Самая высокая башня в париже. Самые высокие здания парижа

Башня Монпарнас — самый высокий небоскреб в Парижском регионе. Высота 59-этажного здания составляет 210 метров. Это единственный небоскреб, расположенный в черте Парижа, а не в пригороде.

Смотровые площадки башни Монпарнас

Следует сразу уточнить: на 56 этаже смотровая площадка полностью застеклена, там находятся экраны, по ним вы можете узнать информацию о главных достопримечательностях города. На 59 этаже расположена открытая терраса.

Угол обзора 360 градусов. В ясную погоду город виден как на ладони.

Туристы любят это место за панорамный вид и за возможность сделать красивые фотографии. Там через телескопы вы можете рассмотреть с высоты главные достопримечательности Парижа — Эйфелеву башню , Лувр , Триумфальную арку , Нотр-Дам де Пари и многое другое.

На площадке находится выставка архивных фотографий. По ним вы можете узнать все о башне Монпарнас, начиная с этапа ее проектирования, заканчивая открытием небоскреба.

Цены и расписание

Смотровая площадка работает ежедневно с 9.30 до 23.30, без перерыва. Последний лифт наверх отправляется в 23:00.

Стоимость билетов на смотровую площадку:

  • для взрослых — 18 евро;
  • для студентов — 15 евро;
  • для детей от 4 до 11 лет включительно — 9,5 евро;
  • для людей с ограниченными возможностями — 8,5 евро;
  • для детей до 4-х лет вход бесплатный.

Также можно купить единый билет на два посещения в течение 48 часов (день и вечер):

  • для взрослых — 23 евро;
  • для студентов — 20 евро;
  • для детей от 4 до 11 лет включительно — 16 евро.

Чтобы избежать очереди на кассе, можно приобрести билет на официальном сайте башни Монпарнас. Его можно забронировать без указания точной даты посещения — так билет будет действителен в течение года. Вам не нужно будет распечатывать его, просто покажите на смартфоне при входе.

Также на террасе по утрам проходят занятия йогой, стоит это 20 евро с человека. Еще одна приятная услуга для туристов — летом с 9:30 до 22:00 там работает бар. Посетители могут купить не только шампанское, но и безалкогольные прохладительные напитки.

Ресторан в башне Монпарнас

На 56 этаже башни, где располагается обзорная площадка, находится известный в Париже ресторан «Le Ciel de Paris» (в переводе с французского «Парижское небо»). Там вы можете попробовать блюда европейской и французской кухни. Нередко влюбленные заказывают там романтические свидания на двоих, ужинают при свечах и любуются красотой вечернего города.

Также на обзорной площадке у ресторана или прямо в нем проходят вечеринки, бизнес-встречи, лекции и другие мероприятия.

Строительство башни Монпарнас

Интересно происхождение названия небоскреба. В переводе с французского Mont Parnasse означает «Греческие горы». Когда-то на месте здания находился холм, который в 1725 году выровняли. Местные жители сравнивали холм с греческой горой Парнас, на которой, согласно преданиям, жили нимфы и бог искусства Аполлон. С холма открывался невероятно живописный вид на город, поэтому это место так любили музыканты, художники и поэты.

Построена башня Монпарнас была в конце прошлого века — с 1969 по 1972 годы. Проектирование строительства небоскреба началось с того, что сначала, по решению правительства, хотели просто расширить одноименный вокзал, который когда-то находился на этом месте. Работы должны были проходить в рамках проекта по усовершенствованию инфраструктуры города. В начале 1960-х годов снесли ближайшие к вокзалу постройки, расчистив площадку. Подумали о строительстве чего-то более грандиозного. Тогда же решили построить офисный центр, а в подземном этаже разместить сам вокзал.

Над проектом работали четыре архитектора. Сначала высота башни Монпарнас должна была достигать 154 метров, но потом ее достроили до 210 метров.

При этом интересно вот что: когда здание было возведено на 154-метровую высоту, вышел запрет на дальнейшее его строительство. Однако этот запрет проигнорировали, и башня выросла до 210-метровой отметки.

Небоскреб по тем временам построили в очень короткие сроки, и в 1973 году состоялось торжественное открытие огромной башни Монпарнас.

После возведения офисного центра, то есть в 1972 году, был принят закон, согласно которому запрещается строительство небоскребов в черте города. Запрет продолжает действовать до сих пор. Небоскребы сейчас расположены только в пригороде Ля Дефанс.

До 2010 года башня Монпарнас считалась самым высоким небоскребом во Франции, пока в пригородном парижском квартале Дефанс не появилось 231-метровое здание Tour First.

Многие парижане не любят башню Монпарнас. Они считают, что огромное здание возвышающееся над городом, нарушает его гармонию, портит архитектурный ансамбль. Есть даже такая шутка: на небоскребе расположена обзорная площадка, с которой открывается прекрасный вид на город. Парижане, когда оказываются там, говорят, что хотя бы с этого места не видно башню.

Особенности здания

Внешне здание представляет собой монолитное сооружение очень интересной формы, оно похоже на овал.

Каждый этаж занимает площадь 2 000 квадратных метров, масса здания — 150 000 тонн. Оно уходит не только на 210 метров вверх, но и на 70 метров под землю.

На крыше небоскреба есть вертолетная площадка. В здании работает высокоскоростной лифт, на котором всего за 40 секунд можно доехать до верхних этажей.

В большей части здания находятся офисы — туда посторонние люди попасть не смогут, внизу располагается торговый центр, бассейн и Международный центр текстильной продукции. На верхних этажах — кафе, небольшие магазины и обзорная площадка, с которой открывается панорамный вид на город.

Как добраться

Здание находится по адресу: 33 Avenue du Maine (15-й округ Парижа). Вы можете доехать до станции Montparnasse Bienvenüe (Монпарнас-Бьенвеню) на метро по линиям 4,6,12 и 13. До этой остановки ходят автобусы 28, 58, 82, 88, 89, 91, 92, 94, 95 и 96.

Можно доехать до башни на своем или арендованном авто. Стоит сразу сказать, что парковка рядом с небоскребом платная. Чтобы узнать, как добраться на авто до башни Монпарнас, посмотрите проложенный маршрут от Елисейских полей и от аэропорта Шарль де Голль на google-карте:

Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси — Taxi G7, Alpha Taxis, 01 Taxi, Taxis.

Башня Монпарнас на google-панораме

Башня Монпарнас на видео

Париж является чрезвычайно невероятным городом. В настоящее время, Иль-де-Франс имеет 17 небоскребов (зданий с высотой крыши не менее 150 метров), однако, все, кроме одного из них, расположенного в Ла-Дефанс, находятся за пределами города. В ближайшие несколько лет, несмотря на некоторую жесткою оппозицию, все это может измениться.

Самые высокие здания Парижа

Эйфелева башня (324 / 1062ft):

Завершена 31-го марта 1889 года, через два года, два месяца и пять дней строительства, Эйфелева башня была первая искусственная структура, которая должна была превышать 1000 футов. Она оставалась среди высоких до прибытия Chrysler Building в 1930 году. Перекрашивая ее каждых семь лет, потратили около 60 тонн краски, чтобы преобразить башню в розовый цвет. Двух башен Эрмитаж Плаза, из проекта в Ла-Дефанс, спроектированного Норманом Фостером и из-за его завершения в 2021 году, будет почтительно ограничен на 323 метров (Eiffel Tower, Champ de Mars, 5 Avenue Anatole France, 75007 Париж, Франция).

Tour Montparnasse (210m / 689ft):

Tour Montparnasse является истинным небоскребом Парижа. Его название происходит от горы Парнас, сведенного на парижском холме, и он был приравнен к "home of the Muses". В 1934 году SNCF решили модернизировать Gare Montparnasse, однако, он не существовал к 1959 году, когда были проведены первые исследования для башни. Урбэн Cassan, Эжен Beaudouin, Луи де Хойм де Мариен, и Жан Saubot были четырьмя архитекторами, которые пришли к выигравшему дизайну. В 1969 году, несмотря на оппозицию масштаба здания, президент Жорж Помпиду одобрил проект. После четырех лет строительства, башня была открыта 18 июня 1973 года (Tour Montparnasse, 33 Avenue Du Maine, 75015 Париж, Франция).

Tour Triangle (180m / 591ft):

30 июня 2015 года в Париже члены совета проголосовали за утверждение Tour Triangle несмотря на сильное несогласие с группами архитектурного наследия. Стеклянная пирамида с трапециевидным основанием будет содержать 120 номеров, 70000 квадратных метров офисных помещений, а также, по настоянию мэра Анн Идальго, возможности для ухода за детьми и культурные объекты. Херцог & де Мерон, благодаря архитектурной практики из Базеля, и ответственного за современного преобразования Tate в Лондоне и стадиона в Пекине, спроектировал данное здание. До тех пор пока будут получены необходимые разрешения, строительство начнется в Порт-де-Версаль в 2017 году и будет завершено в 2020 году (Tour Triangle, Place de la Porte de Versailles, 75015 Париж, Франция).

DUO (180m / 591ft и 115m / 377ft):

Две башни, которые составляют DUO, были разработаны по проекту Жана Нувеля для канадской компании по развитию недвижимости Ivanhoe Cambridge. Планы нового небоскреба в 13-м округе, это уже один из самых застроенных районов Парижа, были в работах с 2011 года и в апреле 2016 года было объявлено, что строительство начнется до конца текущего года. Многофункциональные здания будут содержать офисы, пятизвездочный отель, зрительный зал 279-местный, а также многочисленные террасы и сады на крыше. Если все пойдет хорошо, башни будут завершены к 2020 году (Tour Super-Italie, 121 Avenue d"Italie , 75013 Париж, Франция).

TGI (160m / 525ft):

Трибунал большой инстанции (TGI) де Пари близится к завершению в зоне городского развития Батиньоль, в 17-м округе. Трехуровневое здание суда, которое имеет площадь в 104000 квадратных метров, 90 залов судебных заседаний, а также мощность по переработке 9000 случаев в день, был разработан архитектором Ренцо Пьяно. Между 2012 и 2014 годами, но было представлено неудачное возражение группой юристов, пожелавших остаться в старом Дворце правосудия на Иль-де-ла-Сите. Первый камень был заложен 6 мая 2015 года, и работы завершатся в июне 2017 года (TGI, rue André Suares, 75017 Париж, Франция).

Hyatt Regency Paris Etoile (137m / 449ft):

Hyatt Regency Paris Étoile может быть классифицирован как небоскреб через ее 53-метровой антенны, которые занимают в здании с общей высотой 190 метров. До недавнего времени Hotel Concorde La Fayette, является одним из самых больших отелей в Париже с 950 номерами. Расположенный в районе Порт Майо в 17-м округе, и соединен с Дворцом Конгрессов конференц-центра. Обе эти структуры были построены в ответ на международный туристический бум 1960-х годов. Дизайн отеля был разработан благодаря: Henri Guibout, Serge Maloletenkov и Yves Betin (Hyatt Regency Paris Étoile, Le Palais des Congrès de Paris, 3 Place du Général Kœnig, 75017 Париж, Франция).

Les Orgues de Flandre (123m / 404ft):

Les Orgues de Flandre (Органы Фландрии) - это самая высокая точка в 19-м округе, находится в верхней части Prelude. Башня на 26 метров ниже официального ориентира, и она не есть только небоскребом с парижскими стандартами, так как остается наряду с остальной частью проекта жилищного строительства, с внушительной архитектурной особенностью среди архитектурной изящности города. Построенная между 1974 и 1980 годами по проекту архитектора Martin van Trek, развитие которой состоит из многочисленных 15-этажных корпусов и трех других башен: Tour Sonate на 90 м, Tour Cantate на 101м, и Tour Fugue на 108м (Les Orgues de Flandre, Allée des Orgues de Flandre, 75019 Париж, Франция).

Отель Pullman Paris Montparnasse (116м / 381ft):

Отель Pullman Paris Montparnasse представляет собой 31-этажное здание в 14-м округе Парижа. Это второй по величине отель в городе после Hyatt Regency Paris Etoile, однако, у него есть еще три гостевые спальни, и это больше, чем у его соперника. Он был разработан Пьером Dufau и был завершен в 1974 г. В своей жизни, здание было ранее известное как отель Paris-Sheraton и отель Méridien Montparnasse. В отеле также имеется большой боулинг и популярный бильярдный зал (Pullman Paris Montparnasse Hotel, 19 Rue du Commandant René Mouchotte, 75014 Париж, Франция).

Tour Super-Italie (113m / 371ft):

Tour Super-Italie является самым высоким зданием, которое было завершено в рамках проекта «Italie 13 urbanism» 1960-х и 70-х годов. Вторая идентичная башня должна была быть построена на том же блоке, но была отменена, когда президент Валери Жискар д"Эстен расторгнул план развития микрорайона. Она была построена по проекту архитектора Мориса Novarina и отличается от других башен в этом районе благодаря своей цилиндрической формы, которые также дали ему прозвище Круглая башня (Tour Super-Italie, 121 Avenue d"Italie, 75013 Париж, Франция).

Башня Монпарнас — это знаменитый небоскреб в центральном районе Парижа. Он имеет 59 этажей, его общая высота — 210 м. Кроме этого, в башне находится 6 уровней под землей. Здание славится особой конструкцией, его общая площадь составляет 120 000 м², а площадь фасада — 40000 м². Вес небоскреба — 150 000 тонн. В нем ежедневно работают 25 пассажирских лифтов и 5 грузовых.

Башня Монпарнас в Париже возвышается уже более 40 лет, при этом она остается единственным высоким зданием в центре. Остальные небоскребы Парижа построены в других местах. На протяжении долгого времени башня считалась самой высотной постройкой во всем городе. До тех пор, пока в 2010 году не достроили небоскреб Tour First, который находится в квартале Дефанс. Его высота составляет 231 м.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Смотровая площадка башни Монпарнас считается лучшей в городе. Отсюда открывается потрясающий вид на центральные районы Парижа. На последние этажи здания можно попасть только поднявшись на лестнице. Лифт туда не доезжает. Смотровая площадка работает круглый год, кроме нее на самом верху открыты магазин сувениров, кафе и рестораны.

Внутри небоскреба кипит насыщенная жизнь. Здесь находится огромное количество офисов различных компаний, в которых работают более 5000 человек.
Кроме этого, в башне можно прогуляться по магазинам, культурно отдохнуть или провести деловые переговоры.

Достопримечательности Парижа

История строительства

Башню Монпарнас начали строить в 1969 г. Это была нелегкая задача — возвести здание прямо над улицами города и станциями метрополитена Парижа. На строительство ушло 4 долгих года.

До того как в этом месте появилось самое высокое здание, здесь находился вокзал небольшого размера. Долгие годы он прекрасно справлялся с пассажиропотоком, который в дальнейшем значительно увеличился. Тогда городские власти решили разместить вокзал под землей, а на освободившемся месте начали возводить известный небоскреб.
Удивительно, но сами парижане негативно относятся к разного рода высоткам, тем более в центре.

Знаменитый символ Парижа Эйфелева башня долгое время подвергался жесточайшей критике, как предмет безвкусицы и ненужности. После появления башни Монпарнас также высказываются критические мнения о том, что небоскреб портит вид красивой французской столицы, хотя находятся и те люди, которые считают, что город должен развиваться, а не стоять на месте. По их мнению, башня вполне уместна и является современной достопримечательностью столицы Франции.

Смотровая площадка башни Монпарнас

На смотровой площадке парижского небоскреба имеется 2 уровня. Закрытая обзорная площадка расположена на 56 этаже, а на 59-м можно попасть на открытую террасу. Она защищена стеклянным ограждением для безопасности посетителей.

Комеди Франсез

Со смотровых площадок можно увидеть все основные парижские памятники архитектуры — Эйфелеву башню, Лувр, Триумфальную арку, красивые городские улицы, старые здания, живописные парки и сады. Особенно прекрасен вид в ясную солнечную погоду. Многие туристы делают здесь потрясающие фото, которые потом показывают своим близким и друзьям.

Вид с башни на Триумфальную арку

Вид с башни на Собор Парижской Богоматери

На площадке 56 этажа установлены экраны с интерактивной программой и сенсорным ориентированием. В них можно узнать много познавательной информации о различных парижских памятниках, предварительно выбрав нужный язык.

Входной билет на смотровую площадку стоит 15 евро, для детей до 7 лет — бесплатно. Школьники, студенты и люди с ограниченными возможностями могут пройти на башню по льготной цене. В стоимость билета входит посещение бара на 56 этаже.

Обзорная площадка работает по особому расписанию, которое зависит от времени года. С октября по март она открыта с 9.30 утра до 10.30 вечера с воскресенья по четверг. В пятницу, субботу и дни перед праздниками можно попасть с 9.30 утра до 11 часов вечера.

С апреля по сентябрь смотровая площадка открыта каждый день с 9.30 утра до 11.30 вечера. Самая замечательная погода в Париже в апреле позволяет наслаждаться видом.
В чем преимущества башни Монпарнас перед Эйфелевой башней? В том, что очередь из желающих посетить здание здесь небольшая, в то время как для того, чтобы попасть на Эйфелеву башню, придется отстоять несколько часов. При этом фото Парижа с высоты птичьего полета одинаково красивы. К тому же это единственное место, где с высоты можно разглядеть легендарную Эйфелеву башню.

Триумфальная арка, Париж

Башня Монпарнас поднимается на высоту 210 метров. Долгое время она считалась самым высоким зданием города, пока в 2010 году не было закончено строительство небоскреба Tour First в квартале Дефанс (231 м). Помимо 59 надземных этажей, башня имеет 6 подземных уровней. Она возвышается над несколькими линиями столичного метрополитена и обладает особой конструкцией. Фундамент небоскреба углублен на 70 м и состоит из 56 железобетонных опор. Общая площадь башни Монпарнас достигает 120 000 м², а ее фасад занимает площадь 40 000 м².

Для освещения на высотном здании смонтировано 7200 окон. Примечательно, что возведение башни произошло еще до того, как в архитектуре высоток появилась тенденция обустраивать окна во всех офисах, поэтому в Монпарнасе окна имеют лишь те офисные помещения, которые расположены по периметру здания.

Небоскреб весит 150 000 тонн и обслуживается 25 пассажирскими и 5 грузовыми лифтами. Лестница для подъема наверх состоит из 1306 ступеней. Самый быстрый из лифтов развивает скорость до 5 м/с и преодолевает высоту 196 м с первого по 56 этаж всего за 38 секунд. Подняться на последние этажи высотной конструкции можно только по лестницам. Кроме работающей круглый год смотровой площадки на верху башни Монпарнас открыты сувенирный магазин и кафе.

Примечательно, что сами парижане критически относятся к высоткам. Когда в городе построили Эйфелеву башню, она получила массу недоброжелательных отзывов. А после появления башни Монпарнас в Париже появилась поговорка, что прекрасный обзор с этого небоскреба открывается только потому, что сам он остается вне поля зрения. Сегодня отношение к высотным зданиям у парижан и туристов нельзя назвать однозначным. Одни считают, что они портят вид французской столицы, а другие убеждены, что небоскребы вполне уместны, так как являются символами нового Парижа.

История башни Монпарнас

До башни Монпарнас в этой части Парижа располагался небольшой вокзал. Со временем пассажиропоток настолько увеличился, что вокзал перестал справляться с поставленными задачами. Были необходимы кардинальные перемены. Городским властям удалось разрешить проблему, убрав его под землю, а на освободившейся площадке было принято решение возвести высотное здание.

Небоскреб начали строить в 1969 году. Строительство высотки над городскими улицами и разветвленной сетью метро стало непростой инженерной задачей и растянулось почти на четыре года.

Смотровая площадка

Смотровая площадка башни Монпарнас имеет два уровня. На 56 этаже находится закрытая обзорная площадка, а на 59 этаже – открытая смотровая терраса, которая для безопасности туристов имеет стеклянное ограждение. Полный круговой обзор позволяет подробно рассмотреть все основные достопримечательности центральной части Парижа – Эйфелеву башню, Триумфальную арку, Лувр, крыши старинных зданий и прямые зеленые проспекты. В ясную погоду с небоскреба видно на расстояние 40 км.

На 56 этаже установлены интерактивные экраны с сенсорным ориентированием, с помощью которых можно узнать много любопытной информации о памятниках Парижа. Очень удобно, что сведения о достопримечательностях доступны на нескольких языках, в том числе и на русском.

Билет на смотровую площадку стоит 15 евро и по нему можно бесплатно посетить бар на 56 этаже небоскреба. Дети до 7 лет допускаются в башню Монпарнас бесплатно, а для детей старше, студентов и людей с ограниченными возможностями продают билеты по льготным тарифам.

Смотровая площадка башни Монпарнас открыта по расписанию. С октября по март сюда можно попасть с воскресенья по четверг с 9.30 до 22.30, по пятницам, субботам и в предпраздничные дни с 9.30 до 23.00. С апреля по сентябрь – в любой день недели с 9.30 до 23.30.

Если хочется увидеть город с высоты, следует учесть, что очередь в кассы башни Монпарнас, как правило, небольшая. Простоять придется не более 15 минут. В то время как ожидание в очереди на Эйфелеву башню может растянуться на 2-3 часа.

Что посмотреть рядом с башней Монпарнас

Неподалеку от небоскреба, на бульваре Edgar Quinet, 3, расположено известное парижское кладбище Монпарнас. Здесь находятся могилы поэта Шарля Пьера Бодлера, композитора Камиля Сен-Санса, скульптора Осипа Цадкина, кинорежиссера Жака Деми, актера и исполнителя песен Сержа Генсбура, а также писателей Хулио Кортасара, Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар. Территория кладбища открыта в любой день с 8.00 по будням, с 8.30 по субботам и с 9.00 в воскресенье. В зависимости от дня недели кладбище закрывается в 17.30 или в 18.00.

Возле башни Монпарнас, между домами, раскинулась территория сада Атлантик. Это интересное место гармонично сочетает инженерные технологии и ландшафтный дизайн. Сад не виден снизу, так как располагается на бетонной платформе, на высоте 18 м от улиц, прямо на крыше вокзала «Монпарнас».

Квартал вокруг небоскреба считается одним из лучших мест для вечерних прогулок по Парижу. Здесь много уютных ресторанов и закусочных. В Монпарнасе работает 60 кинозалов и 11 театров, самый знаменитый из которых – Théâtre Montparnasse. И конечно, в этой части французской столицы находится немало музеев. Туристы могут посетить музей освобождения Парижа, музей Монпарнаса, дом-музей Осипа Цадкина и дом-музей Эмиля Бурделя.

Как добраться

Башня Монпарнас стоит в 15 округе французской столицы, по адресу: Avenue du Maine, 33.

К небоскребу можно подъехать на метро – до станции «Монпарнас - Бьенвеню», через которую ходят поезда 4, 6, 12 и 13 линий. Если Вы приехали в Париж на поезде, имейте в виду, что вокзал «Монпарнас» и башню разделяет всего 200 м. Кроме того, до башни Монпарнас ходят городские автобусы № 28, 58, 82, 88, 89, 91, 92, 94, 95 и 96.

Под небоскребом расположена платная автостоянка.

Вашему вниманию предлагается материал о высотных зданиях Парижа, хотя Париж – столица, отнюдь, не небоскребов.

Высотки футуристического делового квартала «Дефанс» (официально за чертой города), башня «Монпарнас» и, конечно, Эйфелева башня - вот то немногое, что приходит сразу на ум из высотных сооружений Парижа.

Но ситуация может измениться. Обо всем этом в передаче русского вещания «Международного Французского Радио».

Вокруг парижских небоскребов

На иллюстрации из архива: «Небоскребы Парижа».

На заднем плане виднеется арка и квартал «Дефанс», ближе -Эйфелева башня и на первом месте - башня «Монпарнас».

Вы также можете послушать оригинал этой русской программы «Международного Французского Радио — RFI» в нашем аудиофайле в записи сайт в левом верхнем углу страницы.

«Со времен перестройки Парижа Бароном Османом, высота зданий в Париже была ограничена до 37 метров. В июле 2008 года Совет Парижа принял решение отметить старое ограничение по высоте и установить новое: 50 метров (приблизительно 15 этажей) для жил ых зданий.

В сентябре 2008 г. мэр Парижа Бертран Деланоэ представил проект сооружения новой высотки у Версальских ворот, которая уже получила прозвище «Треугольник», поскольку ее проект по форме напоминает «сплющенную пирамиду».

В Париже планируют построить новые небоскребы. Это уже происходит и еще будет происходить в ближайшее время, но строиться они будут пока не в самом сердце города, а на его периферии. В первую очередь в районе «Дефанс».

Всего 6 парижских «ворот» будут украшены новыми высотными зданиями. Это Порт де да Шапель, Порт де Монтрей, Порт де Берси, Иври, Вресаль, а также пригороды Исси-ле-Мулино и Левалуа-Перре и Клиши. В районе Батиньоль уже сносят старые склады и гаражи для грузовиков, — расчищается место под строительство небоскрёба, но всё это пока запланировано на ближайшие два-три, а то и четыре года.

Вместе с тем, осуществлению планов по строительству новых небоскребов в Париже препятствуют несколько обстоятельств. Первое из них — это финансовый кризис, который, правда, не столько заблокирует, сколько затормозим реализацию проектов. Второе обстоятельство — это решительные протесты экологистов и ревнителей старины, сторонников того, чтобы не изменят лицо города.

На архивной иллюстрации: изображена т.н. историческая перспектива Парижа (здесь снимок от сада Тюильри).

Арка «Дефанс» (здесь на самом горизонте) замыкает историческую ось - (королевскую перспективу), идущую от Лувра, через Арку «Карусель», сады «Тюильри, площадь Согласия и его «Египетским обелиском»», улицу «Елисейские поля» и «Большую Триумфальную арку» к арке «Дефанс» - Прим. сайт

Со времен перестройки Парижа Бароном Османом, высота зданий была ограничена до 37 метров. С того времени исключение составили всего несколько зданий: квартал в районе Богренель, жилой массив в 13-ом районе, башня Монпарнас (210 метров) и деловой район «Дефанс», который, как известно, находится за городской чертой, и на который следовательно, османовское правило 37 метров не распространяется.

В этом районе строительство продолжается уже более 50 лет и будет, судя по всему, продолжаться. На 2013 год на Дефансе запланировано завершение строительства трёх новых небоскребов высотой по 300 метров каждый. (Высота Эйфелевой башни — 312 метров).

В июле этого года Совет Парижа принял решение отметить старое ограничение по высоте и установить новое: 50 метров (приблизительно 15 этажей) для жилых зданий. Выше этого «потолка» могут быть расположены только офисные помещения. Это решение было принято в июле, а в сентябре мэр Парижа Бертран Деланоэ представил проект сооружения новой высотки, которую планируется поместить в районе выставочного комплекса у Версальских ворот и которая уже получила прозвище «Треугольник», поскольку её проект по форме напоминает «сплющенную пирамиду». Завершение строительства планируется на 2012 год. Высота здания 200 метров, а полемика тут же разгорелась по той причине, что новая высотка будет расположена в черте города.

В первых рядах противников проекта находятся парижские «зеленые», которые уже написали петицию с протестом и призвали к проведению референдума по этому вопросу среди жителей Парижа. Опрос общественного мнения на эту тему уже показал, что 64% горожан выступают против строительства высотных зданий в черте Париже. Отметим, что не только «зеленые» и левые сразу же ополчились против планов мэра-социалиста. К ним присоединилась и часть правых политиков. Напомним, что граница города проходит по окружной дороге. Париж занимает площадь в 105 кв.км. (Для сравнения скажем, что Берлин занимает площадь в 891 кв. км., Лондон — 1 530 кв. км., Рим — 1 500 кв. км.)

Высота зданий всегда была символом благосостояния процветания и превосходства, как экономического, так и политического. Далеко не всегда и строительство, и существование «высоток» было безоблачным. Достаточно вспомнить, чем закончилось строительство Вавилонской башни.

В дальнейшем в истории также «столпотворенчество», как определяет это явление один философ, не доводило до добра. Кроме вавилонского примера есть и другие, менее яркие, но не менее показательные.

Хорошо известна история о том, как Людовик Святой приговорил могущественного сеньора Ангеррану де Куси к штрафу в 12 тысяч парижских ливров. Это произошло в 1259 году. Ангеррану де Куси, приказал повесить троих молодых дворян. Они были фламандцами и проживали в аббатстве Сен-Николя-о-Буа. Однажды они прогуливались в лесу аббатства и охотились на кроликов; в погоне за ними они забрели в леса Ангеррана де Куси. Они не знали, где находятся, и не поняли, почему стражники схватили их и бросили в темницу. В гневе де Куси приказал повесить пойманных молодых людей без суда. Людовик Святой вынес очень строгий приговор, и дело было не только в убийстве без суда трёх молодых дворян. Это обстоятельство скорее стало предлогом для расправы и примерного наказания Ангеррана де Куси, который по богатству и влиянию не только равнялся королю, но даже превосходил его. А одним из факторов демонстрации своего превосходства было то, что де Куси построил себе замок и донжон почти в два раза выше и мощнее, чем Лувр. Это была наглядная демонстрация мощи и богатства, которая никак не могла нравиться Людовику Святому .

В высоте построек соперничали между собой не только знатные сеньоры, но и города Франции. В каждом городе старались построить собор, который был бы и красивее, и лучше и, что немаловажно, выше соборов других городов.

Так, самым высоким средневековым готическим собором в Франции является не собор Парижской богоматери, а собор Сен-Пьер в городе Бове (регион Пикардия. Прим. сайт) , строительство строительство собора в Бове началось в 1247, а завершилось в 1578 году. А поскольку он с самого начала задумывался как самый высокий, то получил название la Haute-Oeuvre, что можно рассматривать как прообраз современного слова «высотка».

Однако строительство его шло с большими трудностями по многим причинам, среди которых были и войны, и отсутствие денег, и слишком уж претенциозный архитектурный замысел, для осуществления которого не ещt было накоплено достаточно опыта и технических навыков. Несмотря на это высота внутреннего нефа собора равна 67,2 метрам. Для сравнения — высота башен собора Парижской богоматери 69 метров. Высота старой башни собора в Бове 151 метр.

На иллюстрации из архива: Квартал и арка «Дефанс».

Район «Дефанс» назван так в память о французской обороне во время франко-прусской войны 1870 г. (И в честь небольшого памятника по аналогичному событию в этом квартале, неподалеку от арки).

Внутри арки расположены конгресс-холл и выставочные и офисные помещения.

Прим. сайт.

Вообще же любые перестройки в Париже наталкивались на протесты горожан, которых условно можно разделить на традиционалистов и новаторов. Очень большие протесты вызывала перестройка Парижа бароном Османом, которого парижане даже окрестили Аттилой за то, что он снес 60 % старых зданий города . В те времена многие писатели и поэты говорили об «американизации» Парижа и очень часто высказывались против строительства новых зданий.

Впрочем, в Париже почти каждое крупное строительство сопровождается ожесточенной полемикой. Достаточно вспомнить споры вокруг сохранения Эйфелевой башни, строительства центра имени Жоржа Помпиду, Пирамиды Лувра, и даже музея Бранли.

Квартал Дефанс этой участи избежал, так как находится за чертой города, однако теперь вопрос стоит иначе. Теперь высотки начинают подбираться к городской черте Парижа, и начинается период, который можно назвать «новой османизацией» столицы Франции, а, может быть, он останется в истории как период «делоноэзации», а, может быть, парижане придумают и что-нибудь более едкое и ехидное».

Материал из архива сайт; «Международное Французское радио — RFI», русское вещание от 31/10/2008. Аудиозапись программы сделана сайт

Мониторинг сайт