисички – очень вкусно и быстро зажарить их в сметане. Питаясь таким образом очень вкусно 2 раза в день, что и вам советуем, в ресторан мы выходим только один раз – пообедать или поужинать, в зависимости от того, как складывается день. Кстати, провинция не Париж – обед в ресторанах с 12 до 14 часов дня, ужин – тоже по часам, с 19. И с этим расписанием приходится считаться, если не хотите питаться всухомятку.

В Бретани и Нормандии очень популярны кальвадос и поммо – напитки из яблок, т.к. виноград там не растёт. Поммо – смесь кальвадоса с яблочным соком, 17-процентный аперитив. Для тех, кто рулит, есть ещё и сидр – 3-5%. Цены демократичны – поммо – 10 евро за бутылку, сидр – 3-4, кальвадос – в зависимости от марки и выдержки, но тоже не так страшно.

При заказе гостиниц через интернет, обратите внимание на приписку про городской налог – 1-2 евро с человека в день, взимается непосредственно на месте в отеле.

Ренн – симпатичный город, есть красивые здания в помпезном духе, и тут же мы впервые увидели фахверховые дома, сопровождавшие затем нас всю дорогу. В городе есть университет, и молодёжи в центре полно. Ренн знаменит утренним субботним рынком, а мы как раз прилетели в пятницу и решили посетить это местное чудо. Получили море удовольствия. Много морепродуктов, поразительное обилие сыров, а также ягоды и грибы – для нас невероятная аттракция. Кроме того, естественно, овощи и фрукты, мясо и колбасы, есть и неожиданные товары – домашние джемы, например. Немедленно был начат сезон дегустации устриц – нам их открыли тут же на месте и мы полакомились. Погуляв по рынку, мы выдвинулись в Динан – нашу основную базу расположения в Бретани. По дороге посетили городки Фужер и Кобур. Фужер очень рекомендуем, там красивейший замок. Расстояния небольшие, так что маршруты можно выбирать по своему вкусу – по пути много маленьких симпатичных городов.

Динан – город 16-17 века, прекрасно сохранился. Там мы пробыли 3 ночи в отеле Résidence hôtelière Club MMV. Номер представлял из себя живописную мансарду с кухней в историческом здании (см. лирическое отступление). До центра – 3 минуты на машине. Каждый день делали радиальные маршруты по Бретани, а вечером гуляли по Динану. К тому же, в этом отеле есть маленький крытый бассейн – очень приятно поплавать после насыщенного туристского дня.

Путешествие по маршруту Сан Мало – Канкаль – Динар заняло целый день, хотя расстояния плёвые. При планировании маршрута очень советуем изучить расписание приливов и отливов на сайте и, по возможности, в соответствии с этим выбрать даты поездки, иначе можно это знаменитое явление и не увидеть. С утра пораньше выехали в Сан Мало, был почти максимальный прилив. Посмотрели на затопленный берег, прогулялись по городу и направились в Канкаль. В Канкале есть прекрасный пешеходный маршрут с видами, он идёт вдоль берега и спускается к порту. Если поставить машину возле туристического офиса, то надо обойти собор и повернуть налево – там и будут указатели на этот маршрут. Изюминкой Канкаля является устричный рынок в порту. За более чем умеренную плату можно купить устрицы и тут же немедленно съесть, кидая раковины себе под ноги, как и тысячи туристов. Советуем взять с собой лимон и выпивку с одноразовыми стаканчиками. Правда, если забыли – тоже не катастрофа. Лимон, во всяком случае, вам продадут и на месте. Приятного аппетита! За несколько часов, проведенных нами в Канкале, море ушло. Вернулись в Сан Мало на то же место посмотреть на отлив. Совершенно потрясающее впечатление!

Наконец, насладившись отливом, можно подъехать в Динард – очень симпатичный тусовочный городок с казино. Там проводятся кинофестивали и в самом центре у пляжа стоит памятник Хичкоку. День в Бретани длинный, по настоящему теплеет во второй половине дня. Мы даже пожалели, что не взяли купальные принадлежности – стало на удивление тепло и солнечно, и можно было тут же под Хичкоком искупаться.

Поездка Сен-Бриё – Берег розового гранита – тоже на полный день. Сен-Бриё особо не впечатлил, можно его и пропустить. Берег Розового гранита очень хорош, отличается поразительными видами, интересной природой – все растения как будто прибиты ветром. В прибрежных городочках жизнь протекает по-курортному неторопливо. И хоть ресторанчики здесь не закрываются после 14.00, на обед надо закладывать не менее двух часов – обслуживание очень медленное. Вечер, как обычно, провели в Динане – спустились к марине.

Мон-Сен-Мише́ль, переезд в Нормандию. Утром выехали в Нормандию. Снова было солнечно и тепло, что в сентябре для этого региона – редкость. В Мон-Сен-Мише́ль надо постараться прибыть раненько, пока нет толпы туристов и можно ходить не толкаясь. От стоянки ходит бесплатный шаттл, но можно пройти и пешком – минут 40. На входе советуем купить путеводитель на русском языке – цена 6,5 евро. Он содержит карту, которая всё равно нужна о отдельно стоит 3,5 евро. На посещение особо много времени не требуется - погулять по улочкам и посетить аббатство. Также, если попадёте в удачный день, интересно наблюдать за морем. Был небольшой прилив, и крепость была поначалу окружена водой, которая постепенно начала уходить. Было решено отобедать оставшимися продуктами – у нас после Динана остались сыр, креветки, хамон. На выезде из Сен Мишеля заехали на ближайшую ферму, купили бутылочку сидра и тут же на лавочке под неё пообедали – просто лепота!

По прибытии в Байо сразу отправились в музей гобелена – обязательно для просмотра! Гобелену уже почты тысяча лет, он создан в 1070-е гг. и рассказывает о завоевании норманами Англии . Есть замечательный аудиогид на русском языке. Сам городочек крохотный, в центре – очень красивый собор, пара интересных улиц. Много времени на осмотр не требуется. Затем выехали к пляжу Омаха – месту высадки американцев в июле 1944 года. Будете долго смеяться, но их тут любят и уважают! Во всём чувствуется приближение 70-й годовщины, всюду флаги стран-участниц. Вдоль берега – монументы, музеи, памятные знаки, буквально в каждом месте, где что-то происходило. Уже вечерело, но было тепло. Поэтому, переодевшись в машине, мы искупались в Ла-Манше, чем вызвали нездоровый интерес туристов на берегу.

Байо был первым городом, освобождённым в результате Нормандской битвы. С утра посетили тематический музей (Musée Mémorial de la Bataille de Normandie) и английское мемориальное кладбище. Как тут ухаживают за кладбищами – просто нет слов. Почти все могилы с именами, иногда встречаются веночки и записки от родственников. Но и каждому неизвестному солдату положена отдельная могила и свой индивидуальный памятник… Снова, уже не впервые во Франции, стало стыдно за нашу бывшую родину. Затем через пляжи высадки союзников (англичан, французов, поляков, канадцев) и маленькие симпатичные городки двинулись вдоль моря в Трувиль. Довиль и Трувиль – элитные курорты Нормандии. Довиль – более тусовочный, Трувиль – менее. Мы сняли нижнюю квартирку-студию с кухней на вилле в Трувиле, в нескольких минутах ходьбы от центра города, казино, ресторанчиков и рыбного рынка. Последнее обстоятельство было использовано нами в корыстных целях – продолжение завтрака в виде свежих устриц каждый день состоялось именно там.

Мост Нормандия – Онфлёр – Этрета. С утра отправились в Онфлёр, а потом, через знаменитый мост Нормандия – в Этрету. К сожалению, не доехали до Фекама, было уже поздновато, а мы собирались вечер посвятить Довилю. Онфлёр – очень симпатичный старинный городочек, за час сделали круг по центру - и дальше в путь. В Этрете творил Клод Моне, копии картин со знаменитыми дырявыми скалами выставлены тут же на пляже, где можно эти самые скалы и в натуральном виде лицезреть. Кому позволяет здоровье, может подняться на скалы, откуда открывается чудесный вид на бухту и город. Туда проложены лесенки. Если есть желание сфотографировать мост Нормандия, то со стороны Гавра перед мостом есть зона отдыха со смотровой площадкой. Вечер провели в Довиле. Видимо, его роль во Франции сродни Юрмале в Советском Союзе – курорт северный, нежаркий, но понтов много. Крошечный вылизанный кинофестивальный городок, как с картинки. На пляже – знаменитые кабинки с именами кинозвёзд

Дорога сыров и кальвадоса: Ливаро – Лизьё – Пон –л"Эвек. В Пон –л"Эвеке на северном въезде находится фарбрика кальвадоса Пьер Маглуар. Экскурсия с дегустацией стоит всего 3,3 евро. Всё, конечно, по-французски. Но можно попросить буклет на русском языке. Кроме того, и фильм, который демонстрируют вначале, тоже по просьбам публики сопровождается русскими субтитрами. В конце экскурсии, как водится, наливают – то, что попросишь. Можете не стесняться. В Ливаро находится фабричка по производству сыров. Вход бесплатный. Через окна открывается вид непосредственно на сам производственный процесс. По окончании осмотра можно посетить магазинчик, попробовать все сыры и купить, что понравилось. Нам, например, очень пришёлся по вкусу сыр Нефшатель…Открытием поездки стала базилика в Лизьё – место паломничества к святой Терезе. Мы относимся к другой конфессии, поэтому впечатлились только масштабностью здания и количеством паломников из разных стран мира. С историей же святой Терезы пришлось уж знакомиться в интернете, по возвращении домой.

Вечер был посвящён казино Трувиля. Ставки невысокие: Блек-Джек – 5 евро, рулетка – пол-евро. Народу было очень мало – не сезон. Форма одежды – свободная.

Руан. Это просто супер-город, жемчужина Нормандии. Просто гулять – и наслаждаться жизнью. Дополнительно – две рекомендации. Ресторан Корона, основанный в 1385 году. Находится напротив собора Жанны Д"Aрк. Стены увешаны фотографиями знаменитостей, бывавших здесь. Это, к примеру, Грейс Келли, Софи Лорен, Брижит Бардо, Серж Гинзбург, Сальвадор Дали, Жан Поль Сартр – и это только малая часть, кого навскидку смогли опознать по фото. Но дело не только в понтах. Действительно очень вкусно! Цены, конечно, не из дешёвых. Но для особого случая, а у нас такой был – не так уж страшно. А удовольствие – огромное. Кроме того, господа, в ресторане Корона дают уроки хорошего тона. Когда мужчина приходит с дамой, то меню вручают обоим. Но, внимание, женский вариант – без цен!!! Дама не должна отвлекаться на такие глупости, как цена, она просто выбирает то, что ей нравится! Второе. Вечером, когда стемнеет, на фасаде руанского собора проводится световое шоу. Мы о нём ничего не знали и случайно увидели по дороге из ресторана в гостиницу. Советуем узнать о времени и днях проведения в туристическом офисе. Очень красиво и необычно!

По дороге из Руана в Париж заверните в Живерни – дом-музей Клода Моне с садом. Сад поражает буйством красок, там же находятся пруды с увековеченными художником кувшинками и водяными лилиями. Только на мостике, вместо него, толпятся туристы с камерами. Можно в хороший день долго гулять и наслаждаться.

Наконец, Париж – заключительный пункт нашего путешествия. Мы здесь не впервые. Вышли из гостиницы с утра – вернулись к ночи, сделав за день 18 километров пешком по любимым местам. С остановками, конечно. Об этом городе написаны тома. Совет касается только ночёвки. Очень удобно, что отель Ibis, наша многолетняя палочка-выручалочка, находился рядом с Эйфелевой башней на бульваре де Гренель. Если есть возможность заказать заранее – очень рекомендуем, цена недорогая для такого места – 79 евро, и ещё 19 нам обошлась стоянка за сутки. Если кому интересно – буквально напротив вход на станцию метро. Вышли в поисках завтрака, осмотрели окрестные заведения и вернулись завтракать обратно в гостиницу. За 9,5 евро Ibis накрывает довольно разнообразный и вкусный шведский стол.

Ноу-хау! Самолёт у нас был утром. Поэтому решили заночевать в Орли в бюджетном отельчике "Премьер-Класс", там их много разных на одном месте. Этот подход себя полностью оправдал. Спокойно, поздно вечером, без пробок и нервотрёпки, переехали из центра в Орли. Парковка здесь бесплатная, до аэропорта – 5 минут, не нужно вставать за 5 часов до вылета. А поесть можно тоже в одном из двух Ибисов, они тут рядом и за ту же цену продают завтрак для всех, не только для своих постояльцев.

Кстати говоря, в Байо мы тоже жили в отельчике сети "Премьер-Класс". Простенько, но дёшево, всегда со стоянкой, рядом обычно находится отель Campagnile, где можно позавтракать. Если вам только переночевать – неплохое решение.

Бензин стоил в районе 1,5 евро за литр.

Желаем всем приятного отдыха!

1 день.
Прилетели в Париж, пошли в AVIS брать машину. У нас была забронирована большая дорогая, за 1000 евро, но после того, как из-за случая на Азамаре мне пришлось блокировать банковскую карту, а также наученные опытом, как Никита торговался в Барселоне, мы решили попробовать минимизировать траты и взять машину дешевле.

Почти час ушел на переговоры. Оказалось, что машину не могут дать тому водителю, у которого нет банковской карты, то есть, если использовать карту супруга, то нужно его вписывать вторым водителем, а это лишние 8 евро в день. Я позвонила в банк, о чудо! - оператором оказался мужской голос (обычно девочки на телефоне полные пробки, парни смышленее) и мне удалось разблокировать карту (я согласилась, что списания Азамары были не мошенническими, надеясь, что с бумагами от компании по возвращению домой я улажу этот вопрос).
Здорово! Мы взяли совсем немаленькую машину Opel Meriva за 400 евро на 10 дней.

Поехали в Эвре, где у нас был забронирован отель - я подбирала отель недалеко от Живерни и подешевле. Вышло плохо: двери корпуса оказались закрыты, пришлось звонить, пытаться понимать, что говорят на другом конце провода, впредь буду смотреть на часы работы check-in.

2 день.
Утром выехали в Живерни. Нам еще повезло, стояли в очереди около сорока минут, но на выходе видели такую огромную очередь, что могли бы дрогнуть, случись с нами! Рекомендую покупать билеты заранее на сайте. Подробнее про сад и пруд Моне читать и смотреть

Обедать заехали в Лез-Андели (Les Andelys), расположенный на набережной у подножия холма, на котором высятся развалины замка Гайяр.
Около собора пара пацанов продавали маленькие букетики ландышей. Я пыталась выяснить у них, связаны ли ландыши с праздником 1 мая (а был как раз Первомай), но бесполезно - дети не знают английского языка даже на уровне нескольких слов.
С погодой не повезло, хотелось скорее уже хлебнуть чего-нибудь горячего.

Про кухню. Тут очень распространены galettes - блины из гречихи. В конверты из пресных блинов завернуты различные начинки, в меню встретите большой перечень: с лисичками, форелью, яйцом, луком-пореем в сметане и другие. Очень вкусны блины с камамбером (Crêpes au camembert de Normandie): сыр без корочки добавляют в соус бешамель, тщательно перемешивают и заворачивают эту массу в блинчики, которые затем на несколько минут ставят в горячую духовку. Можно попробовать и сладкие с яблоками в карамели, политыми горящим кальвадосом.

В качестве напитка очень хорош местный сидр брют. Нам больше понравился грушевый, а учитывая градус (4%) и законы Франции, особенно приятно, что водитель участвует в обеденной пирушке вместе с остальными!

После обеда мы заглянули в Лион-Ла-Форе (Lyons-La-Foret). Маленькая деревня, где из-за обилия фахверковых домов часто снимают кинофильмы, превратилась о один большой блошиный рынок

Тут, как и везде сегодня, продавались ландыши. Позже мы выяснили, что во Франции именно к 1 мая приурочен Праздник Ландыша. В этот день всюду продают ландыши, дарят их друг другу, хранят их, так как считается, что цветок ландыша приносит счастье.

К вечеру приехали в Руан. Отель оказался прямо на площади, где сожгли Жанну дАрк (Best Western Hotel du Vieux Marché Rouen), очень рекомендую!

Пошли смотреть город. На рыночной площади, где произошли трагические события, на месте смерти французской Девы доминирует Церковь Жанны дАрк, с оригинальной крышей, символизирующей языки пламени костра.

Отсюда начинается улица дю-Гросс-Орлож (rue du Gros Horloge), ведущая к часовой башне

Знаком города являются большие городские часы Гросс-Орлож, символизировавшие могущество Руана. На двойном циферблате единственная стрелка указывает час, в верхнем овальном окошке часы показывают день недели и лунные фазы

также для посещения обязательны церковь Сен-Маклу (St-Maclou) и Собор Нотр-Дам

если ищете мрачных "готических" впечатлений, обязательно загляните на кладбище во дворе церкви Сен-Маклу и осмотрите любопытный ансамбль фахверковых домов 16 века. Украшенные погребально-сумрачными деревянными изображениями черепов, раскрашенных костей, инструментов могильщиков и песочных часов, напоминают о неминуемом беге времени (186 rue Martainville)

3 день.
Наутро мы нашли башню Жанны дАрк (Tour Jeanne d"Arc). Строго говоря, это не та самая башня, где содержалась мученица, как заявляют рекламные брошюрки. Это последняя сохранившаяся башня Буврейского замка, возведенного в Руане Филиппом II Августом в 1204 году. В действительности же башня, в которой была заключена Жанна, называлась Невинной Башней (разрушена в 1809 году), ее фундамент находится на месте двора соседнего дома.

Оставалось еще время, заехали в Форж-лез-О, один из главных городов Pays de Bray

С утра поехали в Нёшатель-ан-Бре, который в свое время был столицей Пеи-де-Бре, так как по субботам тут раскидывается самый большой в регионе рынок.

Конечно, он поменьше, чем рынки в других провинциях, но здесь есть свои продукты, которыми гордятся фермеры.
Прежде всего, знаменитый нешательский сыр, старейший из нормандских и единственный, который производят севернее реки Сены.

Или рапсовое масло

его изготавливают из этих желтых цветов, цветущие поля которых радуют глаз

Рассказ о полях будет неполный без фото нормандских коров, пасущихся здесь повсеместно

Среди этих полей мы искали секретное место разработки и запуска немецкого "орудия возмездия" Фау-1. Чтобы найти это местечко мы поехали в сторону прелестной деревни Белланкомбр (Bellencombre)

Расспросы местных жителей толку не дали, поэтому мы продолжили поиски. Нашли! На обочине дороги в Val-Ygot стоит табличка, указывающая на мемориал

Из Википидеи:
"Немецкий самолёт-снаряд Фау-1 является наиболее известным летательным аппаратом, оснащённым ПуВРД. Выбор этого типа двигателя был продиктован, главным образом, простотой конструкции и, как следствие, малыми трудозатратами на изготовление, что было оправдано при массовом производстве крылатых ракет.
Хотя первые, экспериментальные пуски Фау-1 выполнялись с самолёта-носителя, большая часть боевых пусков была осуществлена с наземных установок.

Катапульта представляла собой массивную стальную конструкцию длиной 49 м (длина пути разгона 45м) и монтировалась из 9-и секций. Наклон катапульты к горизонту - 6°. На верхней стороне находились направляющие, по которым двигался снаряд при разгоне. Внутри катапульты по всей её длине проходила труба диаметром 292 мм, выполнявшая роль цилиндра парового двигателя. В трубе свободно перемещался поршень, который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда. Поршень приводился в движение давлением (57 бар) парогазовой смеси, подававшейся в цилиндр из специального реактора, в котором происходило разложение концентрированной перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Передний конец цилиндра был открыт и после схода снаряда с катапульты поршень вылетал из цилиндра и уже в полёте отцеплялся от снаряда. Катапульта сообщала снаряду начальную скорость около 250 км/час. Время разгона - около 1 сек.

С одной катапульты по расчётам можно было запустить до 15 снарядов в день, хотя на практике это делалось далеко не всегда. Рекорд составлял 18 запусков в 1 день

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок."

Мы нашли спусковую площадку Фау-1 здесь, в лесах Нормандии. Ракета направлена точно по курсу на Лондон, расстояние до столицы Великобритании 232 км.

Потом мы поехали в Артмазию, посмотреть и попробовать силы в гигантском лабиринте из пяти тысяч буков, созданном английским художником Джефом Троллом. Бегать по лабиринту с нами можно

Веером заехали в Э (Eu). В роскошный Шато-д"Э XVI столетия в стиле французского ренессанса любил приезжать король Луи-Филипп

5 день.
Заехали в Дьепп - в воскресный день все улицы и набережные города превратились в огромный блошиный рынок. Побродили, купили старинную вазочку и несколько коробков спичек с картинками, и отправились дальше.

Этрета.
выходной день, поэтому остановиться в центре города не представилось возможности - все места на парковках были заняты. Пляж и набережные, несмотря на прохладную погоду, были заполнены праздной публикой

Вон видна тропа, по которой можно взобраться на холм над скалой д"Аваль от пляжа. Но, для этого надо сначала оставить где-то машину

Сюда же, на этот холм, мы заехали прямо на машине. Фалез-д-Амон

Здесь установлен памятник, посвященный двум авиаторам, которые совершили попытку трансатлантического перелета - именно тут их видели в последний раз в 1927 году

Во время войны памятник был разрушен фашистскими бомбардировками, в 1960-е годы частично перестроен. С неба виден силуэт самолета

Времени на походы по тропам не было, отправились в Фекан, в Бенедиктинский дворец.

памятник самогонному аппарату

Мы едем в Онфлёр. По дороге проезжаем футуристический мост над Сеной (5 евро с машины)

Продолжение следует.

Нормандия неплохо известна рядовому туристу. Отличная инфраструктура, множество гостиниц разного уровня и великолепная кухня уже давно притягивают внимание потенциальных путешественников к этим местам на северо-востоке Франции.

В Живом Журнале можно найти множество репортажей о Нормандии, но при пристальном внимании можно разглядеть некоторую их однообразность. Профессиональные топовые блогеры ездят сюда на ежегодные дегустации сидра и кальвадоса, а простые смертные обычно посещают лишь несколько самых раскрученных мест этого региона. Но достаточно лишь слегка углубиться в карты и путеводители, чтобы понять сколько интересного здесь остается в стороне от этих стандартных маршрутов.

Возможно, именно поэтому во время очередной акции лоукостовых авиакомпаний из Вильнюса я сам для себя неожиданно купил два билета во французкий аэропорт Бове. Отсюда большинство приезжих направляются прямиком в Париж, до которого всего около ста километров, но до пляжей Нормандии из Бове добраться тоже совсем не сложно.

При планировании этого путешествия я допустил небольшую стратегическую ошибку. Дело в том, что наше путешествие должно было занять пять дней. Сначала я подумал, что от Бове совсем неподалёку находится интереснейший город Амьен, а оттуда не так уж и далеко до знаменитого порта Кале. Эти города уже принадлежат другим французким регионам Пикардии и Нор-Па-Де-Кале, но их посещение вполне вкладывалось в мой маршрут. Остальное время я решил посвятить исключительно Нормандии.
3.

В день я обычно закладываю проехать маршрут в 200-300 километров. По опыту знаю, что такое расстояние проезжается легко и без напрягов, а постоянная смена впечатлений гарантирует незабываемые впечатления. Всё бы было нормально, если бы в какой-то момент подготовки маршрута я не начал читать про ещё одну соседнюю с Нормандией французкую провинцию - Бретань. Это регион показался мне настолько интересным и самобытным, что я внезапно решил изменить своим принципам и на денёк заглянуть сюда.
4.

К сожалению, я не дооценил масштабов этого региона. Бретань на один день - это просто смешно! За тот день мы проехали почти 600 километров и увидели очень мало, зато сильно устали. Не повторяйте моих ошибок, если уж решите съездить в Бретань, посвятите этому краю минимум дней пять. В остальном наше путешествие шло, как по маслу.
5.

В Амьене мы искали следы великого писателя Жюля Верна, а в Кале посетили заброшенные гигантские бункера времён Второй Мировой Войны. Об этом будут отдельные репортажи.
6.

От Кале мы начали спускаться на юг вдоль линии побережья. Постепенно болотистые низины сменились скалами Алебастрового побережья. Эти места издавна считаются у французов курортными.
7.

Огромным удовольствием было заезжать в маленькие прибрежные городки, окружённые белыми скалистыми обрывами. Их здесь немало и далеко не все известны широкому кругу туристов. Фекан, Дьеп, Ле-Трепор, Аулт -о каждом из этих городков можно написать отдельный рассказ.
8.

Заезжали мы и в более раскрученные места, только вот большого удовольствия от прогулок у моря с толпами отдыхающих и долгими поиска места для парковки на забитых машинами улицах я не испытываю, поэтому такие места, как Этрета или Онфлёр мы постарались проскочить, как можно быстрее.
9.

Конечно, одной из главных целей моего путешествия по Нормандии было посещение мест высадки войск союзников во время Второй мировой войны. Легендарный день „Д“ произошёл ровно 70 лет назад, поэтому сейчас почти по всему региону очень активно подымается эта тема.
10.

По всему побережью открыто множество мемориалов, музеев, памятников. Многие гостиницы и рестораны специально на фасадах вывешивают американские и английские флаги, то ли в знак памяти, то ли приманивая потенциальных клиентов.
11.

Из огромного количества мест, которые в этом году открыты для посещения, я выбрал лишь несколько. Сказать откровенно, я всё своё путешествие мог бы посвятить этой теме, но не стоит забывать и о своей второй половине. Конечно же, конец июля отличное время для пляжного отдыха в Нормандии.
12.

Одни из самых длинных морских приливов и отливов создали здесь уникальные гигантские пляжи. В купе с летним солнцем, это идеальные места для отдыха и загара!
13.

С купанием же в море здесь не всё так просто. Кстати, местные жители вообще не любят водные процедуры. Утверждают, что море здесь холодное! Не были они у нас на Балтике!
14.

Я бы не вылазил из воды на нормандских пляжах, только вот тут мы столкнулись с другой проблемой. Здесь можно долго пытаться зайти в морскую воду, но даже на приличном расстоянии от берега во многих местах глубина всё равно будет максимум по колено.
15.

Найти приемлимый пляж с возможностью искупаться здесь было не так уж просто. У нас это случайно получилось лишь на третий день путешествия. Зато это место показалось нам идеальным. Мелкий песок по соседству с живописной скалой с маяком на верхушке, почти полное отсутствие людей и близость парковки - здесь мы почувствовали себя почти, как в раю. Координаты этого пляжа я просто так не выдам.
16.

При всей своей не любви к раскрученным достопримечательностям, иногда мне всё же не получается их избежать.
17.

Рискуя быть банальным, я всё же заехал в знаменитый город-остров Мон-Сен-Мишель. Видимо, после Парижа это самое посещаемое туристами место во Франции. Пытаясь не подвергать нашу психику дополнительным испытаниям, его мы посетили вечером, на закате солнца. Впечатления от той прогулки у меня остались немного сумбурными и с ними я поделюсь позже.
18.

Не смотря на вышеописанные трудности, в Бретани мы всё же увидели не так уж и мало. Старинный пиратский порт Сен-Мало, средневековый городок Динан и таинственный комплекс мегалитов в Карнаке стали нашими целями на предпоследний день в пути по Франции. Есть что вспомнить и чём рассказать.
19.

Последний день во Франции нас ждало возвращение в Бове. По дороге мы заехали столицу Нормандии город Руан, а также на пароме поплавали по знаменитой Сене.
20.

Эту реку, знакомую большинству из нас по Парижу, мы увидели в непривычном обрамлении высоких меловых скал. Места эти, не взирая на высокую степень заселённости, сохранили первозданную красоту и дикость.
21.

На этом наше несколько не стандартное путешествие по Нормандии закончилось. Мы так и не выпили ни капли местного сидра, не попробовали и хвалёного кальвадоса.
22.

Зато трезвость и чистота ума позволили нам увидеть этот регион во всей своей красоте и многогранности. К тому же карман наш материально тоже не сильно пострадал.
23.

Стоит сказать и несколько слов о погоде. Во многих сувенирных магазинчиках здесь я видел магнетики с изображением капель проливного дождя и надписью Нормандия. Погода нам благоволила и было хмуро лишь в первый день. Затем мы полностью успели насладиться ярким солнцем и летним зноем. Так что те магнетики мы не стали покупать в виду их ошибочности в нашем конкретном случае.

Подготовка:
В июле 2009 года я отправилась в отпуск в Париж со своими друзьями Катей, Колей и Димой.
Решение о том, что мы будем брать машину, чтобы съездить в Нормандию, было принято нами за неделю до самой поездки. Так уж вышло. Только за 7 дней до отпуска выяснилось, что у всех есть желание добраться до Мон-Сан-Мишеля, а путь автобусами-поездами туда будет весьма геморройным и влетит в копеечку.

Вариант с арендой машины выглядел вполне привлекательно. Одно маленькое «но» нас тормозило. Из всей компании права были лишь у меня, а мой реальный стаж вождения составлял всего 2 месяца:(Кроме того, водить я умела только машину с автоматом.

Когда я стала рыть Интернет в поисках подходящего авто для аренды, выяснилось, что машин НЕТ. Автомат во Франции редок, да и опять же - сезон:(. Ну, то есть были, например, Мерседесы C-класса по каким-то заоблачным ценам, а ничего «среднего» не наблюдалось. Каким-то чудом я набрела на сайт одного автоброкера, который и обеспечил нам C3 c автоматом в прокатной конторе ALAMO за 210 евро за 2 дня.

1ый день: Париж - Лез Андели-Этрета-Гавр-Ароманш

Первые проблемы "чайников"
Красный С3 ждал нас на парковке Лионского вокзала. Дима, который взял на себя функцию штурмана, почему-то был уверен, что в прокатной конторе ему дадут в аренду и навигатор. Какая наивность! Если вдруг кто-то думает так же, спешу вас разочаровать - навигатор «дают в аренду» только в комплекте с машинами премиум-класса, где он просто-напросто встроен. Отдельно навигатор вам никто не даст.

В арсенале у нас была только мишленовская карта автодорог Франции 1990 года издания:)
Служащий проката выдал нам документы и ключ, нарисовал на бумажке, как выехать с парковки на набережную. По набережной нужно было двигаться прямо, чтобы доехать до «Парижской Кольцевой Автодороги» (в оригинале Périphérique). Уже с нее мы, по всем расчетам, должны были съехать на трассу А13, ведущую в Руан.

А дальше было развлечение под названием «выезд из Парижа» на полтора часа. Сначала мы случайно проехали развязку с Периферик, и уехали не на ту трассу. Потом развернулись, доехали до Периферик, съехали с нее в парижский пригород Сан-Дени и блуждали по нему еще минимум полчаса в поисках выезда на А13. Затем нашли выезд, но слегка промахнулись - на развязке выбрали не тот тоннель, который в итоге привел нас в парижский квартал небоскребов Дефанс. Все были на нервах, и уже было начали ругаться, и тут небеса над нами смилостивились, и всего минут через 15 мы смогли принять нужное направление.

В последующие путешествия я всегда брала с собой GPS. Что и всем советую. Он очень сильно облегчает жизнь юного автопутешественника.

На трассе А13 нам встретился первый пункт оплаты дороги. Я, конечно, примерно знала, как в него заезжать, как оплачивать, но не догадывалась об одной важной детали. Если в твоей кредитной карточке нет чипа, она, скорее всего, не сработает в автомате для оплаты! Слава богу, нас было 4 взрослых человека с разнообразными банковскими картами, одна из которых подошла автомату. Крайне неудобно было бы сдавать назад и перестраиваться в другую очередь.

Первые радости: Лез Андели (Les Andelys)

Спасибо Кате, это она раскопала информацию об этом живописном месте и заставила нас сделать первую остановку на маршруте именно здесь. Городок расположен в 85 км от Парижа и знаменит он замком Ричарда Львиное Сердце и удивительными видами на реку Сену. Здесь Сена совсем не такая, как в Париже.

Развалины замка горделиво возвышаются над местностью.


Мы закупились продуктами в супермаркете, поднялись на холм к замку и устроили там пикник.

Кстати, при всей невероятной красоте и туристической ценности, здесь было не очень много людей - буквально один автобус с туристами (все они разбрелись по развалинам), да 5-6 частных автомобилей.

Этрета (Étretat)

А это был мой «пунктик» - увидеть скалы и арки Этрета. Я столько раз о нем слышала, видела на фото друзей, и ура, наконец-то я тут!


В Этрета пляж с крупной галькой очень крутой и неудобный заход в море. Но нас это не остановило - мы пошли купаться. Окунание в холодные воды Ла-Манша позволило снять остатки стресса от «выезда из Парижа».

Отдохнув немного на пляже, мы полезли фотографироваться на знаменитые скалы.

Мост Нормандия и побережье
Следующим пунктом в нашем маршруте значилось «Осмотр мест высадки союзников». Это была «димина тема», за эту часть маршрута отвечал он. К слову, военные мемориалы есть практически по всему побережью. Даже в том же Этрета имеется несколько объектов времен Второй Мировой. И сложно сказать, какие из них обязательны для просмотра, а какие менее интересны.

Дима решил направиться в какой-нибудь небольшой город на побережье в районе Кана (Caen). Именно в этом районе проходила высадка 6 июня 1944 года. Наш выбор пал на Ароманш (Arromanches). Диме было знакомо это место по игре Call of duty:) Там мы планировали заночевать.
Из Этрета мы поехали по побережью через Гавр (где опять слегка заблудились), а затем, через мост Нормандия на трассу до города Кан.

Мост Нормандия - самый длинный вантовый мост в Европе. Фактически - еще одна достопримечательность, которая привлекает туристов в регион. Мы же на него попали фактически случайно (на моей карте 1990 года издания он не был обозначен, т.к. был построен в 95-м:)), выезжая из Гавра по указателям на трассу А13. Но красотой и масштабностью сооружения, конечно же, впечатлились.
Мост, кстати, является платным, стоимость проезда по нему для легковушек - 5 евро.

Только в районе 9 вечера мы добрались до Ароманша. Нам повезло, мы достаточно быстро нашли гостиницу. Был вечер со среды на четверг, и места можно было найти без предварительной брони. Вполне приличные 2*, 50 евро за двухместный номер без завтрака.

Кстати, если вы рассчитываете на ночлег в каком-нибудь маленьком городке на побережье Ла-Манша, постарайтесь приехать в него не позже 8 вечера. В 10 вечера, когда мы закинули вещи в номер и пошли искать ужин, в городе уже все было закрыто, ни в одном кафе не работала кухня. Нам удалось купить только пиво и какие-то жуткие гамбургеры в закрывающейся лавочке неподалеку от отеля.

2ой день: Места высадки союзников - Мон-Сан-Мишель - дорога в Париж

Утром мы замечательно позавтракали в ресторане с видом на море, погуляли по пляжу, рассмотрели местные военные мемориалы.

Затем взяли в отеле план ближайших расположений военных укреплений времен войны и направились туда (15 минут на машине по извилистым деревенским дорожкам).

Осмотрев немецкие ДОТы и полазив по укреплениям, мы направились в Мон-Сан-Мишель.
По дороге мы заехали на ферму, где прикупили кальвадоса. Такие фермы встречаются на дорогах Нормандии повсеместно.

Mont-Saint-Michel

Ну, про него рассказывать, я считаю, нет особого смысла, т.к. это вторая после Эйфелевой башни самая известная достопримечательность Франции.

Дам лишь несколько практических советов.
В Мон-Сан-Мишеле я была 2 раза - оба раза в будние дни. Народу там много всегда. Но летом просто невероятно много. Я думаю, туда нужно приезжать либо совсем рано утром, либо уже поздно вечером, когда народ схлынул. Мы же добрались туда около полпервого, и попали в самое популярное время. Людей на главной улице города было больше, чем в московском метро в час пик:(

Когда вы въедете на огромную парковку у Мон-Сан-Мишель, не паркуйтесть в ее начале, думая, что ближе к замку уже нет мест. Все думают точно так же, поэтому ближе к замку места будут. В итоге мы, «удачно» запаковавшись в начале, протопали полтора километра до замка и столько же потом обратно.

Дорога в Париж.
Обратно мы решили поехать по дороге N12 через Алансон и Дьё.
В результате наша дорога домой растянулась на 5 с половиной часов с учетом короткой остановки обед в придорожном трактирчике.

Так что если ваша цель - посмотреть максимум интересного за пару дней и не умереть от усталости, забудьте об экономии на бесплатных дорогах. Они для передвижения на короткие расстояния. Во Франции большинство нормальных трасс - платные. На нашем маршруте встретилась только одна удачная бесплатная автомагистраль - A84, по которой мы ехали от Кана до Мон-Сан-Мишеля. Там было все, как на платной трассе: 2-3 полосы в одну сторону, максимальная скорость 130 км/час, местами 110 км/час.
Обычная бесплатная автодорога (они на карте с литерой N, «nationale», т.е. государственная) имеет одну или две полосы в одном направлении. Разрешенная скорость на ней, как правило, 90 км/час.
При этом дорога N проходит через кучу населенных пунктов, где разрешенная скорость 50 км/час. А уж если вы попали в участок с одной полосой, а перед вами едет какой-нибудь трактор, то вы будете мееееедленно ехать в колонне за ним, пока дорога не расширится или не появится редкая возможность его обогнать в месте, где допустим обгон по встречке.

Так мы и чесали по этой национальной дороге. Единственным утешением для нас были милейшие провинциальные пейзажики.

В Париж мы прибыли уже около полдесятого. Слава богу, в этот раз более-менее нормально удалось сориентироваться, найти с первого раза и Периферик, и нужную развязку, набережную, а затем Лионский вокзал и парковку.

Я ничуть не пожалела о том, что мы поехали на авто в Нормандию. Маршрут у нас для первого знакомства с регионом получился очень даже неплохим. Конечно, мы не увидели Онфлер, Довиль/Трувиль, Руан и Сан-Мало. Но ведь ничто не мешает посетить эти места в следующий раз.